Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об информации руководства братских стран по польскому вопросу. Выписка из протокола №40 заседания политбюро ЦК КПСС






13 декабря 1981 г.

Как друзьям известно, польское руководство ввело в стране военное поло­жение, объявило о создании Военного Совета национального спасения и изоли­ровало наиболее экстремистские элементы из «Солидарности», «Конфедерации независимой Польши» и других антисоциалистических групп.

Оставляет положительное впечатление Обращение В. Ярузельского к народу, в котором, на наш взгляд, правильно расставлены акценты по основным вопросам. В частности, что особенно важно, подтверждены руководящая роль ПОРП, верность ПНР союзническим обязательствам по Варшавскому Договору.

Условием успешного проведения акции польские товарищи рассматривали строгую секретность. О ней было известно лишь в узком окружении В. Яру­зельского. Благодаря этому друзьям удалось застигнуть противника врасплох, и операция пока проходит удовлетворительно.

В самый канун осуществления намеченного плана В. Ярузельский сообщил об этом в Москву. Ему передали, что советское руководство относится к такому решению польских товарищей с пониманием. При этом мы исходим из того, что польские друзья будут решать эти вопросы внутренними силами.

По нашей предварительной оценке, действия польских друзей являются активным шагом отпора контрреволюции и отвечают в этом смысле обшей линии братских стран.

В этих условиях возникает вопрос и об оказании политической и моральной поддержки польским товарищам, а также дополнительной экономической помощи. Советское руководство, как и прежде, будет действовать в польском вопросе в контакте с братскими странами... (11. С. 103-104)


XXVI. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1945 – 1990 гг.

1. Устав Организации Объединенных Наций Нью-Йорк.24 октября 1945 г.


Глава I. Цели и принципы

Статья 1. Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддержать международный мир и безопасность и с этой це­лью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления
всеобщего мира;

3.Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Статья 2. Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами:

1. Организация основана на принципе суверенного равенства ее Членов;

2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;

3.Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобыне подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

4.Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

7. Настоящий Устав ни в какой мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие вовнутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела наразрешение в порядке настоящего Устава; однако, этот принцип не
затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII.

Глава II. Члены организации

Статья 3. Первоначальными Членами Организации Объединенных Наций являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию Международной Организации или подписав Декларацию Объединенных Наций от 1-го января 12 года, подписали и ратифицировали настоящий Устав в соот­ветствии со статьей 110…

Статья 5. Если против какого-либо Члена Организации были предприняты Советом Безопасности действия превентивного или принудительного характера, Генеральная Ассамблея имеет право, по реко­мендации Совета Безопасности, приостанавливать осуществление прав и привилегий, принадлежавших ему как Члену Организации. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.

Статья 6. Член Организации, систематически нарушающий принципы, со­держащиеся в настоящем Уставе, может быть исключен из Органи­зации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопас­ности... (27. С. 16-18)

 

2. Речь Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже

Фултон (США). 5 марта 1946 г.

...Какова же будет та общая стратегическая концепция, которой мы должны следовать сегодня? Это — безопасность и благосостоя­ние, свобода и прогресс всех домашних очагов и семей, всех мужчин и женщин во всех странах...

Дабы обеспечить безопасность этих бесчисленных семейных очагов, необходимо прежде всего избавить их от двух самых страш­ных мародеров — войны и тирании... Наша наипервейшая задача и долг — защитить семьи простых тружеников от ужасов и тягот еще одной войны.

Уже создана международная организация для достижения основ­ной цели — предотвращения войны. Организация Объединенных На­ций, преемник Лиги Наций с решающим присоединением Соединен­ных Штатов и всего того, что из этого следует, — уже приступила к работе. Мы должны добиться, чтобы ее работа была плодотворной, чтобы она стала реальностью, а не имитацией... ООН должна не­медленно приступить к созданию международных вооруженных сил…

Мы не можем закрывать глаза перед тем фактом, что свободы, которыми пользуются граждане во всей Британской империи, не существуют в значительном числе стран, причем некоторые из этих стран являются весьма могущественными. В этих государствах кон­троль над простыми людьми осуществляется с помощью различного рода всеобъемлющих полицейских правительств в такой степени, которая является подавляющей и противоречит всем принципам де­мократии…

Все это означает, что народ любой страны имеет право закреплением конституционально, посредством полностью свободных вы­боров, тайным голосованием избирать либо изменять состав прави­тельства и форму правления в своей стране; что должны быть осу­ществлены свободы слова и свободы мысли; что суды, не зависимые отисполнительной власти, не подотчетные никакой партии, должны: управлять правосудие, основываясь на законах, принятых и одобренных широким большинством либо освященных временем и тра­дицией. Вот что могут нести миру и человечеству американский и ганский народы...

Никто не знает, что Советская Россия и ее коммунистическая международная организация намереваются сделать в ближайшем будущем или каковы границы, если таковые существуют, их экспансионистских тенденций и стремлений к прозелитизму. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. Англия и США, несомненно, тоже от­носятся сочувственно и благожелательно ко всем народам России, и мы полны решимости, несмотря на многочисленные разногласия и неудачи, установить прочную дружбу. Мы понимаем, что русские должны чувствовать себя в безопасности на своих западных грани­цах от какого-либо возобновления германской агрессии. Мы при­ветствуем занятие Россией полагающегося ей места среди руково­дящих наций мира... Однако моя обязанность заключается в том, чтобы представить вам некоторые факты о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровищадревних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере, и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающе­муся контролю Москвы.

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключи­тельной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего вре­мени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии...

В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические «пятые колонны», которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, полученным от коммунистического центра...

Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более то, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотретъ здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...

Наша старая доктрина равновесия является несостоятельно. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Если западные демократии будут держаться вместе, строго следуя принципам Хартии ООН, их влияние, направленное на претворение жизнь этих принципов, было бы огромным, и никто бы не cmc встать у них на пути. Но если их что-то разделит или они заколеблются в исполнении своего долга, тогда действительно катастрофа может грозить нам всем... Это можно обеспечить только если в настоящее время, в 1946 г., будет достигнуто полное взаимопонимание с Россией по всем вопросам под общим руководством Объединенных Наций и при поддержании этого взаимопонимания в течение многих лет при помощи международного инструмента, поддерживаемого всей силой стран, говорящих на английском языке, и всеми их связями... (24. С.211-212)

 

3. Директивы глав правительств четырех держав министрам иностранных дел. («Женевский саммит»)

23 июля 1955 г.

 

1. Европейская безопасность и Германия. С целью создания евро­пейской безопасности с учетом законных интересов всех государств и их неотъемлемого права на индивидуальную и коллективную самооборону, министрам поручается рассмотреть различные предложения, направленные на достижение этой цели, включая следующие: пакт о безопасности для Европы или для части Европы, включая положение о принятии государствами-участниками обязательства не прибегать к силе и отказывать в помощи агрессору; ограничения, контроль и инс­пекция в отношении вооруженных сил и вооружений; создание между Востоком и Западом зоны, в которой размещение вооруженных сил бу­дет производиться по взаимному соглашению; а также рассмотреть дру­гие возможные предложения, относящиеся к решению этой проблемы.

Главы правительств, признавая свою общую ответственность за разрешение германского вопроса и за воссоединение Германии, со­гласились, что разрешение германского вопроса и воссоединение Германии посредством свободных выборов должно быть осуществлено в соответствия с национальными интересами германского наро­да и интересами европейской безопасности.

Министры иностранных дел могут провести любые мероприятия, которые они сочтут желательными относительно участия других за­интересованных сторон или консультации с ними.

2. Разоружение. Четыре Главы правительств... соглашаются:

1) С этой целью работать совместно для выработки приемлемой системы разоружения при посредстве подкомитета комиссии ООН по разоружению.

2) Поручить своим представителям в подкомитете во исполнение их мандата от Организации Объединенных Наций учитывать в их работе мнения и предложения, выдвинутые Главами правительств на этом Совещании.

3) Предложить, чтобы следующее заседание подкомитета имело место 29 августа 1955 г. в Нью-Йорке.

4) Поручить министрам иностранных дел принять во внимание работу, проделанную комиссий по разоружению, учесть мнения и предложения, выдвинутые Главами правительств на этом Совещании, и обсудить, нет ли возможности для четырех правительств проявить дальнейшую полезную инициативу в области разоружения.

3.Развитие контактов между Востоком и Западом. Министры иностранных дел должны при посредстве экспертов изучить меры, включая возможные меры в органах и учреждениях Организации Объединенных Наций, которые могли бы (а) привести к постепенному устранению барьеров, которые препятствуют свободному общению и мир­
ной торговле между народами, и (б) осуществлению свободных контактов и связей, взаимно выгодных для заинтересованных стран и народов.

4.Министры иностранных дел четырех держав встретятся в Женеве в течение октября для того, чтобы начать обсуждение этих вопросов и определить организацию их работы. (27. С. 162-163)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал