Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Визуальные образы власти
Практически все наши рядовые граждане воспринимают власть скорее эмоционально, чем рационально. Число изображений, рисующих власть как систему взаимодействия различных политических институтов, невелико: в Москве — 9%, в два раза больше в Саратове — 16%. Более того, у московских респондентов были нередки высказывания, что «так должно быть в теории, но в нашей стране по-другому». Однако политики воспринимают власть более рационально. Так. половина из них воспринимают власть как систему взаимодействия различных политических институтов, взаимодействие исполнительной и законодательной власти, взаимодействие региональной и центральной власти. Такая разница в восприятии связана с более рациональным восприятием власти. Возможно, для политиков власть не является некоторой «сакральной силой», а наделяется чисто функциональными характеристиками. В ряде изображений присутствует и население (или, как выражаются политики, электорат), но обычные люди в изображениях присутствуют существенно меньше, чем структуры власти. Привлекательность образа. По данному параметру власть воспринимается респондентами по-разному. Так, у московских респондентов власть выглядит либо нейтрально (40%), либо крайне непривлекательно (52, 5%). Доля позитивных образов составляет лишь 7, 5%. Порой это связано с такими чертами власти, как сила и агрессивность (практически у каждого четвертого опрошенного). Это говорит о том, что ряд респондентов ощущают бессознательный страх перед этой силой и агрессивностью власти, которая .может и их поглотить. В восприятии саратовцев, наоборот, власть выглядит скорее нейтрально, доля привлекательных и непривлекательных образов примерно одинакова (соответственно 12 и 16%), более того, власть у них не выглядит ни сильной, ни агрессивной, по крайней мере эти качества власти приписывают лишь 2% респондентов, у большинства же она более размыта, туманна и неконкретна. По отношению к политикам скорее такое выделение неправомерно, поскольку большинство изображений показывает функциональные особенности власти и ее специфику. Они более схематичны, чем изображения обычных людей. Простота/сложность. Ряд респондентов, как обычных людей, так и политиков, связывают власть с достаточно простыми символами: власть ассоциируется с деньгами (причем однозначно с долларами), флагами, зданиями, гербом, силой (выраженной на рисунках в виде оружия), а также с пятнами нефти и ядерным чемоданчиком, но доля таких изображений не превышает у обычных людей 10%. У политиков она еще меньше около 4%. Большинство же полученных образов — достаточно неоднозначны и сложны. Это говорит о том, что власть в глазах как обычных граждан, так и политиков представляется в виде довольно сложной конструкции с различными функциями и основаниями, причем у политиков в силу их профессиональной деятельности это выражено сильнее. Отсутствие или наличие субъекта. По данному пункту восприятие обычных людей и политиков похоже. Большинство обычных людей воспринимают власть как размытую и неопределенную, субъект присутствует лишь у каждого четвертого опрошенного. Более того, ряд респондентов отмечают, что власть — это «не то, что кажется», а некоторая «непонятная сила», «неизвестно кто», «люди, стоящие за кадром». В свою очередь такое представление встречается и у политиков, но выражено в меньшей степени, чем у обычных людей. Доля его у них составляет 12%. Часть политиков, так же как и обычные люди, воспринимают власть как «марионетку» — «непонятно, в чьих руках она находится». Это отчасти показывает закрытый и теневой характер власти, что может быть связано с нехваткой информации о том, что представляет собой нынешняя команда Путина. Среди субъектов власти рядовые люди выделяли президента, Государственную Думу, Совет Федерации, правительство (в том числе и правительство Москвы), значительно реже олигархов, чиновников, правоохранительные органы и политические партии, которые зачастую также принимают символическую форму и несут на себе некую функциональную нагрузку. Так, например, рис. 1 назван «Три буржуя, или Кому на Руси жить хорошо». Это есть, по мнению респондента, реальные хозяева власти — олигархи, криминальные структуры, чиновники, правоохранительные органы и партии, которые живут засчет обнищавшего народа. У политиков число субъектов власти больше и они носят более структурированный и иерархизированный характер. Так, вершину пирамиды обычно занимает президент. Кроме него, политики выделяли администрацию президента, правительство, губернаторов, Думу, судебную власть и значительно чаще называли группы влияния, олигархов и «теневые структуры», «братков», мафию, что говорит о большем значении этих субъектов для процесса принятия важнейших политических решений. Значительно реже назывались чиновники силовые органы власти, прокуратура и местные власти. Лишь одно изображение носит персонифицированный характер, на нем показаны
. Ельцин, Волошин, Путин, «Семья» и региональные лидеры, но большинство политиков предпочитали показывать те или иные структуры. Активность/пассивность. Более 40% обычных граждан воспринимали власть как пассивную и нединамичную. В свою очередь активной власть считали 22, 5%. Причем активность власти связывалась с различными поездками и приемами тех, кто стоит у власти, с публичными выступлениями или с внутриэлитной борьбой за достижение власти, при этом обычных людей эта активность абсолютно не касается, власть использует их как винтики для достижения своих целей. Кроме того, ряд респондентов-москвичей отмечают, что если власть начинает действовать, то чаще всего это связано не с ней, а с некоторыми внешними обстоятельствами. Этот же мотив присутствует и у политиков, но выражен в меньшей степени. Большинство политиков оценивало власть скорее нейтрально, ни как активную, ни как пассивную. При этом активность власти у политиков связывалась с внутриэлитной борьбой за достижение власти и функциональными обязанностями — работой как самой власти, так и ее отдельных институтов. В изображениях других власть изображалась довольно нединамично. При этом как обычные люди, так и политики отмечали, что власть занимается «своими делами» и страшно далека от интересов простых людей. Качества власти (сюжет изображения). В данном случае кроме визуального образа полученного изображения анализировался и вербальный текст, объясняющий нарисованное7. Полученные сюжеты изображений можно разделить на несколько подгрупп.
|