![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самоуправление в обучении.
Уровень развития личности учащегося оказывает непосредственное влияние на характер усвоения знаний, на темп продвижения по этапам. Он может ускорить или замедлить переход от предшествующих ступеней усвоения к последующим, от наглядно-действенных способов к абстрактным и, наоборот, от внешних действий к операциям, совершаемым только во внутреннем плане, и, наоборот, от репродуктивных к продуктивным способам усвоения и наоборот. Ведущей закономерностью возрастного развития является переход от неосознаваемых, неуправляемых форм деятельности к осознанным, самоуправляемым. Еще Л. С. Выготский, рассматривая процесс овладения ребенком знаками, созданными в истории развития человечества, трактовал этот процесс как путь к овладению собственным поведением, -как путь к саморегулированию. Учебное действие может осуществляться по типу непосредственной реакции на стимул. В этом случае овладение деятельностью фактически еще не имеет места. Первая стадия овладения деятельностью возникает в тех условиях, когда способ деятельности становится предметом осознания ученика. Наличие готового образца и предписание, как надо действовать, крайне ограничивают возможности активного мышления и проявления саморегуляции учащихся. Однако такие действия по образцу и готовым предписаниям должны занимать определенное место в процессе учения, ибо они составляют необходимую стадию в овладении собственной познавательной деятельностью. Более высокий уровень самоуправления учащихся возникает при постановке перед ними задач проблемного типа, требующих от них самостоятельного поиска способа решения проблемы. Эффективное управление в этом случае достигается, если учащиеся получили необходимые для решения сведения, если обеспечена система последовательных проблемных ситуаций и если учащийся овладел приемами разрешения проблемных ситуаций. Очень важное значение имеет пробуждение у школьников потребности в рационализации мышления, побуждающей и к самостоятельному открытию новых приемов. Обучаемость и мотивация. В зависимости от уровня обучаемости и от направленности личности, включающей мотивацию и отношение к учению, учащиеся могут быть подразделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями: 1) высокий уровень развития интеллекта и обучаемости и положительная направленность; 2) высокая обучаемость и отрицательная направленность; 3) низкая обучаемость и положительная направленность; 4) низкая обучаемость и отрицательная направленность. Для учителей возникает острая проблема: как приобщить к проблемной системе обучения учеников четвертой группы? Противоречие здесь состоит в следующем: для того чтобы вызвать и закрепить положительное отношение к учению, необходимо давать таким ученикам легкие задачи, но для того чтобы развивать интеллект и обучаемость, нужны относительно трудные задачи. Разрешение этого противоречия состоит в формировании в первую очередь положительной стойкой мотивации учения.
|