Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ассоциации с запахами






Ассоциации с запахами дают дополнительную информацию о бессоз­нательных реакциях наших респондентов. Прежде всего обращает на себя


внимание само наличие или отсутствие запаха. Отсутствие или неопре­деленность запаха свидетельствует о размытости образа, его телесной ненаполненности. Показательной фигурой в этом отношении является Черномырдин. Если в середине 1990-х годов данная ассоциация была совершенно явственной и создавала образ представителя элиты, которо­му соответствуют престижные и позитивные параметры запахов, то к концу 1990-х этот человек характеризовался отсутствием запахов, повто­ряющимся более чем у половины опрошенных. Отсутствие запахов от­мечалось также у таких политиков, как Скоков, Зюганов, Шумейко, Гай­дар и Явлинский.

Шкала привлекательности, выделенная нами для анализа рациональ­ных ответов респондентов, может использоваться и в отношении ассоци­аций с запахами, которые отражают наиболее глубинный слой восприя­тия. Такие образы вызваны очень глубинными чувствами, практически не поддающимися рациональной интерпретации.

Другим основанием для классификации запахов была выбрана их дифференциация по сладости—терпкости. Смысловые оттенки назван­ных запахов свидетельствуют о восприятии «мужественности»—«жен­ственности» того или иного образа. Так, запах конфет или жасмина ри­сует иной образ человека, нежели запах хвои, сена, моря или пота. Представляется, что данная категория ассоциаций может обогатить наше представление о силе и слабости политиков.

Еще одна типология запахов была использована нами для сравнения политиков: естественные и техногенные. Среди естественных запахов были телесные и природные, съедобные и несъедобные. Техногенные или искус­ственные запахи включали в себя парфюмерные ассоциации (которые были нередкими), запахи, ассоциирующиеся с профессиональными занятиями политика (книги, лекарства, казарма, «запах военных действий»). У всех политиков естественные, природные запахи превалировали над искусст­венными, что можно интерпретировать в терминах привлекательности.

* * #

Подводя итог анализу теоретико-методологических подходов к ана­лизу образов, сформулируем перечень задач, которые ставит данное ис­следование в целом, а также его первая и вторая части.

Во-первых, нам предстоит выявить доминирующие в массовом созна­нии образы власти и политиков и проследить их динамику на протяже­нии второй половины 1990-х годов — начала XXI в.

Во-вторых, нам важно не только понять декларируемые ценности, лежащие в основании оценок гражданами власти и политиков, но и вы­явить пласт скрытых, неосознаваемых ценностных параметров, которые определяют и содержание, и психологическую структуру образов власти.

24*


В-третьих, важной задачей данного исследования является поиск психологических закономерностей становления и функционирования образов в сознании как на индивидуальном, так и на массовом уровне.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал