Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логико-психологические основы определения содержания учебных предметов.
При определении содержания учебных предметов следует исходить из следующих общих положений. 1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями. Последние выводятся самими учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы. 2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми. 3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны ^уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. 4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде. 5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно. 6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном, плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. В программу учебных предметов должны быть включены и те общеучебные умения, которые перечислены выше. Эти умения носят не предметный, а учебный характер, поскольку они соответствуют тем действиям, посредством которых реализуется учебная деятельность. Методом обучения в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному (от общего к частному) может быть метод системы учебных задач, при решении которых у школьников происходит формирование соответствующих учебных действий и усвоение теоретических знаний.
Варианты организации усвоения. Научные знания в содержании учебного материала включают: знания об исходных конкретных эмпирических объектах и их свойствах, знания о сущности исходных явлений и, наконец, знания об исходных конкретных объектах, но уже как мысленно конкретных, теоретически объясненных. Перечислим возможные варианты организации усвоения содержания учебного материала: 1) учитель сообщает устно или письменно все перечисленные знания в полном объеме, а учащиеся осуществляют рецептивные действия понимания сообщений учителя; 2) учитель сообщает знания об исходных эмпирически конкретных объектах, знания о сущности объектов, а объяснение предлагает вывести самим учащимся; в этом случае учащиеся осуществляют рецептивные действия понимания сообщений и самостоятельные действия обоснования конкретных знаний исходя из знаний о сущности; 3) учитель сообщает только знания об исходных эмпирически конкретных объектах, а все остальные знания предлагает найти самим учащимся, осуществляя при этом косвенное управление поиском, наводя их на переход от знания о явлениях к знанию о сущности и далее к содержательному конкретному знанию об объектах; при этом учащиеся осуществляют рецептивные действия понимания сообщений об эмпирических фактах и относительно самостоятельные действия поиска их сущности, обоснования конкретных знаний исходя из найденных знаний о сущности; 4) учащимся предлагается самостоятельно получить некоторые исходные эмпирические данные об объектах, найти их основания и вывести свойства объектов из найденных оснований. Уяснение содержания учебного материала из сообщения включает следующие операции: восприятие и декодирование исходного содержания, переработка и уяснение содержания, фиксация переработанного и уясненного содержания.
|