Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Австрийский дипломат С. Герберштейн о Казанском ханстве (1549 г.)






Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) - ав­стрийский дипломат, побывавший в Москве дваж­ды, в 1517 и 1526 гг. Он собрал большой материал по истории многих народов Русского государства (Московии), использовав письменные документы, которые не сохранились до наших дней. Его труд «Записки о московитских делах» (1549) содержит сведения и по истории взаимоотношений Русско­го государства и Казанского ханства. С. Герберш­тейн сам не побывал в Казани, по получил во мно­гом достоверную информацию о многих событиях истории казанских татар того времени.

... Иоанн1 ставил также по своей воле царей в Казани, иногда брал их в плен, хотя под старость и потерпел от них весьма сильное поражение2...

Впрочем, как он ни был могуществен, а все же вынужден был повиноваться татарам1. Когда при­бывали татарские послы, он выходил к ним за го­род навстречу и стоя выслушивал их сидящих. Его гречанка-супруга так негодовала на это, что повто­ряла ежедневно, что вышла замуж за раба татар, а потому, чтобы оставить когда-нибудь этот рабский обычай, она уговорила мужа притворяться при при­бытии татар больным...

В ото же время московит ходил и на Казанское царство как с судовою, так и с конною ратыо, но вер­нулся оттуда безуспешно, потеряв очень много вои­нов. Хотя государь Василий был очень несчатлив в войне, его (подданные) всегда хвалят его, как будто он вел дело со всяческой удачей. И пусть домой иногда возвращалась едва не половина воинов, одна­ко московиты делают вид, будто в сражении не поте­ряно ни одного...

Народ черемисов2 живет в лесах под Нижним Новгородом. У них свой язык, и следуют они уче­нию Магомета. Ныне они подвластны царю казан­скому...

Царство Казанское, город и крепость того же имени, расположены на Волге... Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых чере­мисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чува­ши отличаются также и знанием судоходства....

Эти татары — культурнее других, так как они и возделывают поля, и живут в домах, и занимаются разнообразной торговлей. [Государь Московии] Ва­силий довел их до того, что они подчинились ему и стали принимать царей по его усмотрению; сделать это было тем легче, что сообщение по рекам, впаданнцим из Московии в Волгу, удобно и они не могут обойтись без торговли.

В свое время в Казани правил царь Халилек1. По он умер бездетным, а на вдове его Нур-Султан2 женился некий Абраэлшн3 [завладев тем самым и царством]. От Нур-Султан у Абраэмина было двое сыновей: Мухаммед-Амин и Абдул-Латиф, а от пер­вой жены [по имени Батмасса-Султан]..... сын Иль-

|'; ш, Будучи старшим, он наследовал царство по смер­ти отца. Но так как он не во всем был послушен приказам московита, то советники последнего, при­ставленные к царю, чтобы следить за его намерени­ями, однажды на пиру напоили его и, усадив в сани г. тем, чтобы-дс отвезти его домой, той же ночью от­правили его в Москву. Задержав его на некоторое время, государь отослал его потом в Вологду, где Пиктам и провел остаток жизни. Мать же его и бра­тья Абдул-Латиф и Мухаммед-Амин были удалены на Белоозеро4. Один из братьев Ильгама [Ху дайку л 5] крестился, приняв имя Петра; за него [нынешний государь] Василий выдал [затем] свою сестру...

На место увезенного в Москву Ильгама был по­ставлен Абдул-Латиф, которого государь сместил с престола по той же причине, что и Ильгама, заме­нив его Мухаммед-Амином, отпущенным с Белоозс ра. Он правил царством до 1518 года. Нур-Султал, бывшая, как уже сказано, супруга царей Халилекл и Абраэмина, после смерти Ильгама вышла замуж за перекопского [крымского] царя Менгли-Гирея. У нее не было детей от Менгли-Гирея и, тоскуя по сво­им сыновьям от первого брака, она приехала в Мос­кву к Абдул-Латифу. Отсюда она в 1504 году отпра­вилась к другому сыну — Мухаммед-Амину, цар­ствовавшему в Казани. Казанцы отложились от мос­ковита. Следствием этого были многие войны...

После смерти царя Мухаммед-Амина на вдове его женился Ших-Али1 и с помощью государя мос­ковского завладел царством, но правил всего четыре года. Глубокая ненависть, которую испытывали к нему подданные, усугублялась его безобразным хи­лым телосложением: у него было огромное брюхо, редкая бородка и женоподобное лицо — свидетель­ство того, что он совершенно не способен воевать. Кроме того, не заботясь о расположении к себе под­данных, он был более, чем нужно, предан московс­кому государю и доверял иноземцам больше, чем своим. Это заставило казанцев вручить царство од­ному из царей Тавриды [Крыма] — Сагиб-Гирею", сыну Менгли-Гирея. При его приближении Ших-Али велели оставить престол, и он, видя, что его силы недостаточны, а подданные ему враждебны, счел зя лучшее покориться судьбе и с женами, наложница­ми вернулся в Москву. Это произошло в 1 521 году.

После бегства Ших-Али царь Тавриды Мухам мед-Гирей'6 с большим войском привел в Казань брат; > Сагиб-Гирея [и на обратном пути] устремился к Москве,... быстро переправился через Оку и [жесто­ко грабя окрестности] разбил лагерь [в поле] у не­ких прудов в тринадцати верстах от самой Москвы. < 'делав оттуда вылазку, он грабил и жег все на сво-гм пути. Приблизительно в это же время из Казани лыступил с войском и Сагиб-Гирей, опустошивший Владимир и Пилений Новгород. Затем оба брата [ца­ря], подойдя к городу Коломне, объединили свои силы. [Государь Московии] Василий, понимая, что он не в состоянии отразить столь многочисленного прага, оставил в крепости с гарнизоном своего зятя Петра1, происходившего из татарских царей, и бе-ж.ал из Москвы, [он был до того напуган, что] в от­чаянии некоторое время прятался [как говорят] под стогом сена. 29 июля татары [двинулись дальше, сжигая все вокруг, и] навели такой ужас на моско­витов, что [далее в городе и крепости те не чувство­вали себя в достаточной безопасности]... й если бы тогда сотня вражеских всадников напала на город, она смогла бы без всякого сопротивления сжечь его до основания. В таком смятении наместник и дру­гие защитники города сочли за лучшее умилости-нить царя Мухаммед-Гирея, послаи ему обильные дпры...

Затем в начале лета [следующего года] Васи­лий, желая отомстить за нанесенное татарами пора­жение, собрал огромное войско, снабдил его большим количеством пушек, которых русские никогда ра­нее не употребляли в войнах, двинулся из Москвы и расположился со всем войском на реке Оке близ города Коломны. Отсюда он отправил [в Крым] к Мухаммед-Гирею гонцов, вызывая его на битву, по­тому что в прошлом году он [Василий] подвергся нападению без объявления войны, из засады, по обы­чаю разбойников. Царь ответил па это, что для на-

падения на Московию ему известно достаточно до рог и что войны решаются оружием столько же, сколько и обстоятельствами, поэтому он привык во сти их по своему усмотрению, а не по чужому.

Рассерженный этим ответом, Василий [горл жаждой мести] снялся с лагеря и в 1533 году дви­нулся в Новгород, а именно в Нижний, чтобы оттуда разорить и запять Казанское царство. Отсюда он от­правился к реке Суре [что в казанских пределах], построил там крепость, которую назвал своим име­нем1, но отвел назад свое войско. На следующий же год он послал одного из своих главных советников — Михаила Гергиевича с еще большими, чем преж­де, полчищами для покорения царства Казанского. Казанский царь Сагиб-Гирей, устрашенный столь ужасными приготовлениями, призвал к себе племян­ника со стороны брата, царя Тавриды, юношу три­надцати лет2, чтобы тот [временно] стал во главе царства, а сам бежал к турецкому [султану] молить его о помощи и поддержке. [Повинуясь призыву дяди] юноша пустился в путь. Когда он прибыл к Гостиновоозеру, т.е. острову, который называется Купеческим и расположен среди рукавов Волги не­далеко от Казанской крепости, его встретили кня­зья этого царства с пышностью и почетом, ибо в этой свите был и сеид, верховный л^рец татар. Он пользу­ется у них такой властью и почетом, что при при­ближении даже цари выходят ему навстречу, стоя предлагают ему руку — а он сидит на лошади — и, склонив голову, прикасаются к его руке; это позво­лено только царям, герцоги же касаются не руки его, а колен, знатные люди — ступней, а простой народ — только его платья или лошади...В нашу бытность [послы казанские] находились к Москве, но и тогда не было никакой надежды на.включение в будущем мира между ними. Ведь даже ярмарку, которая обычно устраивалась близ Казани пи острове купцов, Василий в обиду казанцам пере-псе в Нижний Новгород, пригрозив тяжкой карой г.гякому из своих подданных, кто отправится впредь торговать на остров. Он рассчитывал, что перенесе­ние ярмарки нанесет большой урон казанцам и что мх можно будет далее заставить сдаться. Но от тако­го перенесения ярмарки Московия претерпела ущерб пс меньший, чем казанцы, так как следствием это­го явились дороговизна и недостаток очень многих товаров, которые привозились по Волге от Каспий­ского моря с астраханского рынка, а также из Пер­сии и Армении, в особенности же превосходной рыбы, г том числе белуги, которую ловят в Волге выше и ниже Казани.

9. Сведения о Казани из книги И. Барбаро «Путешествие в Тану»

Иосафат Барбаро (1413 1491) — венециан­ский купец, дипломат и путешественник. В 1436-1452 гг. жил в Таие - золотоордыпеком городе в устье Дона, бывшей венецианской колонии, вел переговоры с ханами Золотой Орды. Труд Барбаро «Путешествие в Тану» написан в 1487-1488 гг. Сведения о Казани, вероятно, были взяты им из рассказов русских купцов в Венеции.

Сейчас прошло, вероятно, лет двадцать пять с тох пор, как русские платили за плавание [по Волге] дань татарскому хану. В настоящее время они под-

ны на переправах и заставах, и сборщикам, тамги1 и всем жителям, и всем дару гам2 страны Казанской и богохранимой столицы, да будут они хранимы от несчастий и бед, этот указ, когда дойдет, речь о том, что эти - Шейх Ахмед сын Мухаммада, и сын Шейх Ахмеда Абдал, и еще Сейид Ахмед, и его младший брат Муса сын Махмутека, сын Сейида Якуб, и его младший брат Буланс, и еще младший брат его Hyp Сейид, - эти семеро лиц явились к нам и били че­лом; они, оказывается, являются людьми, которые стали тарханами от наших прежних господ ханов; и мы также пожаловали этих упомянутых лиц и, дабы доволен был всевышний Бог и еще ради заступни­чества Мухаммада - посланника Аллаха, произвели тарханами; засим этим упомянутым на дорогах и стоянках, в пути и на месте пребывания, при нахож­дении их [где-либо] и отбытии, людям их и слугам их, и поклажам их, и скоту их никакой напасти и никоим образом вмешательства и притеснений пусть не причиняют, ясака и калана и подушного налога пусть по накладывают, и пусть не востребы-вают запросы, пошлины и сборы на издержки, скот их и коней... и владения пусть не зарятся захваты­вать; силой в дома их пусть не ставят на постои послов, пусть не берут подарочные расходы, земель­ные ссуды, подомовный налог и не требуют прови­зии и фуража [при постоях]; пусть им пи с чьей стороны не причиняются вред и ущерб; пребывая в покое вечером и утром, перед рассветом и перед за­ходом солнца нам и роду нашему молитвы и благо­словения пусть возносят, пусть не учиняют [им] ни­каких насилий, притеснений и обид, и еще после и

зложенного таким образом, людям, кои, не внимая ярлыку, причинят им насилие, притеснения и оби-

 

12. «Казанское взятие» по Никоновской летописи

 

В лето 7058 (1550 г.). Царь и великий князь Пеан Василиевич всеа Русии1 не мога терпети от клятвопреступников казанцов за многиа их неправ­ды,... хотя итти на Казаньского царя Утемишь-Ги-! > еа, Сафа-Киреева царева сына, и на злых клятво­преступников казанцов... Февраля 12, Сырные неде­ли в вторник, царь и великий князь пришел к горо­ду Казани с всем воинством и велел стати около града Казани: сам стал царь и великий князь у 1Сабана-озера; а царю Шигалею и болшему полку мелел стати против города па Арском поле; а за ре­кою Казанию против города царев и чю Едигерю2... | Однако] пришло в то время аерное нестроение [не­погода], ветры силные, и дожди великие, и мокрота пемерпаа; и из пушек и ис пищалей стреляти не мощно... И царь великий князь, видев такое нестросние, пошел от града Казани прочь... И пришел царь и великий князь на Свияжское устие... И призыва­ет благоверный царь к себе царя Шигалея и воевод своих и казанских князей, которые были с ним у города Казани, и учал царь и великий князь совето-вати, о тех бы местах поставите ему град казаньско-го для дела и тесноту бы учинити Казанской зем­ле...

В дето 7059 (1551 г.). И мыслил государь го­род поставити па Свияге на устие, на Круглой горе,... призывает к собе диака своего Ивана Гри­горьева сына Выродкова1 и посылает его, а с ним детей боярскых, на Волгу в Углецкий уезд2, церк­вей и города рубити и в судех с воеводами на низ вести, еже и бьтсть. Месяца аирилиа отпустил царь и великий государь в судех: б болшем полку царя Шигалея, да казаньскые князи и мирзы, Костров-князь да Чапкун да Бурнаш с товарыщи, 500 че­ловек, много бо их тогда бяше у государя. А город ставити и вперед в городе быти воевод своих госу­дар отпустил боярина и воеводу князя Семена Ивановича Микулинского... Месяца мая 24, в не­делю Всех Святых, царь Шигалей и воеводы при­шли на Свиягу, и, очистя гору, пев молебнаа и воду осветя, город и церковь в городе заложили... И пожаловал государь царя Шигалея Казанию и на Казани его учинил, и дал ему к Казани Луговую1 сторону всю да Арскую; а Горная1 вся сторона к Скиажьскому городу...

Того же месяца 11... царь Шигалей и бояре го-судареве отпустили к Москве государю Волгою царя казаньского Утемишь-Гирея с материю с Сююнбек-1гдрицею и крымских детей... И привезли царя ка-ианьского и царицю к государю на Москву септемв-]> иа 5, в суботу...

Августа 14 приехали к царю и боярам Кулше-риф-молна2, а с ним многие князи и мурзы. И они нее стали о Горной стороне говорить, что тово им учинити не мощно3...

В лето 7060 (1552 г.)... Тоя же зимы, генваря, били челом царю и великому князю на Москве Му-ралей-князь да Костров-князь да Алемердин-азий, а сказывают: им приказ от Казаньскые земли, чтобы государь пожаловал, царя Шигалея свел с Казани, а дал бы им наместника боярина своего...

0 измене казанцов. И того же месяца (марта) князь Семен Иванович Микулинской да князь Петр Серебряной с товарыщи поехали к городу Казани... И приехали бояре к Царевым воротам, и ворота зат-иорены. И тут воеводы у ворот стояли день весь до на посаде и начевали и наутро до полдень стояли, ссылалися, и Чапкуп изменил государю и все с ним казанцы... И бояре пошли к Свиязскому городу.

Тоя же весны... призывает государь к себе бра­тию свою, и бояр своих и воевод и съветует с ними о

своем походе х Казани... Сказывают, что пришел из Нагай [Ногайской Орды] царевич Едигирь-Магмет1, Касымов царев сын азтараханьского царя, а присла­ли его нагаи по казанской ссылке на царство в Ка­зань...

Приход государев в свиазский град. Я прииде государь в Свиазский град августа 13, в суботу, и встретили его государевы бояре, которые в городе были... И приговорил государь идти к городу Каза­ни, не мешкаа, а к ним послати грамоты: похотят без крови государю бити челом, и государь их пожа­лует... А царь благочестивый посылает грамоты к Кулшериф-молне и по всей земле Казаньской, что­бы государю били челом...

Того же месяца 20, в суботу, поиде государь за Казань-реку; и тут прислал царь Едигерь-Магмет к царю Шигалею з грамотою полоняника, а пишет гор­дые и скверные слова, веру православную и царя благочестивого поносит и укоряет, такоже и Шига-лел похуляет... Царь же стал на Терень-Узяк, полки же все CTania по Цареву лугу и вниз во Волзе. И тут приехал к государю служить Камай-мурза 2, княжь Усеинов сын, а с ним 7 казаков. А про Казань госу­дарю сказывал: в городе царь Едигирь-Магмет сове­том злым с казанцы утвердился, а государю бить челом не хотят; а единомышленники его Кулшериф, да Зейнеш князь нагайский, да изменники государе­вы Чанкун-князь, да Ислам-князь, Аликей Нары-ков, Кебек-князь тюменьской, Дербыш-кстязь — те всю землю на лихо наводят; и запасы в городе мно­гие... И Камай-мурзу государь пожаловал с товары-щи великим своим жалованием.

О розрядстве воевод стати у города... И сове­товал государь, как пойти к городу, и приговорил:

стати самому государю и князю Володимеру Андре­евичи) на Цареве лугу близко к Отучевы мизгити | мечети], а царю Шигалею за Булаком под кладби­щем, а идти царю в болшем полку; а на Арском стати болшему полку да передовому да княже Воло-д и мера Андреевича боярину и воеводе князю Юрью; •л правой руке за Казанию за рекою, да казакам с ними многым, а сторожевому полку на усть-Булака, а левой руке выше его...

Приход царской к Казани. Государь же приехал на урочное место, где его царскому стану быти, в иторник 23 [августа], и иовеле церкви ставити по­лотняные, и потом велел ставити шатры свои цар­ские. Назавтрие, в среду, повеле государь туры [де­ревянные башни] ставити по Булаку вверх от Каза­ни от рекы... И в пятницу, того же месяца 26, пове­ло государь болшую крепость делати против Царе­вых1 ворот и от Ареких2 и Аталыковых3 и Тюменъ-псых'1... И как пошли к городу, и казанцы вылезли многые люди конные и пешие, и обоим, христианам и татарам, быощеся крепце на много время, и из i сушек по граду и по воротам безпрестани биюще и стрельцы из пищалей... и бысть сеча велиа и при-ужастна...

А государь велел в той день туры ставити с Арского поля против города. И поставиша туры по

Казань по реку против Кабатцкых1 ворот да и Збой-ливых ворот2 да и Крымских ворот3 и Елбугипых ворот 4 без бою: казанцы не вылазили, толко стрел-ба была з города из пушек и из пищалей и из луков, а стрелцы и боярьскые люди на них стреляше. И где нелзе турам быти, и государь, пересмотря место, по-веле диаку своему Ивану Выродкову промеж тур тын ставити...

О подкопе. Того лее месяца августа 31, в среду, призывает государь к собе немчина, именуема Раз-мысла, хитра, навычна градскому разорению, и при­казывает ему подкоп под град учинити. И нача под­коп творити от Булака-рекы промеж Аталыковых ворот и Тюменьскых.

Вопрос царской о воде. И призывает государь к собе Камая-мырзу и роспрашивает, отколе воду ем-лют в городе Казань, бо реку уже от них отняли; такожде и полоняников, которые в те дни выбегали к государю. И сказывали государю, что есть у них тайник от Казани от рекы, у Муралеевых ворот, ключ в берегу, а ходят к нему по подземелию... И воеводы государю взвестили, что путь их близко той бани каменной [Даирова5 зовомой], в которой казаки го­сударевы стоят, и с той бани мочно подкопатися по тайник.

О порушении тайника. Септемвриа месяца 4 повеле государь под тайник зелиа [порох] подстави-

|'п 11 бочек. И в неделю, на ранней зоре, взорвало пн'шик с людми казаньскыми, которые по воду хо­дили, и стена городская оплела и обрушилася, и мно­жество в граде казанцов побило камением и брев-п|.[, с высоты великие падающе, елее зелием1 ВЗОрВа-МП...

О послании в град Казань. Государь лее христи-; шьский царь благочестивы, не хотягце крови чело-игческыя зрети. Посылает ко граду Камая-мурзу, чтобы государю били челом... Казанцы же в граде ■ ', ц|'Шьш гласом реша: «Не бием челом! На стенах и и башне Русь, и мы иную стеную поставим, да все помрем или отсидимся»..,

О розрядстве воеводском., как приступами к гра-Оу. И посем благочестивый царь повеле всем лю-/|, |чи готовым быти в полках... Царю благочестиво­му и брату его и князю Володимиру Андреевичи) с * пойми полкы стати против Царевых ворот на поса­де от кладбища; на Арском поле и на дорогах на Лускых2 и на Чюваигскых* велел государь быти царю Шпгалею, а с ним все князи и мурзы городецкые | касимовские]. А на Нагайской дороге* велел госу-д.фь быти князю Юрью Оболенскому с полком да ииязю Григорию Феодоровичю Мещерскому. А на

Галицкой дороге1 за Казанию-рекою велел государь быти воеводе своему князю Ивану Ромодановскому с людьми, близко Бижболды2; да за Казанию же ре­кою велел быти голове з дворяне же своего царского полку Михаилу Ивановичи) Воронову; а вверх по Казани у Старово городища голову Михаила Петро­ва Головина...

О подставлении зелиа [пороха] под град. И при­слал к государю князь Михайло Воротыньской: «Раз-мысл-де зелие под град подставил, з града его виде­ли, и невозможно до третиаго часу мешкати». Царь же благочестивый посылает по всем полкам взвес-тити, да вскоре уготовятся на брань.

О взорвании подкопа... Сильный гром грянул и велми земля дрогну и потрясеся. Благочестивый же царь из церковных дверей мало поступи и виде градскую стену подкопом вырвану и многыя бревна и людей на высоту взметающе поганых...

Быстъ сеча в граде Казани... Царь же посылает головы из своего царьскаго полку, а велит нашим спешити и помогати своим, на конех бо невозмож­но: теснота в городе великаа в хоромех, такожде и от множьства людей. Головы же царьскые з детьми боярьскыми мужествене нападают на иноверных, и биющеся царевы воини в всех местах от всех ворот мужествене... И приближа христиане к мечите к Кулшерифу к Тезитъскому врагу3 [оврагу], и тут с Кулшерифом-молпою многие неверные совокупивше-ся и зле биющеся, — убиша Култперифа с его пол-

к.ом — и болшим милосердием одолеваху право-главнии Кулшерифа, со всеми его побита. Татарове; к.е все побегоша на Царев двор, воини же православ­ной приближеся к Цареву двору1 и сечаху нещадно нечестивых, мужей и жен, по удолиям крови теча-ху. И татарове собравитесяя на Цареве дворе... побе­гоша все к Елбугиным воротам, и нача с града ме-■ 1'лтца и в ворота пробиватца, и многие к лесу на бег-стио устремишася...

О избиении поганых. И уже помощию всесиль­ного Господа наш царь православный и великий киязь Иван Василиевич самодерж.ей всеа Руси одо-чп нечестивых до конца, и царя казаньскаго Еди-п'рь-магмета изыма, и знамена их взяша. В полон.ice повеле царь имати жены и дети малые, а ратных л; | их измены избити всех, и столь множьство взяша полону татарскаго, якоже всем полком русскым мпполнитися: у всякаго человека рускаго полон та­тарской бысть...

О въезде царьском в град. И повеле государь еди-ну улицу очистити к Цареву двору от Муралеевых порот, мертвых поснести; и едва очистили, и госу­дарь въехал в город. Перед ним ехали воеводы и дкоряне многие да с животворящим крестом Анд­рей протопоп, а за государем ехал князь Владимир Андреевич и царь Шигалей. И приехал государь на Царев двор... Преже на том дворе нечестивые цари нодворялися. Царь же благоверный въздав хвалу ногу и приказал в град воеводам, велел огни гасити, и многыя сокровища казаньскыя велел всему свое­му воиньотву имати...

О священии града. Того же лета, октября 4, го­род Казаньской вычистили от множьства трупиа мертвых, и государь поехал в град и изобрал место

1 Царев двор — Ханский двор в северной части Ка­ннской крепости (в районе совр. резиденции Президента 1'Т).

среди града и вдрузил на нем крест своима руками царьскыми и обложил на том месте храм во имя пречистыя владычицы нашиа Богородицы честнаго ея Благоветцениа,... того же месяца 6 свещал госу­дарь церковь соборную Благовещение Пречистыа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал