Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Об информации руководства братских стран по польскому вопросу. Выписка из протокола №40 заседания политбюро ЦК КПСС
13 декабря 1981 г. Как друзьям известно, польское руководство ввело в стране военное положение, объявило о создании Военного Совета национального спасения и изолировало наиболее экстремистские элементы из «Солидарности», «Конфедерации независимой Польши» и других антисоциалистических групп. Оставляет положительное впечатление Обращение В. Ярузельского к народу, в котором, на наш взгляд, правильно расставлены акценты по основным вопросам. В частности, что особенно важно, подтверждены руководящая роль ПОРП, верность ПНР союзническим обязательствам по Варшавскому Договору. Условием успешного проведения акции польские товарищи рассматривали строгую секретность. О ней было известно лишь в узком окружении В. Ярузельского. Благодаря этому друзьям удалось застигнуть противника врасплох, и операция пока проходит удовлетворительно. В самый канун осуществления намеченного плана В. Ярузельский сообщил об этом в Москву. Ему передали, что советское руководство относится к такому решению польских товарищей с пониманием. При этом мы исходим из того, что польские друзья будут решать эти вопросы внутренними силами. По нашей предварительной оценке, действия польских друзей являются активным шагом отпора контрреволюции и отвечают в этом смысле обшей линии братских стран. В этих условиях возникает вопрос и об оказании политической и моральной поддержки польским товарищам, а также дополнительной экономической помощи. Советское руководство, как и прежде, будет действовать в польском вопросе в контакте с братскими странами... (11. С. 103-104) XXVI. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1945 – 1990 гг. 1. Устав Организации Объединенных Наций Нью-Йорк.24 октября 1945 г. Глава I. Цели и принципы Статья 1. Организация Объединенных Наций преследует Цели: 1. Поддержать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления 3.Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и 4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. Статья 2. Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами: 1. Организация основана на принципе суверенного равенства ее Членов; 2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации; 3.Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобыне подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость; 4.Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций; 5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера; 6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности; 7. Настоящий Устав ни в какой мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие вовнутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела наразрешение в порядке настоящего Устава; однако, этот принцип не Глава II. Члены организации Статья 3. Первоначальными Членами Организации Объединенных Наций являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию Международной Организации или подписав Декларацию Объединенных Наций от 1-го января 12 года, подписали и ратифицировали настоящий Устав в соответствии со статьей 110… Статья 5. Если против какого-либо Члена Организации были предприняты Советом Безопасности действия превентивного или принудительного характера, Генеральная Ассамблея имеет право, по рекомендации Совета Безопасности, приостанавливать осуществление прав и привилегий, принадлежавших ему как Члену Организации. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности. Статья 6. Член Организации, систематически нарушающий принципы, содержащиеся в настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности... (27. С. 16-18)
2. Речь Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже Фултон (США). 5 марта 1946 г. ...Какова же будет та общая стратегическая концепция, которой мы должны следовать сегодня? Это — безопасность и благосостояние, свобода и прогресс всех домашних очагов и семей, всех мужчин и женщин во всех странах... Дабы обеспечить безопасность этих бесчисленных семейных очагов, необходимо прежде всего избавить их от двух самых страшных мародеров — войны и тирании... Наша наипервейшая задача и долг — защитить семьи простых тружеников от ужасов и тягот еще одной войны. Уже создана международная организация для достижения основной цели — предотвращения войны. Организация Объединенных Наций, преемник Лиги Наций с решающим присоединением Соединенных Штатов и всего того, что из этого следует, — уже приступила к работе. Мы должны добиться, чтобы ее работа была плодотворной, чтобы она стала реальностью, а не имитацией... ООН должна немедленно приступить к созданию международных вооруженных сил… Мы не можем закрывать глаза перед тем фактом, что свободы, которыми пользуются граждане во всей Британской империи, не существуют в значительном числе стран, причем некоторые из этих стран являются весьма могущественными. В этих государствах контроль над простыми людьми осуществляется с помощью различного рода всеобъемлющих полицейских правительств в такой степени, которая является подавляющей и противоречит всем принципам демократии… Все это означает, что народ любой страны имеет право закреплением конституционально, посредством полностью свободных выборов, тайным голосованием избирать либо изменять состав правительства и форму правления в своей стране; что должны быть осуществлены свободы слова и свободы мысли; что суды, не зависимые отисполнительной власти, не подотчетные никакой партии, должны: управлять правосудие, основываясь на законах, принятых и одобренных широким большинством либо освященных временем и традицией. Вот что могут нести миру и человечеству американский и ганский народы... Никто не знает, что Советская Россия и ее коммунистическая международная организация намереваются сделать в ближайшем будущем или каковы границы, если таковые существуют, их экспансионистских тенденций и стремлений к прозелитизму. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. Англия и США, несомненно, тоже относятся сочувственно и благожелательно ко всем народам России, и мы полны решимости, несмотря на многочисленные разногласия и неудачи, установить прочную дружбу. Мы понимаем, что русские должны чувствовать себя в безопасности на своих западных границах от какого-либо возобновления германской агрессии. Мы приветствуем занятие Россией полагающегося ей места среди руководящих наций мира... Однако моя обязанность заключается в том, чтобы представить вам некоторые факты о нынешнем положении в Европе. От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровищадревних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере, и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии... В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические «пятые колонны», которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, полученным от коммунистического центра... Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более то, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотретъ здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах... Наша старая доктрина равновесия является несостоятельно. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Если западные демократии будут держаться вместе, строго следуя принципам Хартии ООН, их влияние, направленное на претворение жизнь этих принципов, было бы огромным, и никто бы не cmc встать у них на пути. Но если их что-то разделит или они заколеблются в исполнении своего долга, тогда действительно катастрофа может грозить нам всем... Это можно обеспечить только если в настоящее время, в 1946 г., будет достигнуто полное взаимопонимание с Россией по всем вопросам под общим руководством Объединенных Наций и при поддержании этого взаимопонимания в течение многих лет при помощи международного инструмента, поддерживаемого всей силой стран, говорящих на английском языке, и всеми их связями... (24. С.211-212)
3. Директивы глав правительств четырех держав министрам иностранных дел. («Женевский саммит») 23 июля 1955 г.
1. Европейская безопасность и Германия. С целью создания европейской безопасности с учетом законных интересов всех государств и их неотъемлемого права на индивидуальную и коллективную самооборону, министрам поручается рассмотреть различные предложения, направленные на достижение этой цели, включая следующие: пакт о безопасности для Европы или для части Европы, включая положение о принятии государствами-участниками обязательства не прибегать к силе и отказывать в помощи агрессору; ограничения, контроль и инспекция в отношении вооруженных сил и вооружений; создание между Востоком и Западом зоны, в которой размещение вооруженных сил будет производиться по взаимному соглашению; а также рассмотреть другие возможные предложения, относящиеся к решению этой проблемы. Главы правительств, признавая свою общую ответственность за разрешение германского вопроса и за воссоединение Германии, согласились, что разрешение германского вопроса и воссоединение Германии посредством свободных выборов должно быть осуществлено в соответствия с национальными интересами германского народа и интересами европейской безопасности. Министры иностранных дел могут провести любые мероприятия, которые они сочтут желательными относительно участия других заинтересованных сторон или консультации с ними. 2. Разоружение. Четыре Главы правительств... соглашаются: 1) С этой целью работать совместно для выработки приемлемой системы разоружения при посредстве подкомитета комиссии ООН по разоружению. 2) Поручить своим представителям в подкомитете во исполнение их мандата от Организации Объединенных Наций учитывать в их работе мнения и предложения, выдвинутые Главами правительств на этом Совещании. 3) Предложить, чтобы следующее заседание подкомитета имело место 29 августа 1955 г. в Нью-Йорке. 4) Поручить министрам иностранных дел принять во внимание работу, проделанную комиссий по разоружению, учесть мнения и предложения, выдвинутые Главами правительств на этом Совещании, и обсудить, нет ли возможности для четырех правительств проявить дальнейшую полезную инициативу в области разоружения. 3.Развитие контактов между Востоком и Западом. Министры иностранных дел должны при посредстве экспертов изучить меры, включая возможные меры в органах и учреждениях Организации Объединенных Наций, которые могли бы (а) привести к постепенному устранению барьеров, которые препятствуют свободному общению и мир 4.Министры иностранных дел четырех держав встретятся в Женеве в течение октября для того, чтобы начать обсуждение этих вопросов и определить организацию их работы. (27. С. 162-163)
|