![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания. 1 Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М
1 Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. Психологический и лингвистический анализ восприятия образов 12 ведущих российских политиков // Полис. 1996. № 5, - Ассоциации с литературными героями использовались нами на первых этапах исследования. В дельнейшем мы отказались'от них в силу их низкой эффективности; набор литературных героев, который мы обнаружили в массовом сознании, был чрез-вычайно узок (очевидно, в силу неважной школьной подготовки). К тому же эти данные не прибавляли ничего принципиально нового к другим ассоциациям. Мам известны удачные примеры использования ассоциаций с членами семьи, с видами деревьев (А. Г. Левинсон). Но эти виды ассоциаций использовались при проведении фокус-групп. 1 Shestopal Helen, Novikova-Grund Marina. Psychological and Linguistic Analysis of Respndents' Perceptions of 12 Leading Russian Politicians // Paper, Presented at the Nineteenth Annual Meeting of ISPP. Vancouver. June 30 — July 3. 4 Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. Восприятие образов 12 ведущих поли 5 В интерпретации цвета мы во многом основывались на трактовках, почерпну
С. В. Нестерова Визуальные и вербальные характеристики образов власти* В данной статье нас интересовал вопрос, существует ли разница в вербальных и визуальных образах власти. Для решения данной задачи, с одной стороны, анализировалась информация о вербальных образах власти, полученная с помощью опроса. С другой стороны, использовался проективный рисуночный тест, выявляющий визуальные характеристики образов власти. Нашей задачей в ходе исследования было сравнить вербальные образы власти с более глубинными, выяснить, похожи они или ^отличаются. Исследование проводилось в конце 2001 — начале 2002 г. Методология проведения исследования была следующей. Для получения вербальных характеристик нами анализировались ответы на открытый вопрос в анкете о характере власти в современной России. Всего было получено 948 ответов. Для получения визуальных образов использовался проективный рисуночный тест. Этот метод был разработан в русле клинической психологии и выполняет там вполне определенные задачи по выявлению личностных особенностей тестируемого. В социальной психологии он также достаточно успешно используется, в том числе и для анализа образов воспринимаемого объекта, имеющего социальную природу. Так, в литературе встречаются работы, посвященные изучению потребительского поведения (Т. В. Фоломеева, О. С. Цехоня1), чернобыльской трагедии |(В. И. Батов2), выборам в Государственную думу (Н. А. Головин, В. А. Си-бирев3), общим проблемам применения проективных методик (Т. В. Фоломеева, О. М. Бартенева4). Незаменимость проективных методик заключается в том, что они вскрывают уровень иррациональных проявлений, алогичного поведения и неосознаваемых отношений. Однако возникает проблема соотношений личностных проекций и собственно характеристик объекта5. Безусловно, ряд изображений несет личностные особенности каждого респондента, но в них есть большое количество совпадений, часто встречающихся элементов, что позволяет говорить скорее об особенностях объекта, в нашем случае об образах власти, существующих в головах людей. Выборка включала в себя как рядовых граждан (они были отобраны среди студентов различных московских и саратовских вузов), так и политиков (функционеров «Единой России» со всей страны, проходивших обучение в Москве). Респондентам была дана инструкция изобразить власть (при-
Мы ставили перед собой задачу проанализировать не столько рациональные, сколько неосознаваемые, глубинные образы власти и понять, существует ли различие в образах власти рядовых граждан и политиков. В ходе анализа фиксировался неосознаваемый уровень отношения к власти (полученное рисуночное изображение) и вербальный, осознаваемый уровень (каждый респондент писал, что он хотел нарисовать). При оценке полученных изображений мы применяли те же самые параметры, которые использовались при анализе вербальных (рациональных образов) власти6: — привлекательность/непривлекательность образа; — простота/сложность; — сила/слабость; — активность/пассивность; — агрессивность/неагрессивность; — отсутствие или наличие субъекта; — качества власти (сюжет изображения).
|