Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты исследования. 1. Институционально-ролевой аспект.Согласно Конституции Президент РФ наделен максимальным объемом властных полномочий14 Помимо выполнения репрезентативных
1. Институционально-ролевой аспект. Согласно Конституции Президент РФ наделен максимальным объемом властных полномочий14 Помимо выполнения репрезентативных функций (символ единства государства, представительство внутри страны и в мировом сообществе, присуждение и вручение высших государственных наград), Президент РФ несет персональную ответственность за положение дел в стране, назначает на высшие должности в государственном аппарате, направляет деятельность исполнительной ветви власти. Глава российского государства позиционируется выше социальных, партийных, национальных и других групповых интересов. Он является верховным главнокомандующим вооруженных сил, выступает высшим защитником интересов своих соотечественников, решает вопросы гражданства. Таким образом, роль Президента РФ обладает мощным потенциалом влияния на работу государственного аппарата и трансформации общества. Для россиян роль лидера страны имеет не только функциональное, и символическое значение, поскольку олицетворяет власть и воплошает сакральный смысл15. В этом проявляются характерные черты российской политической культуры: всеобъемлющая зависимость от центрального правительства, персонификация власти, склонность к царистскому архетипу! 6. Поэтому выбор модели сильного президентского режима (так называемого «суперпрезидентства») для России был закономерен. 2. Борис Ельцин. Первым президентом Российской Федерации являлся Б. Н. Ельцин. В 1990 г. он возглавил РСФСР в качестве Председателя Верховного Совета. Для закрепления суверенитета республики, который был продекларирован ранее, и оперативного решения Государственных вопросов был учрежден пост Президента России. Эту идею одобрил всенародный референдум. Ельцин пошел на первые в отечественной истории прямые выборы главы государства и одержал победу. В результате он получил высшую власть непосредственно из рук.сограждан как национальный лидер молодой демократической России17. 8 связи с распадом Советского Союза в 1991 г. и переименованием РСФСР Ельцин из Президента республики автоматически стал Президентом Российской Федерации — государства-продолжателя СССР18. Он не имел четкого представления ни об институциональных перспективах поста главы государства, ни об особенностях нового амплуа, хотя о символике страны и своего поста позаботился19. До сих пор ему доводилось играть две роли: партийного руководителя регионального уровня («удельного князя») и мятежного народного героя («опального бунтовщика»). Это пригодилось при вхождении в образ главы государства («царя»), которое утоляло жажду власти. Вооруженный конфликт между Президентом и Верховным Советом России, который произошел осенью 1993 г. в Москве, заставил Ельцина инициировать принятие новой Конституции. В декабре 1993 г., избирая депутатов Государственной Думы РФ, россияне проголосовали за Основной Закон, который наделил главу государства практически неограниченными полномочиями20. С этого времени Ельцин стал называть себя «гарантом Конституции», ревностно следя за тем, чтобы никто не покушался на его единоличную власть. Целью ее сохранения вдохновлялась иантикоммунистическая риторика, с которой диссонировала вся его предшествующая карьера. Ельцин был представителем того поколения советских политиков, которое делало карьеру в иерархии КПСС. Проработка подчиненных на заседании партийно-хозяйственного актива, после которой человек мог оказаться в больнице с инфарктом или инсультом, была обычной практикой. Ельцин давно усвоил этот стиль, перенес его Из Свердловского обкома в Московский горком, а затем демонстрировал в качестве главы государства. Являясь первым Президентом РФ, Б. Н. Ельцин был драматургом, режиссером и актером, который создавал, выстраивал и вживался в роль «Избираемого монарха»21. К середине 1990-х годов у него сформировалисьустойчивые представления о том, как нужно преподносить себя. Царственная походка, осанка, манера речи — все должно было демонст- '9-2696 рировать высокий статус Президента великой России22. Во время встреч с руководителями других государств он стремился к тому, чтобы его автомобиль в кортеже следовал первым23. Себя идентифицировал как центр политической жизни страны, а свое окружение считал подручным материалом, которым можно манипулировать ради сиюминутных интересов. При кадровых назначениях Ельцин не заботился о политической совместимости людей. Не старался устанавливать четкие границы в полномочиях различных институтов, предпочитал 'скорее учреждать новые чем оптимизировать существующие24. Эти факторы приводили к ослаблению управляемости страной. Ельцин позволял себе провоцировать острые политические ситуации. Мог затаиться на неопределенное время, чтобы оппоненты проявили себя, и потом внезапно атаковать. Как инстинктивный политик, он не боялся кризисов, чувствовал себя в них, как в своей стихии, а в более спокойные периоды сникал, поддавался фрустрации, исчезал из поля зрения25. Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, он не пытался ограничить права и свободы сограждан, был лоялен к СМИ. Причем не столько потому, что являлся демократом или либералом по своим убеждениям, сколько из-за особенностей мотивационного профиля. Уступающий лишь мотиву власти, его развитый мотив аффилиации выражался в желании нравиться, вызывать восхищение, проявлять демонстративность. Пока позволяло здоровье, Ельцин преподносил экспромты, выходил к народу, любил рукопожатия, братания, делал шокирующие заявления. Этого стиля он придерживался до конца президентской карьеры. На очередных выборах в 1996 г. Б. Н. Ельцин победил дорогой ценой. Ему это стоило неимоверных физических усилий, а стране — разрастания олигархических кланов. Но за полгода до истечения срока он в своей царственной манере передал пост преемнику, Председателю Правительства РФ В. В. Путину, которого фактически назначил следующим главой государства. Свое кредо Ельцин озвучил, вручая 15 апреля 1999 г. в Кремле орден «За заслуги перед Отечеством» народной артистке СССР Алле Пугачевой. «Я полюбил вас, когда вы пошли наперекор тем, кто хотел зажимать, не пускал, чинил препятствия, — признался первый Президент России. — Я тоже всю жизнь боролся. Поэтому у нас есть что-то общее. Дух бунтарства»26. Верный этому кредо, Ельцин сделал собственный уход с политической сцены эффектным и безвозвратным, попросив прощения у сограждан за ошибки и неоправданные надежды. Своего преемника охарактеризовал кратко и емко: «Он совестливый»27. После отставки Ельцин воздерживался от публичных комментариев и оценок происходящего. Вместе с должностью он передал ряд нерешенных институциональны" проблем. 3. В. В. Путин получил в наследство плохо управляемую и контролируемую криминально-олигархическими группами страну. Вскоре после подтверждения президентских полномочий на выборах 2000 г. он приступил к поэтапному укреплению властной вертикали. Вместо не оправдавшей себя системы региональных представителей Президента РФ он решил создать аппарат полпредов, которые должны назначаться непосредственно главой государства в 7 больших административных округах (по аналогии с военными), стягивающих 89 регионов России. Затем В. В. Путин инициировал реформу верхней палаты российского парламента24: в Совет Федерации стали входить не губернаторы, а постоянные представители местной исполнительной и законодательной власти — по два от каждого субъекта РФ. Самих глав регионов он собрал в совещательный орган при Президенте — Государственный Совет30. С отменой в 2004 г. прямых выборов на высший пост в субъектах РФ31 губернаторы превратились из независимых лидеров своих регионов в руководителей, фактически назначаемых Кремлем32. Перечисленные меры восстановили управляемость страной, позволили защитить государство от проявлений сепаратизма. В течение двух сроков своего президентства В. В. Путин стремился к поэтапным, вызревающим изменениям, получавшим поддержку в элитах и у широкой общественности. В отличие от предшественника — персоноцентриста, «западника» и радикала, Путин демонстрировал приверженность институтоцентризму, патриотизму и умеренности33. Стать президентом он заранее не планировал, поэтому до своего выдвижения создать костяк соратников не успел. Чтобы собрать вокруг себя команду единомышленников, на ключевые посты в Центре и на местах в основномставил людей, которым доверял лично, — знакомых по прежней работе в мэрии Санкт-Петербурга и органах госбезопасности. Этот принцип в подборе кадров зачастую не учитывал компетентность человека, что неоднократно подчеркивалось в оппозиционных СМИ. В свое время приверженность командному духу вынудила его покинуть мэрию Санкт-Петербурга после проигрыша выборов А. А. Собчаком, отклонить предложение избранного губернатора остаться в новой администрации и тем самым потерять работу. Путин не пытался поднять свою популярность за счет критики экс-резидента, хотя неоднократно высказывал сожаление, что СССР распался, а позиции России в Восточной Европе сданы. Более того, он позаботился о Ельцине и его близких, практически до конца своей первой Инвеституры сохранял в должностях большинство его назначенцев. Мотивационный профиль Путина определяется устойчивым равновесием мотивов власти и достижения при высоком уровне мотива аффилиации34. Власть для него — скорее средство, чем цель. Такой политик испытывает потребность в теплых и симметричных межличностных от- 19- ношениях, ценит принадлежность к команде, ищет поддержку и одобрение своей работы, охотно оказывает и принимает помощь, стремится к сотрудничеству с экспертами, заботится о собственном позитивном имидже в общественном сознании. Этим объясняется манера Путина на совещаниях и встречах самому обходить всех присутствующих и с каждые здороваться за руку. А во время телемостов и поездок по стране примечательны проявления искреннего сочувствия и желания помочь — даже без учета реальных возможностей бюджета или чиновников. Вместе с тем высоко развитый мотив аффилиации содержит в себе опасность того, что называется «негативным циклом»: если такая личность не находит поддержки и понимания, к которым стремится, то се ответная реакция может носить характер защитной агрессии35. В противоположность Ельцину Путин очень остро реагирует на все, что о нем пишут. Критические выступления в свой адрес он воспринимает как проявления враждебности, на которые дает отпор с ловкостью дзюдоиста. Собственно, именно это не учли проигравшие поединок и вытесненные с телеканалов медиамагнаты и журналисты, эмигрировавшие или осужденные олигархи, утратившие публичность политики и депутаты. Никто не должен подрывать авторитет верховной власти, оказывать финансовое или иное влияние на ее решения, принимать законы, противоречащие ее интересам36. Между тем политик с высокими аффилятивными устремлениями часто идет на компромиссы ради сохранения дружеских отношений, что может ослабить его позиции на переговорах с зарубежными коллегами, у которых преобладает мотив власти. И если у Горбачева и Буша-ст. сопоставимые по высоким значениям показатели аффилиации приводили к конгруэнтному партнерству и консенсусу по большинству острых вопросов, то в паре Путин—Буш-мл. было немало драматичного. Так, после саммита в Любляне37 летом 2001 г., где произошло знакомство президентов, после установления добрых и даже доверительных личных отношений с Дж. Бушем В. В. Путин не мог не позвонить в Белый дом 11 сентября 2001 г., чтобы выразить сочувствие в связи с террористической атакой на Нью-Йорк и Вашингтон, а несколькими месяцами позднее — не мог не дать согласия на дислокацию американских войск в бывших советских республиках Центральной Азии38. Мотивированный властью Дж. Буш и представители его администрации истолковали сердечный порыв Москвы как нечто само собой разумеющееся -одностороннюю уступку и признание американского превосходства. Это спровоцировало у В. В. Путина «негативный цикл» аффилиации. Последовала жесткая международная риторика Москвы, внешнеполитические шаги продемонстрировали охлаждение отношений с Вашингтоном-, прагматизм и готовность всемерно отстаивать геополитические интересы России. Обусловлено это было не столько политической целесообра- зостью, державной стратегией или дипломатической тактикой, сколько реакцией на отсутствие дружеского расположения, симметричных шагов, простой человеческой обидой и досадой на себя. Эскалация взаимных негативных проявлений привела к тому, что президентам-преемникам Путина и Буша-мл. пришлось прибегнуть к «перезагрузке отношений» между двумя странами. | Еще одной особенностью лидера с превалирующим мотивом аффилиации является низкая способность справляться со стрессовыми ситуациями, в числе которых могут оказаться неизбежные для президента выступления перед телекамерами, встречи с прессой, общение с большими аудиториями. В случае неудачи или потери привлекательности в глазах собеседников, журналистов и населения уровень фрустрации такого лиде-ра может достичь высокого уровня и потревожить столь ценимое им самим и его избирателями состояние стабильности. Поэтому в начале своего президентства Путин демонстрировал дефицит коммуникабельности, стиль закрытости и обособленности, наработанный в органах госбезопасности или присущий от природы, политическое одиночество40. Этим также можно объяснить его исчезновение из поля зрения во время трагических событий (гибель АПЛ «Курск», теракт во время мюзикла «Норд-Ост», захват школы в Беслане и др.), когда граждане тщетно ждали оперативной реакции Президента РФ. Но он позиционировал себя как непубличного менеджера, главный приоритет которого — выполнение своей работы, достижение конкретных результатов, а не бесконечные выступления или тиражирование популистских лозунгов и декларативных заявлений. Между тем к концу первой инвеституры В. В. Путин вполне освоился с ролью публичного политика41, показывая блестящее владение приёмами убеждающей коммуникации и полемической риторики — результат целенаправленного системного тренинга. В итоге его критики и.Сторонники смогли отметить то, что прежде наблюдали только журнали-сты президентского пула, иностранные политики и зарубежные обозреватели: путинское остроумие, образность речи, человеческое обаяние. Путин является представителем среднего поколения, которое перевило смену нескольких эпох. Эти люди умеют приспосабливаться к обстоятельствам и постоянно обучаться новому. Он настолько вжился в амп-луа публичного политика, что, сменив Кремль на Дом Правительства РФ, поначалу испытывал явный дискомфорт, поскольку фигура премьер-министра менее ярка и заметна, более технична по сравнению с фигурой Президента. Поэтому соблюдаемый сейчас в СМИ паритет в освещении Деятельности двух первых лиц российского государства оказался разумным и целесообразным — как для властного тандема, так и для граждан..Тем самым обеспечиваются преемственность и открытость проводимого.Политического курса, а также учитывается консерватизм российских избирателей.
В начале своего правления Путин сказал: «Я бы хотел, чтобы граждане воспринимали меня как человека, которого наняли на работу для исполнения профессиональных обязанностей, с которым заключили трудовой договор на определенный срок»42. Примечательно его отношение к выполняемой роли: Путин воспринимает ее как миссию, предначертанную свыше. Он сохранил верность заявленному амплуа, успев за два президентских срока укрепить статус России в мире, обеспечить стабилизацию в стране и подготовить конституционную передачу власти своему преемнику. Оценивая политическое кредо Медведева, Путин назвал его «державником» и «русским националистом в хорошем смысле слова»41. 4. Д. А. Медведев стал первым в истории России главой государства который получил конституционные полномочия в установленный законом срок и по классическому сценарию — от действующего руководителя к избранному. Никто не предполагал весной 2008 г., что мировой кризис и внешнеполитические вызовы позволят преемнику Путина доказать всем, что роль «технического» президента или «местоблюстителя» не соответствует ни его политическим амбициям, ни индивидуальному стилю, ни темпераменту44. Основными психологическими характеристиками третьего Президента РФ являются высокая степень развития самоконтроля, мышления, независимости, повышенная практичность и правдивость при пониженной агрессивности. У Медведева развит мотив достижения успеха в сочетании с выраженным мотивом власти, при этом страх власти отсутствует. Аффи-лиация представлена отрицательными показателями. Подобный мотиваци-онный профиль характерен для эффективных топ-менеджеров, реализующих себя в конкретной деятельности. Наряду с этим контент-анализ предвыборных выступлений Медведева выявлял несамостоятельность в принятии решений и проведении их в жизнь, а также неспособность видеть препятствия на пути к целям45, что можно объяснить контекстом его выдвижения на высший пост в российском государстве. Очевидно, он не готовился быть президентом кавказской войны и экономических потрясений. Ключевыми направлениями его предвыборной программы значились «четыре И»: институты, инновации, инвестиции, инфраструктура46. Большинство идей пришлось отложить на неопределенное время и сосредоточиться на решении текущих задач. Среди значимых институциональных инициатив было увеличение срока полномочий Президента РФ до 6 лет, а депутатов Государственной Думы РФ — до 5 лет. Необходимость защитить позиции России в связи с грузинской агрессией в Осетии заставила Медведева ощутить себя главой государства и использовать всю полноту власти. В чрезвычайных обстоятельствах ой не пропал из виду, подобно предшественникам, а среагировал моментально и гласно47. Будучи верховным главнокомандующим, он принял на 294. себя ответственность за силовое решение и продолжил отстаивать его уверенно и последовательно. Признал независимость Абхазии и Южной Осетии, разработал мирный «план Медведева—Саркози», дал отпор зарубежным оппонентам и СМИ, но не допустил конфронтации с Западом. Да переговорах в Москве с Федеральным канцлером Германии А. Мергель и Президентом Франции Н. Саркози Дмитрий Медведев позиционировал себя как хозяин положения, как политик, который предпочитает сначала победить соперника военной силой, а затем проявить великодушие, обсуждая условия мирного соглашения. Апелляция Президента РФ •К здравому смыслу и отрицание двойных стандартов при решении конфликтов албанцев с сербами и грузин с осетинами и абхазами расположило Николя Саркози, обезоружило Ангелу Меркель, а также позволило итальянскому лидеру Сильвио Берлускони поддержать успешную миротворческую операцию России. Политическая воля Президента РФ и умелое сочетание жесткой риторики с дипломатической гибкостью способствовали негласному принятию За-падом нового геополитического расклада на Кавказе. Та же стратегия была успешно использована Медведевым в ходе газового конфликта с Украиной48, в результате чего Киев обязался платить за газ по мировым ценам. Российский президент проявил инициативность и предприимчивость в поиске новых политических и экономических партнеров, осуществив масштабное турне по странам Латинской Америки49. В итоге был подписан ряд долгосрочных соглашений, включая отмену визового режима. Не менее результативными было энергичное участие лидера России во встречах «Большой двадцатки», ЕС, ОДКБ, ШОС, БРИК, турне по странам Северной Африки, визит в США, выступление на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, многочисленные переговоры с высшими руководителями стран СНГ, Монголии, Китая, Вьетнама, Турции, Сингапура, Алжира, Японии, Дании, Австрии, Германии, Швейцарии, Швеции. Сходство мотивационных профилей Дмитрия Медведева и Барака Обамы, представителей одного поколения и одного профессионального юридического сообщества, позволило в ходе интенсивных встреч на высшем уровне (июль 2009 г. — Москва, сентябрь 2009 г. — Нью-Йорк, ноябрь 2009 г. — Сингапур) говорить на одном языке. Это сблизило позиции двух стран по большинству острых вопросов, включая противоракетную оборону, сокращение и нераспространение ядерного оружия. Кризисные ситуации позволили Дмитрию Медведеву продемонстрировать черты не только державника, но и либерала, открытого политика, Лидера вне партий и идеологий50. Он ввел практику регулярных встреч с Журналистами, экспертами, правозащитниками, предложил создать открытую систему формирования резерва управленческих кадров из числа Успешных профессионалов в разных областях51, инициировал пакет антикоррупционных законов и реформу МВД РФ, обязал чиновников регулярно публиковать декларации о доходах.
Навыки аудиторной работы, опыт ведения лекций и семинаров в Санкт-Петербургском университете позволяют Д. А. Медведеву выступать перед разными аудиториями, практически не заглядывая в подготовленные тексты, а во время больших встреч с бизнес-элитой, региональными руководителями, партийными лидерами, сенаторами, депутатами, журналистами.и молодежью вести активный диалог, модерировать обсуждение, мгновенно реагировать на реплики, резюмировать высказанные идеи. В то время как высокопоставленные чиновники в публичных выступлениях обходили стороной тему мирового финансового кризиса, Медведев нарушил молчание, посвятив ей пост в своем блоге52. Ни тогда, ни позднее он не перекладывал ответственность за ключевые экономические решения на Правительство РФ. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в России и за рубежом, что позволяет ему информировать соотечественников о перспективах преодоления последствий кризиса без лукавства, прямо и по существу. Медведев является представителем поколения, которое сформировалось в период перестройки и смогло успешно применить свои силы в научной сфере, бизнесе и государственной службе. Он с интересом следит за техническими новинками и стремится оперативно осваивать их для оптимизации своей деятельности. Если, будучи Президентом РФ, Ельцин изучал подготовленные пресс-службой подборки публикаций, а Путин по собственному выбору просматривал отечественные и зарубежные телеканалы и газеты, то Медведев предпочитает широкие интернет-ресурсы, которые воспринимает не только как источник информации, но и как средство систематического /^-сопровождения функций главы государства. Активное использование современных технических средств, интернет-общение с соотечественниками позволяют ему отслеживать ситуацию в обществе и оперативно реагировать на запросы граждан, стимулировать чиновничество к работе с населением в режиме on-line. Никогда прежде глава государства не приближался к рядовым гражданам, не был столь мобилен и быстр, отвечая на их обращения. В своей деятельности нынешний президент делает явный акцент на интересы «простого человека»53. Он уловил острую потребность людей в кризисный период постоянно видеть и слышать власть, которая выступает не как безликий инициатор всевозможных реформ, а как опытный психотерапевт, упреждающий истерию и панические настроения. После победы на выборах весной 2008 г. Д. А. Медведев признался. «Я юрист по стилю мышления. Юрист, может быть, даже в больше11 степени, чем это нужно. Юрист до мозга костей. Я многому научился у президента Путина»54. Можно отметить, что в условиях внешнеполических вызовов и глобального кризиса политическая капитализация Медведева неуклонно растет55. Он органично вошел в роль главы государства и продолжает ее исполнять, проявляя присущую ему рассуди- тельность, основательность, прагматику, деликатность, целеустремленность, ответственность и самодостаточность. Ему удается противостоять деструктивной ситуации в стране и в мире, утверждаясь в глазах российского общества и зарубежного истеблишмента в качестве сильной личности и реально действующего президента. * * * Таким образом, исторические сведения, биографические данные и результаты политико-психологических исследований подтверждают выдвинутые гипотезы. Они свидетельствуют о том, что мотивация как важнейшая составляющая человеческого капитала в значительной степени влияет на исполнение роли главы государства и развитие института российского президентства в целом. В системах с сильной президентской властью, какая сложилась в постсоветской России, смена на посту главы государства политиков, обладающих различным человеческим капиталом, неизбежно влечет изменения в природе президентства. Трансформации президентства происходят на наших глазах и делают продолжение научных изысканий востребованным и актуальным.
|