![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические обоснования интерпретации данных
Ассоциации с животными Еще более глубинный слой установок на политика мы выявляем с помощью метода ассоциаций. В отличие от метода свободных ассоциаций, который традиционно используется в психологии, мы работаем с фиксированными ассоциациями — ассоциациями с животными, с цветом и запахом, что позволяет сопоставлять политиков друг с другом. Интерпретация полученных ассоциаций образа того или иного политика с животным, цветом и запахом потребовала разработки теоретических оснований для выявления значений полученных ассоциаций. Так, в ассоциациях с животными мы исходили из того, что интерпретации подлежат лишь те ассоциации, которые связаны с метафорическими образами данной культуры. Отсюда, например, такие животные, которые являются экзотическими для данной культуры (носороги, пантеры, жирафы, утконосы и пр.), трактовались как свидетельства неорганичности данного политика доминирующей политической культуре (не из нашего леса). Анализ данных ассоциаций мы проводили исходя из общей схемы интерпретации, предложенной М. В. Новиковой-Грунд4. Так, прежде всего нами выявлялись метафорические значения того или иного животного в контексте национального фольклорного ряда. Схема выглядит следующим образом. «Мифологический круг животных» объединяет протагонистов паремий, сказок, примет. Животные этого круга вписаны в сюжет, имеют свои постоянные, повторяющиеся от паремии к паремии роли, атрибуты и локус — «место действия», в сюжете они взаимодействуют с другими персонажами, также наделенными фиксированными ролями. Наиболее развитые и продуктивные сюжеты и фиксированные в них роли не отличаются большим структурным многообразием и распадаются на несколько групп: ОТНОШЕНИЯ СОПЕРНИК/СОПЕРНИК Соперничество за превосходство в локусе (медведь/волк). Соперничество в охоте за жертвой (медведь/волк/лиса...). В этих отношениях выявились следующие роли: инвариантный [ПОВЕЛИТЕЛЬ и ПОБЕДИТЕЛЬ — медведь в «нечеловеческом локусе» (в «человеческом локусе» таковым выступает сам человек, а в сюжете {«человек—медведь» возможны оба исхода соперничества); сильный (равный, умный) СОПЕРНИК (волк, лиса, кабан...). ОТНОШЕНИЯ ОХОТНИК/ЖЕРТВА (человек/волк; волк/заяц...) В этих отношениях выявились роли: «ОХОТНИКА ДОГОНЯЮЩЕГО» (собака, волк); «ОХОТНИКА, НАПАДАЮЩЕГО ИЗ ЗАСАДЫ» кошка, рысь); «ОХОТНИКА, КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НЕДОСТАТОК СИЛЫ И ЛОВКОСТИ ХИТРОСТЬЮ И УМОМ» (человек, лиса); — СИЛЬНОЙ и СЛАБОЙ ЖЕРТВЫ; причем особенно интересной оказалась роль «МАКСИМАЛЬНО СЛАБОЙ ЖЕРТВЫ» — «ПИЩИ». {'«ЖЕРТВА—ПИЩА» (индюк, петух) одновременно участвуют в сюжете И< ложный повелитель», «повелитель слабых», являя собой инверсный, карикатурный образ персонажа, вообразившего себя ПОВЕЛИТЕЛЕМ, но являющегося просто «ПИЩЕЙ» для истинного ПОВЕЛИТЕЛЯ. ОТНОШЕНИЯ ПОВЕЛИТЕЛЬ/СЛУГА Здесь выявились роли ВЕРНОГО СЛУГИ (собака); ОПАСНОГО СЛУГИ, который одновременно оказывается ВОЛШЕБНЫМ ПОМОЩНИКОМ (лошадь, волк); ПОРОЧНОГО СЛУГИ (кот); особое место в ряду СЛУГ занимает свинья — она служит лишь номинально, не знает Долга, благодарности, грязна, всеядна и ненасытна; однако она является «ВОЛШЕБНЫМ ПОМОЩНИКОМ», приносящим «богатство», которого сама не имеет и в котором не нуждается. Эту роль можно назвать СЛУГА-ГАЛИСМАН. ОТНОШЕНИЯ ХРАНИТЕЛЬ ИМУЩЕСТВА/РАСХИТИТЕЛЬ (собака/«чужие»; хомяк/«разорители нор») Легко видеть, что приведенные здесь сюжеты и роли так или иначе трактуют отношения доминирования-подчинения — т.е. те самые, которое представляют главный интерес для данного исследования. Этот факт видимо, требует специального объяснения, поскольку идея включить в
Помимо «мифологических» образов в ответах респондентов часто повторяются образы животных, не соотносящихся с фольклорно-мифо-логическим дискурсом. Эти образы почти не участвуют в продуктивных сюжетах, но имеют достаточно определенный список атрибутов, мотивированных фразеологическими оборотами русского языка: ■ ТОЛСТОКОЖИЙ (как слон, носорог, бегемот и пр.); ■ БЕЗОБРАЗНЫЙ (СМЕШНОЙ, УМНЫЙ) как обезьяна (подробнее см. ТЕЗАУРУС); ■ БЫСТРЫЙ (как лань, олень, гепард, гончая...); ■ ДРЕВНИЙ (как бронтозавр, птеродактиль...); ■ ПРИЧЕСКА (как у ежа, дикобраза). В ответах респондентов часто упоминаются не взрослые животные, а детеныши. Мы сочли допустимым интерпретировать это как подтверждение всех атрибутов образа и неподтверждение доминантных ролей, например: «медвежонок» сохраняет все атрибуты медведя (умный, грубый, неуклюжий, негостеприимный), но не сохраняет роль (не ПОВЕЛИТЕЛЬ); в то же время «поросенок» полностью сохраняет все характеристики «свиньи», поскольку роль (СЛУЕА-ТАЛИСМАН) не является доминирующей. В заключение рассмотрим ранжированнный по степени благоприятности ТЕЗАУРУС ЗООЛОЕИЧЕСКИХ МЕТАФОР. Положительные ассоциации: 1. «Медведь и круг животных — сильных СОПЕРНИКОВ/ОХОТНИКОВ, дублирующих его качества: волк, лиса, лев, бык, лось...». «Круг медведя» имеет мифологический признак «хозяин», «властелин», «победитель сильного соперника». Его атрибуты: «грубый, злой, голодный, умный, неуклюжий...». Вероятно, такая ассоциация наиболее благоприятна для претендента на президентское кресло. В анализируемом материале «медведи» — Ельцин (8), Черномырдин (4), Лебедь (4), Еайдар (2) (но Гайдар не обладает необходимым качеством «спокойный—уверенный»). 2. «Лошадь» — с мифологическим сюжетным признаком «волшебный помощник». Это не вполне удачная ассоциация для претендента, поскольку у «лошади» должен быть «хозяин», однако здесь присутствуют такие важные атрибуты, как «неожиданное своеволие» и «знание судьбы». 3. «Собака» дублирует мифологический сюжет «лошади», но без Отрицательные ассоциации: 4. «Кот» — «вороватый сластолюбец», 5. «Крыса», «хомяк-барсук» — «жадный и осторожный хранитель собственной норы и имущества». Резко-негативная ассоциация: 6. «Индюк-павлин» — «ложный повелитель-пища», карикатурная Амбивалентная ассоциация: 7. «Свинья» — «слуга-талисман», грязный, жирный, умеет приводить к богатству, мечтает о недоступном по воле Бога могуществе и j Идеальное сочетание метафор: «Медведь—Волк—Лошадь» с доминированием «Медведя». Наихудшее сочетание: «Хомяк—Индюк». В политико-психологической части исследования нами были выбраны следующие параметры для интерпретации ассоциаций с животными. Привлекательность (как внешняя, так и моральная) исходя из существующих в нашей культуре атрибуций данному животному. Так, Например, свинья — неприятна, а поросенок — ничего себе. Лошадь — Привлекательная, а змея — несимпатичная. Это измерение бессознательных оценок позволяет нам сравнить уровень аттрактивности на рациональном уровне с бессознательными реакциями на того же политика. Агрессивность (мы определяли эту характеристику по травоядному или хищному характеру животного). Агрессивность на бессознательном Уровне, на наш взгляд, характеризует уровень активности, сопоставимый с аналогичным показателем на рациональном уровне. Сила является на бессознательном уровне столь же важным показателем, как и на рациональном уровне. Однако помимо собственно параметра силы в ассоциациях с животными мы выделили размер животного,
Ассоциации с цветом5 Начальными гипотезами, из которых мы исходили при интерпретации цветовых ассоциаций, были следующие: ■ ощущения, которые человек получает из внешней среды, тысячелетиями формировали его характер и поведение; ■ воздействия среды вызывают различные ощущения — зрительные, обонятельные, осязательные. Их постоянное воздействие на бессознательное создавало прочные ассоциации этих ощущений с определенными понятиями, и в ходе эволюции эти ассоциации генетически закреплялись в коллективном бессознательном. Таким образом, ощущения и восприятия связаны не только с раздражителем, но и между собой (цвет — с запахом). Существует связь между ощущениями (восприятиями) и типом поведения. Это означает, что ассоциации с тем или иным объектом могут не только использоваться для интерпретации типа поведения реципиента, но и приписываться объекту (в нашем случае — политику). Цвет имеет три физических свойства. 1. Цветовой тон — определенная длина волны в пределах достаточно узкого участка спектра. Чистые цвета — красный, желтый, синий. Остальные — смешанные. 2. Яркость или светлость — интенсивность излучения. 3. Насыщенность или чистота (количество ахроматических оттенков белого, черного, серого), примешивающихся к основному цвету. Вес природные цвета имеют эту примесь. Глаз человека в определенных условиях может различать от 20 000 до 2 000 000 цветов. Художник — до миллиона оттенков. Однако в языке такого количества обозначений нет. Даже оттенки основных цветов имеют описательный характер: оранжевый — от orange, желтый — от желчи. Дополнительные цвета вообще не имеют собственных названий (малиновый, салатный, кирпичный) либо описательный характер (темно-зеленый). Для нашего исследования важна проблема психологического воздействия цветового спектра, а точнее, словесного атрибутирования цветовых ассоциаций и их интерпретации, больше, чем собственно проблема восприятия цвета. Психологическое действие цвета двояко: первичное, благодаря которому мы воспринимаем среду или предмет и получаем какое-то впечатление (тяжесть, тепло, влажность и др.), и вторичное, подсознательное, воздействующее через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается с приобретением опыта. Однако есть ряд ассоциаций объективного свойства. Они пришли из глубины веков, закрепились в бессознательном человека и передаются Генетически из поколения в поколение. Например, связь оранжевого цвета с солнцем, теплом, энергией, синего и голубого — с морем, небом, покоем. Это наложило отпечаток на культуру. Мы плохо представляем себе спокойствие красного цвета, сухость сине-зеленого, воздушность коричневого. Цвет плохо определяется в ситуации неустойчивого сознания, когда человек испытывает страх, тревогу, боль, плохое самочувствие. В нашем исследовании стоит обратить внимание на респондентов, которые < не могут дать цветовых ассоциаций. С темнотой связываются черный и темно-синий цвета. Эта ассоциативная связь вошла в коллективное бессознательное. Эти цвета вызывают чувство страха, неуверенности, угнетенности. Яркие и светлые тона, наоборот, либо веселят, особенно близкие к солнечному — оранжевый и желтый, либо успокаивают — зеленый, голубой. Светлые оттенки вызывают чувства безопасности и прилив сил, жаж-ду действий, радость. Тьма — время опасное, вызывающее ощущение тревоги, неуверенности, загадочности. Это прямое указание для интерпретации цветовых ассоциаций с политиками, большинство которых (особенно успешных) связывают в сознании с темными тонами. Они либо вызывают страх и тревогу, либо кажутся загадочными. Необходимо также объяснить, почему наиболее светлые и яркие из политиков столь неэффективны в получении желаемых постов. Ахроматические тона внеэмоциональны. Это абстрактные цвета времени и пространства. Красно-желтая часть спектра вызывает ощущение тепла. Сине-голубая — холода. Максимум тепла вызывает оранжевый, а не красный. Это 'чисто психологическая закономерность, а не физическая, так как длина волны у красного — больше, чем у оранжевого. Красный воспринимается как самый активный. Возбуждающий. Фиолетовый — нарастает успокоение. Оранжево-желтый вызывает чувство Радости, уменьшение агрессивности и активности. 24-2696
Наибольшее чувство удаления от предмета (т.е. увеличение пространства) создают цвета сине-голубой части спектра. Время замедляется. Оранжево-желтые дают эффект приближения к наблюдателю. Время ускоряется. Сине-голубые оттенки — тяжелые, желтые — легкие. Сине-голубые цвета не сексуальны. Сексуальность нарастает через фиолетовый к красному. Яркие и светлые (теплые) цвета действуют возбуждающе, стимулируют к общению, к деятельности. Холодные цвета вызывают торможение, рассудочность, рациональность. Зеленый, зелено-желтый, оливковый — уравновешивающие, погружающие во внутренний мир. Пастельные тона (розовый, салатный, лиловый) — скромность, нежность, ласка. Черный и другие темные цвета — мрачность, угрюмость, тоска, страх. Пары: синий — желтый — напряжение, движение. Красный — желтый — импульсивность. Жизнеутверждение. Фиолетовый — .желто-зеленый — скрытая сила, уровновешенность. Оранжевый — голубой — рвущаяся энергия в сочетании с замкнутостью. Ассоциации с цветом в книге будут проанализированы детально применительно к каждому политику в отдельности. Если же попробовать проинтерпретировать полученные данные, сопоставляя политиков друг с другом, то выявляются следующие тенденции. Ассоциации с цветом были разделены нами на следующие формальные категории: светлый—темный, теплый—холодный и яркий—тусклый. Практически все эффективные российские политики видятся в темной, холодной и тусклой гамме цветов. Исключения — «светлые» личности: Гайдар, Скоков, Явлинский и С.Федоров. Преимущественно теплые тона отличают только одного политика — Гайдара. Общая картина восприятия политиков в цвете оказалась нерадостной, вызывающей ощущение непривлекательности политиков, их отчужденности от респондентов. Это скорее коллективный образ власти как таковой, которая воспринимается крайне негативно на бессознательном уровне. Те же исключения, которые вызывают «теплые» и «светлые» чувства, явно не выглядят фаворитами политической борьбы и не вызывают желания перейти от эмоционального приятия к электоральному поведению.
|