Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По экологии и экологическому практикуму
Для преподавателей общеобразовательных учебных заведений и Гуманитарных вузов Х.Алексеев СВ., Андреева Н.Д. Ученые в области наук об окружающей среде. Книга для чтения по экологии для учащихся 9-11 классов средней школы. - СПб: СМИО-ПРЕСС, 2000. - 160 с, с ил. 2. Бухвалов В.А., Богданова А.В., Купер Л.З. Экологическая экспертиза. Пособие для учеников 8-10 классов. - Москва: ЛА «Варяг», 1995. - 192 с. 3. Ваганов П.А., Ман-Сунг Им. Экологический риск. Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. - 116 с. 4. Дрейер O.K., Лось В.А. Глобальная проблематика и римский клуб. Лекция. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 36 с. 5. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 224 с. 6. Кучер Т.В., Колпащикова И. Ф. Медицинская география. Учебник для 10-11 классов профильных школ.-М.: «Просвещение», 1996.- 157 с. 7. Ласточкин А.И. Геоэкология ландшафта. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1995.-280 с. 8. Мамедов Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательных школ. - М.: АО МДС, 1998. - 448 с, с ил. 9. Моисеев Н.Н. Экология и образование. - М.: АО МДС, 1996. -196 с. 10. Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство (под ред. А.Г. Муравьева). - СПб: «Крисмас+», 1999. - 168 с. 11. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплое Д.Л. Экология. Учебник для 5-6 классов. - М.: АО МДС, 1999. - 224 с, с ил. 12. Первушин С. 77. Решающие условия предотвращения глобальной экологической катастрофы на Земле. Обоснование концепции. - М.: Вузовская книга, 1997. - 48 с. 13. Савенко B.C. Радиоэкология. - М.: Дизайн ПРО, 1997. - 208 с. 14. Сивоглазов В.И. и др. Экология России. Книга для учителя. Методический комментарий. Изд. 2-е. - М.: АО МДС, 1996. - 160 с, с ил. 15. Чуйкова Л.Ю. Социальная экология. Учебное пособие для 11 классов средней школы. Астрахань: изд-во ИТА «Интерпресс», 1996. - 248 с. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: МСЭ, 1990.-406 с. 2. Делятщкий С, Зайонц Н., Чертков Л. и др. Экологический словарь. - М.: Слог, 1993. - 202 с. 3. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1999 году. Статистические материалы. Минздрав России. -Москва, 2000. - 210 с. 4. КиеняА.И., Бандажевскш Ю.И. Здоровый человек: основные показатели: справ. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. - 108 с. 5. Кротов Ю.А., Карелин А.О., Лойт А.0. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. - СПб: «Мир и семья», 2000. - 360 с.
1.2. Общая экология и ее отрасли Общая экология — наука, которая изучает взаимоотношения живых существ и их среды обитания, а также их взаимодействие вместе со всем органическим и животным миром. Поэтому указанная взаимосвязь непосредственно касается и отношений человека и среды его обитания. По утверждению ученых, все живые существа можно разделить на растения, животных и людей. В этом случае общую экологию подразделяют на экологию растений, экологию животных и гуманную экологию. Так, экология растений изучает среду их обитания в зависимости от климатических условий, отношения между растениями и т. д. Экология животных изучает отношения животного мира к живой и неживой среде. Гуманная экология (экология человека) изучает отношение человека к живой и неживой окружающей среде. Между тем исследования показали, что, изучая отношения человека и его природной среды, необходимо учитывать и деятельность человека, т. е. взаимодействие человека и природных факторов. Поэтому ученые стали выделять четыре основные темы гуманной экологии: население, среду, технологию и организацию. Следует подчеркнуть, что система экологического знания чрезвычайно обширна, она включает не менее 100 дисциплин. Так, например, в состав общей экологии входят: Биосферная экология, изучающая глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления. Лесная экология, исследующая способы использования ресурсов леса при их постоянном восстановлении и роль лесов в водном режиме ландшафтов. Экология тундр' — изучает пути рационального природопользования в тундре и лесотундре, способы ведения оленеводства и охоты. Анализируется влияние на экосистему тундры добычи нефти и газа, а также ведется разработка способов уменьшения вредоносного воздействия промышленных предприятий в Заполярье. Экология морей — изучает влияние хозяйственной деятельности человека на морские экосистемы: загрязнение при добыче на шельфе нефти и газа, при сбрасывании в моря и океаны промышленных, бытовых стоков и твердых отходов, в том числе и с морских судов. Сельскохозяйственная экология — исследует способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы и лугов, при сохранении окружающей среды и получении экологически чистых продуктов. Промышленная экология — исследует влияние выбросов предприятий на окружающую среду и здоровье людей и возможности уменьшения вредных выбросов за счет разработки и внедрения безотходных технологий. Например, завод " Серп и молот" в результате внедрения фильтров очистки газов ведет плавку металла в городе Москве, что положительно влияет на охрану окружающей среды. Городская экология — изучает возможности улучшения среды обитания человека в городе. Медицинская экология — изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения. Математическая экология — моделирует экологические процессы, т. е. изменения в природе, которые произойдут при изменении тех или иных экологических условий. Химическая экология — разрабатывает методы определения веществ загрязнителей, попадающих в атмосферу, воду, почву, продукты питания, способы очистки газообразных, жидких и твердых отходов и новые технологии производства, при которых количество отходов уменьшается. Экономическая экология — разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования: оценку стоимости ресурсов (вода, древесина, нефть) и размеры штрафов за их загрязнение. Юридическая экология — разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Юристы-экологи выступают адвокатами " природы" в судебных процессах. Специальный раздел экологии представляет отрасль " Экология человека и социальная экология". Этот раздел можно наглядно представить схемой 1. Таким образом, экология как наука, появившаяся в середине XIX в. и стремившаяся в полной мере исследовать все стороны взаимоотношений животных, в том числе и человека, с неорганической и органической средой, пришла к выводу, что так расточительно пользовать природу дальше нельзя. Наука доказывает, что природа не безгранична в использовании. Природопользование ограничено необходимо
Схема 1 стью сохранения равновесия в данном пространстве и времени. В то же время человек не может отказаться от технического прогресса, так как он способствует облегчению его труда и улучшению жизни, но он угрожает его окружению, природе, без которой человек как природное существо не может существовать. Использование природы человеком без учета присущих ей закономерностей может поставить (и ставит) под угрозу нормальные условия жизни и существования человека и общества. Русский ученый В. И. Вернадский еще в 1922 году предупреждал об экологической опасности, которая может привести человечество к гибели. " Недалеко время, — писал он, — когда человек получит в свои руки огромную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить жизнь, как он захочет. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? " 1 Фактически общество может нарушить нормальные процессы в природе (распашка целины, строительство гидроэлектростанций, АЭС и др.), тем самым создаются предпосылки к уничтожению природы. Но сразу уничтожить ее он не может, так как экологическая система имеет свою внутреннюю саморегуляцию, но зато может уничтожить самого себя, поскольку человек не может существовать в нарушенной экосистеме. Поэтому любая социальная система должна находиться в соответствии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство приспособить к ее условиям (например, целину не перепахивают, а только лущат без переворачивания пласта почвы; вместо АЭС, гидроэлектростанций необходимо строить ветряные, солнечные и др. электростанции). В. И. Вернадский разработал учение о биосфере, которое сегодня признается как одно из величайших достижений естествознания XX века. Показав единство материальной и духовной культуры с окружающей природной средой, он создал теоретически стройную концепцию перехода биосферы в ноосферу в результате разумных преобразований человеком окружающей природной среды. В современный период налицо глобальные проблемы выживания человечества и самой природы в условиях катастрофического ухудшения экологической среды, вызванного историческими процессами взаимодействия общества и природы. Они с разных точек зрения оцениваются историками, философами, биологами, медиками, социологами, целью исследования которых являются перспективы дальнейшего социально-экологического, социально-экономического, политического, культурного развития общества и человека. Загрязнение природы приобрело особенно значительные размеры в период индустриализации и урбанизации. Эти два важнейших процесса привели к значительным ци-вилизационным переменам и рассогласованию экономического и экологического развития. Это рассогласование приобретает глобальные масштабы начиная с 50-х гг. нашего века, когда быстрое развитие производительных сил вызвало такие изменения в природе, которые ведут к уничтожению биологических предпосылок жизни человека и общества (развитие космоса, появление озоновых дыр, аварии на АЭС, выпадение кислотных дождей и т. д.). Угроза окружающей среде приняла и принимает глобальный характер и стала актуальной проблемой современного общества. Впервые в истории Земли все общества нашей планеты подвергаются опасности, возникающей в результате нарушения экологического равновесия, точнее, в результате игнорирования закономерностей, существующих в природе. Даже локальное нарушение экологического равновесия чаще всего приобретает широкие масштабы и перерастает в глобальную проблему (например, взрыв на Чернобыльской АЭС). В качестве важнейших глобальных экологических проблем в современном обществе называются следующие: ♦ стремительный и неконтролируемый естественный прирост населения; ♦ развитие технико-технологических систем, загрязняющих природу; ♦ истощение сырьевых и энергетических источников. В результате их интенсивного внедрения под угрозой оказываются целые системы, поддерживающие жизнь человека и других живых существ. Противоречия между экологическими системами, имеющими веками отлаженную технологию обмена веществ, и произвольными системами, не имеющими безотходных технологий и построенными в надежде на ассимилирующие свойства природных экосистем, достигли критической черты: экологические катастрофы Чернобыля, Аральского моря, бедствия Байкала, Волги, Черного и Азовского морей, индустриального Урала, Донбасса и Кузбасса. Аналогичная картина с экологией складывается и в других странах мира. Не случайно на конференции ООН, проходившей в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 году и посвященной проблеме окружающей среды, отмечалось: " Если человечество не примет новой модели развития, его ждет катастрофа", — таков был лейтмотив участников конференции. Участники конференции указывали на невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны за счет варварского уничтожения природных ресурсов. Массированное воздействие на окружающую среду — характерная черта промышленной революции. Однако промышленное развитие во всем мире шло без должного учета невозобновляемости ресурсов и непонимания того обстоятельства, что возможность восстановления живой природы не беспредельна. Такая модель развития общества была признана как ведущая к катастрофе, и в связи с этим конференция провозгласила необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворения основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений. Экологические проблемы в первую очередь тяжким бременем ложатся на развивающиеся страны, на так называемые страны третьего мира. У них они возникают и увеличиваются не только из-за ввоза " грязной технологии" (атомных отходов, ядохимикатов и т. д.) из развитых стран, но и из-за некритического использования своих природных ресурсов, к чему их принуждают с помощью различных экономических и финансовых рычагов. Все эти и другие аспекты изучает экология.
ТЕМА 2 СОСТАВ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ План 2.1. Обшая характеристика экосистемы и ее типы. | 2.2. Биосфера как составная часть экосферы. 2.3. Биологическая продуктивность экосистемы и экологические сукцессии. 2.1. Общая характеристика экосистемы и ее типы Для удобства рассмотрения жизненных процессов в биосфере введено понятие " экологическая система" (экосистема). Экосистема представляет собой функциональное единство организмов и окружающей среды. Это совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой. Вся эта совокупность может сохраняться неопределенно долгое время. Экосистемой может быть любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединенные в единое целое. Экологические компоненты системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Нарушение функций одного из компонентов вызовет нарушение устойчивости всей экосистемы. Экосистема представляет собой необходимую форму существования жизни. Любой организм способен развиваться только в экосистеме, а не изолированно. Таким образом, экосистема — это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды. Впервые термин " экосистема", как уже отмечалось, ввел английский эколог А. Тенсли в 1935 г. Экосистемами являются, например: участок леса, территория завода, фермы, кабина космического корабля или даже весь земной шар. Состав экосистемы. Всостав экосистемы входят живые организмы(их совокупность называют биогеоценозомили биотойэкосистемы), и неживые(абиотические) факторы — атмосфера, вода, питательные элементы, свет и мертвое органическое вещество — детрит. Термин " биогеоценоз" предложил русский ученый В. Н. Сукачев. Этим термином обозначается совокупность растений, животных, микроорганизмов, почвы и атмосферы на однородном участке суши. Следует отметить, что их видовой состав и количество связаны, во-первых, с действием лимитирующих факторов, прежде всего климатических, определяющих, какие именно виды лучше всего приспособлены к существованию в тех или иных условиях, а во-вторых, с действием принципа эколого-географического максимума видов. Согласно этому принципу для нормального функционирования любой экосистемы в ней должно существовать столько и таких видов, сколько и каких необходимо для максимального использования приходящей энергии и обеспечения круговорота веществ. В свою очередь, климатические факторы (температура и влажность), количество приходящей энергии тесно связаны с территориальным размещением экосистем, близостью к полюсам или экватору, с рельефом местности. Специфика климатических условий и определяет развитие того или иного биома, т. е. крупного экосистемного подразделения в пределах той или иной природно-климатической зоны. Обычно выделяют такие биомы, как леса умеренного пояса, степи, пустыни, хвойные леса, тундры, саванны и тропические леса. В областях контактов двух биомов образуются переходные полосы — лесотундра, полупустыни. Понятие экосистемы весьма широкое. Выделяют микоэкосис-темы (например, ствол гниющего дерева), мезоэкосистемы (лес, река, пруд) и макроэкосистемы (море, тундра, пустыня). Обитателям биосферы жизненно необходимо сохранить ее целостность. А чтобы сохранить целостность биосферы, нужно знать, как она функционирует. В каждой экосистеме есть два основных компонента: организмы, с одной стороны, и факторы окружающей их неживой природы — с другой. Всю совокупность организмов, состоящую из растений, животных и микробов, называют биотой (от лат. " био" — жизнь). Пути взаимодействия различных категорий организмов системы составляют ее биотическую структуру. Несмотря на огромное разнообразие экосистем — от тропических лесов до тундры, — с точки зрения экологии всем им свойственна примерно одинаковая биотическая структура. Другими словами, все они включают одни и те же основные категории организмов, взаимодействующих друг с другом стереотипным образом: продуценты, консу-менты, детритофаги и редуценты. Продуценты — это в основном растения (производители). Они потребляют излишки углекислого газа, образующегося в процессе жизнедеятельности, и снабжают животных и большинство микроорганизмов пищей и кислородом. Консументы — (потребители) питаются живыми " телами" растений. Это самые разнообразные организмы — от микроскопических бактерий до громадных синих китов. К ним относятся такие непохожие друг на друга существа, как простейшие, черви, рыбы, моллюски, насекомые и прочие членистоногие, пресмыкающиеся, птицы и, наконец, млекопитающие, включая человека. В результате пищеварительного процесса в телах консументов осуществляется первичное измельчение и разложение органики, облегчающее деятельность редуцентов. Детритофаги и редуценты. Мертвые растительные и животные останки (например, опавшие листья, трава) называют детритом. Существует множество организмов, которые питаются детритом, например грифы, раки, муравьи. Их называют детритофагами. Грибы и бактерии за их специфичность выделяют в особую подгруппу детритофа-гов и называют редуцентами. Редуценты восстанавливают неорганические вещества (азот, фосфор, воду). Наблюдаемый в наше время экологический кризис — это в первую очередь кризис редуцентов, не справляющихся с количеством и качественным составом образующихся отходов человеческой деятельности. Однако и продуцентам, и консументам тоже приходится нелегко. Люди истребляют их как прямо — вырубая леса или отстреливая животных сверх их возможности к восстановлению, так и косвенно — через загрязнение воды, почвы и воздуха. За миллиарды лет развития природа для каждого продуцента и консумента создала своего редуцента, и ни один организм в естественных условиях не остается неразложив-шимся. Но человек за несколько десятилетий создал тысячи новых соединений, природе не известных или отвергнутых ею в ходе эволюции как опасных для жизнедеятельности организмов. Соответственно и редуцентов, способных вернуть эти соединения в исходное состояние, в природе не существует. В результате, с одной стороны, быстро накапливаются захламляющие и отравляющие природу вещества, а с другой — истощаются исходные ресурсы. Круг, созданием которого природа обеспечила возможность относительно бесконечной дальнейшей эволюции живого вещества, размыкается человеком. Человек, воздействуя на какой-либо один компонент природы, например, вырубая деревья, тем самым влияет на весь биогеоценоз леса, нарушая происходящий в нем круговорот веществ, без которого количество питательных веществ и энергии быстро иссякнет. В процессе управления природопользованием важно правильно установить границы экологических систем. Например, в экосистему реки входит не только она сама, но и весь бассейн ее водосбора или стока. Поэтому деятельность, направленная на охрану реки от обмеления и загрязнения, должна распространяться на охрану верховых болот, мелких притоков, прибрежной растительности. Сообщество взаимодействующих живых организмов, состоящее из продуцентов, консументов и редуцентов, называется биоценозом. Территория с присущими ей факторами, занятая определенным биоценозом, называется биотопом. Биоценоз представлен приспособленными друг к другу растительностью, животными и микроорганизмами. Совокупность биотопа и биоценоза составляет биогеоценоз. Биогеоценоз — это один из вариантов экосистемы. Между экосистемами, как и между биогеоценозами, обычно нет четких границ, и одна экосистема постепенно переходит в другую. В таких зонах животные и растения обоих биомов переплетаются и находятся на пределе своих приспособительных возможностей. Поэтому человек должен быть особенно осторожен в своей деятельности в этих районах. В нормальном состоянии любой экосистеме присуще устойчивое состояние, называемое гомеостазом, характеризующееся динамическим равновесием между рождаемостью и смертностью, потреблением и освобождением вещества и энергии. Например, если в системе " олень—волк" численность оленя растет, то за счет этого и волк может увеличить свою численность, не давая оленям слишком быстро размножиться и истребить слишком большое количество растений-продуцентов. Таким образом, экосистемы сопротивляются воздействию нарушениям их стабильности. Система тем надежнее и стабильнее, чем больше имеется возможностей для экологического дублирования, чем шире пищевая сеть. В связи с этим наиболее ранимы и требуют особой осторожности при хозяйственном освоении экосистемы районов Севера, где из-за суровых климатических условий видовое разнообразие в десятки раз беднее, чем в умеренных и жарких широтах. Например, на арктических островах видовое богатство высших растений не превышает 50— 100 видов на 100 квадратных километров, а в тропиках на такой же площади можно обнаружить более 1000 видов. Так как в природе постоянно возникают большие и маленькие неприятности и проблемы, то для непрерывного протекания процесса эволюции она должна иметь громадный состав видов, с которыми можно было бы экспериментировать, находя и развивая в них путем естественного отбора те качества, которые помогают преодолевать периодически возникающие кризисы. Кроме того, от видового богатства системы зависит и многообразие экологических факторов, действующих в ней. При этом действие некоторых из них направлено в противоположные стороны, и если факторов достаточно много, то по закону больших чисел их влияния взаимопогашаются и не выводят систему из равновесия. Например, уменьшение количества лисиц будет способствовать росту количества мышей, а увеличение сов — снижению этого роста. В то же время человек прямо (убивая) или косвенно (ухудшая качество природной среды) уничтожая многие виды животных и растений, может полностью подорвать стабильность биосферы. Рассматривая типы экосистем, отметим, что они могут быть естественными (природными) и антропогенными (от греческого слова антропос — человек и генезис — происхождение), созданными человеком. Естественные (природные) — тундра, болота, степи, леса, луга альпийские, пресноводные водоемы, моря, экосистемы подземных вод, экосистемы высокогорных ледников, экосистемы океанических глубин. Естественные экосистемы, как правило, формируются под влиянием природных факторов, хотя человек может оказывать влияние на них. Антропогенные экосистемы: сельскохозяйственные экосистемы, лесные, садовые культуры, морские " огороды", экосистемы биологических очистных сооружений, города и промышленные предприятия, рыборазводные пруды, культуры дождевого червя, плантации шампиньонов. Все они создаются человеком в процессе хозяйственной деятельности. Автотрофные экосистемы находятся на энергетическом самообеспечении и разделяются на фотоавтотрофные — потребляющие солнечную энергию за счет продуцентов — фотоавтотрофов, и хемоавтотрофные — использующие химическую энергию за счет продуцентов — хемоавтотро-фов. Большинство сельскохозяйственных экосистем являются фотоавтотрофными. Но человек вносит в сельскохозяйственную экосистему энергию, которая называется антропогенной (удобрения, химические препараты, горючее и т. д.), но она незначительна по сравнению с солнечной. Гетеротрофные экосистемы используют химическую энергию, которую получают вместе с углеродом от органических веществ или от созданных человеком энергетических устройств. Примером гетеротрофной экосистемы являются океанические глубины. Животные и микроорганизмы, живущие там, существуют за счет " питательного дождя" детрита — трупов животных и останков растительных организмов, падающих на дно океана из освещенной солнцем автотрофной океанической экосистемы. Антропогенные и гетеротрофные экосистемы очень разнообразны. Так, например, в города и промышленные предприятия энергия поступает по линиям электропередач, нефтепроводам, уголь, лес — по железной дороге и водным путем. Поступают в города также и продукты питания для горожан. Это происходит при антропогенной системе, созданной трудом человека. Примерами гетеротрофной антропогенной экосистемы, т. е. системы, созданной человеком для прохождения биологических процессов при определенных искусственно созданных условиях, когда может вырабатываться энергия, могут служить биологические очистные сооружения, в которых микроорганизмы разлагают органические вещества с выделением определенной энергии; установки по сбраживанию навоза для получения из него биогаза, заводы по производству органических удобрений в биоферментаторах с получением дополнительной тепловой энергии; фабрики по разведению дождевых червей. Последние при определенных условиях перерабатывают органическое вещество (навоз, опилки, солому) и дают биомассу, которая используется для откорма рыб и птицы. Таким образом, биосфера представляет собой единство всех экосистем на Земле, где все они взаимосвязаны. В биосфере происходит круговорот материи через цепи питания. Изменение или разрушение этих циклов, вызванные деятельностью человека, могут отразиться на глобальных циклах в биосфере. Примеры ♦ Огромное количество выбрасываемых в атмосферу газов ТЭЦ, заводов, фабрик, автотранспорта оказывает влияние на изменение климата на земном шаре. ♦ Не меньшую опасность вызывают изделия, где применяют фреон. Последний разрушает молекулы озонового слоя. ♦ Полеты сверхзвуковых самолетов также разрушают озоновый слой. 2.2. Биосфера как составная часть экосферы Ученые утверждают, что 3, 5 млрд лет назад в первобытном океане Земли под влиянием ультрафиолетового и проникающего излучения, а также электрических грозовых разрядов началось образование первых органических соединений. Появились молекулы, способные к самовоспроизведению, и это означало рождение Жизни.Первые организмы питались окружавшим их органическим раствором, но пришло время, когда его запасы стали подходить к концу. Жизнь была обречена на голодную смерть. Единственная возможность превращения конечного вещества в бесконечное — включение его в круговорот, и Природа нашла выход. В ходе естественного отбора образовались фотосинтезирующие организмы, которые не питались готовым органическим веществом, а создавали его сами, используя солнечный свет для преобразования углекислого газа, минеральных солей и воды. Отходом этого способа питания стал кислород, который сделал возможным появление многоклеточных представителей животного мира. Таким образом, многие живые существа получили возможность выбраться из воды, защищавшей их от действия излучения, на сушу и постепенно распространиться по всей планете, полностью изменив свой облик. Образовался замкнутый круг взаимозависящих и взаи-моприспособленных организмов и процессов, среди которых нет ни одного лишнего; каждый выполняет свою функцию. Отходы жизнедеятельности одного являются условием жизни другого. Правило взаимоприспособляемости гласит, что в природе нет и не может быть " плохих" и " хороших" видов, все они необходимы для нормального развития. Животные не могли бы питаться и дышать без растений. Но и растения без животных очень быстро бы погибли, так как некому было бы перерабатывать и разлагать образовавшуюся органику на воду, углекислый газ и минеральные соли, предотвращая захламление питательных веществ для новых поколений растений. Животные и растительные организмы своей деятельностью при жизни и биомассой после смерти миллиарды лет создавали и совершенствовали условия, благоприятные для жизни, т. е. биосферу, прежде чем появился человек. Появившийся на Земле человек через несколько сотен тысяч лет стал разрушать своей неразумной деятельностью биосферу. Биосфера — " сфера жизни" — оболочка Земли, заселенная живыми организмами. Биосфера является самой большой экосистемой. Толщина биосферы немного больше 20 км (организмы обитают над поверхностью суши не выше 6 км над уровнем моря, опускаются не глубже 15 км в толщу суши и 11 км в глубь океана). Основная масса живого вещества сконцентрирована в приповерхностном слое толщиной 50—100 м. Это высота лесного полога и глубина проникновения основной массы корней. В океане наиболее обжиты растениями и животными освещенные солнцем и прогреваемые поверхности на глубине 10—20 м толщи воды. В этом тонком слое биосферы сконцентрировано свыше 90% биомассы растений и животных. По сравнению с диаметром Земли (13 тыс. км) биосфера — тонкая пленка, подобная кожице на большом яблоке. В этом тонком слое земной поверхности, где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты — живые существа, среди которых и мы с вами. Все живые существа, и люди тоже, зависят от сохранения ее целостности. Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, она может полностью разрушиться. Вполне возможно, что и атмосфера, и гидросфера при этом сохранятся, но в их взаимоотношениях уже не будут участвовать живые организмы. Учение о биосфере создал русский ученый В. И. Вернадский. Он доказал, что за 4 млрд лет существования на планете Земля живые организмы вызвали огромные преобразования. В атмосфере появился кислород, раковины моллюсков и фораминифер образовали осадочные горные породы. Под влиянием жизнедеятельности организмов в биосфере постоянно происходил и происходит круговорот воды, кислорода, углерода, азота и других веществ. Усиливающееся влияние человека на природу — вырубка лесов, которые выделяют кислород, испаряют много воды, сжигание больших количеств содержащего углерод токсина с выделением диоксина углерода, уменьшение испарения с поверхности океана из-за загрязнений нефтью — нарушает круговороты веществ и приводит к глобальному ухудшению состояния биосферы. Опасная перспектива изменения биосферы — потепление климата под влиянием парникового эффекта. Особенно сильное влияние на биосферу оказывают диоксин углерода, а также метан, окислы азота, некоторые другие газы и пыль в атмосфере. По своему действию на тепловой режим планеты они подобны полиэтиленовой пленке над парником. Пленочное покрытие пропускает к Земле прямые лучи солнца, но задерживает тепло, отраженное поверхностью. В результате хозяйственной деятельности человека концентрация газов и пыли в атмосфере возрастает и парниковый эффект усиливается. Если этот процесс не будет приостановлен, может начаться таяние льдов Арктики и горных ледников. При повышении уровня Мирового океана на 1 м будут затоплены территории, на которых проживает 1 млрд человек, с лица земли исчезнет большая часть таких государств, как Бангладеш и Нидерланды, не говоря уже о таких городах, как Венеция и Санкт-Петербург. Не менее опасно для человечества и для биосферы разрушение озонового слоя, который расположен на высоте 15—50 км от земной поверхности и защищает живые организмы от опасных коротковолновых ультрафиолетовых лучей. Озоновый слой разрушается в результате попадания в него летучих хлорфторорганических соединений, которые распадаются под действием солнечного света. Каждый атом хлора или фтора, попавший в озоновый слой, может разрушить до 105 молекул озона. Источники летучих хлорфторорганических соединений — это растворители, фрео-ны в холодильниках и аэрозольных баллонах. Большое влияние на состояние биосферы оказывает человек. Обозначим некоторые последствия вмешательства людей в экологическое равновесие: ♦ загрязнение атмосферы; ♦ загрязнение пресноводных экосистем; ♦ загрязнение морских экосистем; ♦ радиационное загрязнение; ♦ загрязнение бытовым мусором; ♦ проблема промышленных отходов; ♦ проблема сельскохозяйственных отходов. 2.3. Биологическая продуктивность экосистемы и экологические сукцессии Солнце для планеты Земля — это жизнь для всего живого. На поверхность планеты Земля ежегодно поступает примерно 55 ккал/см2. При этом растения фиксируют не более 1—2% солнечной энергии, остальное затрачивается на нагревание атмосферы, суши и испарения. Из накопленной растениями солнечной энергии не более 7—10% достается растительноядным животным, питающимся живыми растениями. По продуктивности экосистемы разделяются на 4 класса. 1. Экосистемы очень высокой биологической продуктивности — свыше 2 кг/м2 в год. К ним относятся заросли тростника в дельтах Волги, Дона и Урала. По продуктивности они близки к экосистемам тропических лесов и коралловых рифов. 2. Экосистемы высокой биологической продуктивности — 1—2 кг/м2 в год. Это липово-дубовые леса, прибрежные заросли тростника на озере, посевы кукурузы и многолетних трав при орошении. 3. Экосистемы умеренной биологической продуктивности — 0, 25—1 кг/м2 в год. Такую продуктивность имеют многие растения: сосновые и березовые леса, сенокосные луга и степи, " морские луга", водоросли в Японском море. 4. Экосистемы низкой биологической продуктивности — менее 0, 25 кг/м2 в год. Это арктические пустыни островов Северного Ледовитого океана, тундры, полупустыни. Средняя продуктивность экосистем Земли не превышает 0, 3 кг/м2 в год. Биологическая продуктивность экосистем — основа жизни биосферы и человека как ее части. Она зависит от ресурсов почвы (ее обеспеченности питательными элементами и влагой), атмосферы, солнечного света и тепла. Каждый из этих ресурсов незаменим. Продуктивность экосистемы в основном зависит от того ресурса, которого недостаточно или который находится в избытке (пример: переувлажнения почвы или высокая температура воздуха). Такой ресурс называется лимитирующим (т. е. ограничивающим) фактором; так, например, в Прикаспийской низменности урожай лимитируется количеством осадков. В зоне тундры и горных районов урожай лимитируется количеством тепла. Чтобы повысить продуктивность экосистем, человек стремится уменьшить влияние лимитирующих факторов — вносит удобрения, сажает влаголюбивые культуры, строит теплицы, парники. Биологическая продуктивность может снижаться и при загрязнении экосистем газообразными или жидкими ядовитыми отходами промышленных и сельскохозяйственных предприятий (кислотные дожди, ядохимикаты, дефолианты и т. д.). Любое нарушение взаимосвязей в экосистемах означает нарушение энергетических потоков. Производство способно развиваться только за счет использования ресурсов окружающей среды. Но нарушение энергетики биосферы более чем на 1% может привести к резкому нарастанию энтропии и гибели всей системы в результате термодинамического кризиса. Таким образом, биологическая продуктивность — основа жизни и человека. Она зависит от ресурсов почвы, от атмосферы, солнечного света и тепла. Каждый из этих элементов незаменим. Рассмотрим биологическую продуктивность почв в зависимости от климатических условий. Известно, что главное вещество почвы — это гумус, который по своей природе является детритом — органическим веществом. Химический состав гумуса сложен: он состоит из фенолов и органических кислот темной окраски и образуется в результате процесса разложения (гумификации) органических веществ корневых остатков растений и почвенных животных. На долю гумуса приходится до 98% всего органического вещества почвы (остальные — живые корни, почвенные животные и неразложившиеся мертвые остатки организмов). В почве одновременно с процессом гумификации органического вещества происходит процесс минерализации гумуса. Под воздействием микроорганизмов сложные органические вещества разрушаются до форм, доступных растениям. У разных почв разные свойства. Они могут быть кислыми, нормальными, щелочными (рН 7). Они имеют и разные физические свойства. Могут быть рыхлыми и плотными. Естественный процесс почвообразования нарушается, если на почву влияет человек. Почвы могут быть очень разнообразные по продуктивности: ♦ самые плодородные — черноземы; ♦ менее плодородные — подзолистые, серолесные; ♦ в зоне полупустынь почвы содержат меньше гумуса и называются каштановыми; ♦ в степных местах, где почвы насыщены солями, их называют солончаковыми, а если солей очень много — солончаками. Происходит засоление почв там, где широко применяли и применяют орошение, особенно в степном Заволжье, в низовьях рек Дона и Кубани. Чтобы избежать засоления, необходимо снижать нормы полива и использовать экологически безопасные приемы улучшения водного снабжения растений — капельный и внутрипочвенный поливы. Медленные, но постоянные изменения происходят в экосистемах как под воздействием внешних, так и под влиянием внутренних факторов. Когда, например, озеро наполняется илом, оно постепенно превращается в болото, потом в луг, на котором в дальнейшем вырастают кустарники и деревья. При этом обычно сначала развиваются светолюбивые и относительно быстрорастущие лиственные породы, под пологом которых начинают расти хвойные. Процессы последовательной смены биоценозов, протекающие под влиянием как внешних факторов, так и внутренних, называются сукцессиями. Сукцессия — естественное явление, хотя часто обусловлено вмешательством человека. Экологические сукцессии — это последовательная смена экосистем при постепенном направленном изменении условий среды: например, при изменении климата. С изменением условий среды изменяется состав живых организмов и продуктивность экосистемы. Постепенно роль одних видов убывает, а других увеличивается, разные виды выбывают из состава экосистемы или, наоборот, пополняют его. Сукцессии могут вызываться внутренними и внешними факторами и могут протекать иногда быстро, иногда столетиями. Если изменение среды будет резким (пожар, разлив большого количества нефти, проход колесной и гусеничной техники в тундре), то экологическое равновесие нарушается. Постоянство циклов питательных элементов наблюдается тогда, когда весь углерод и азот, усвоенные экосистемой из атмосферы, в результате деятельности редуцентов возвращаются в нее. Все элементы минерального питания (фосфор, калий, кальций и т. д.) после разложения мертвого органического вещества возвращаются в почвенный раствор для повторного использования корнями растений. Рассмотрим, что такое полное рассеивание поступившей в экосистему энергии. Это когда вся энергия, усвоенная экосистемой после прохождения ее по цепям " продуцент — консумент — редуцент", рассеивается, т. е. " сжигается" организмами в процессе дыхания. Она рассеивается растениями (за счет расходов энергии на дыхание), животными и микроорганизмами, которые " дожигают" органические вещества, превращая их в минеральные соединения. Экосистема поддерживает равновесие за счет того, что в нее постоянно поступает новая солнечная энергия. Экологическое равновесие поддерживается в экосистемах сложными механизмами взаимоотношений между живыми организмами и условиями среды, между особями одного вида и особями разных видов друг с другом. Экологическое равновесие — это состояние экосистемы, при котором состав и продуктивность биотической части (растений, животных, грибов, бактерий, водорослей) в каждый конкретный момент времени наиболее полно соответствует абиотическим условиям — почве и климату. Главная особенность экологического равновесия экосистемы — его подвижность. В экосистеме постоянно происходят обратимые изменения. Это изменения экосистемы в течение года с весны до весны при колебаниях климата в разные годы и изменении роли некоторых видов растений в связи с ритмами их жизненного цикла (например, цветение дуба один раз в 4 года, вспышки численности непарного шелкопряда в лесу или мышевидных грызунов в степи). При таких изменениях видовой состав экосистемы сохраняется, она лишь подстраивается к колебаниям. Однако под воздействием закона оптимальности, гласящего, что любая система лучше всего функционирует только в строго определенных пространственно-временных пределах, чрезмерно крупные особи, требующие слишком большого количества пищи для поддержания своей энергетики, обычно вымирают. Все это способствует повышению устойчивости систем, ее способности противостоять энтропии. Высшая, наиболее сбалансированная ступень сукцессии, которая может существовать очень длительное время, называется климаксом. Однако прогрессивными процессами характеризуются обычно только сукцессии, связанные с естественными воздействиями. Если же происходит быстрое и массированное нарушение гомеостаза, например при вторжении человека, то эволюционные механизмы нарушаются и системы не могут восстановить внутреннее равновесие на прежнем высоком организационном уровне. В лучшем случае они заменяются другими, как правило, менее продуктивными и устойчивыми, а в худшем — происходит опустынивание, уничтожение или резкое снижение биомассы с невозможностью ее самовосстановления. Дело в том, что чем организованнее, совершеннее вид, тем сложнее его генетический аппарат, обеспечивающий устойчивость, сохранение в поколениях наследственных признаков. Конечно, у таких видов, в том числе у человека, как правило, довольно высокая приспособляемость к различным значениям экологических факторов. Однако и она имеет свои пределы. И если они нарушаются слишком резко или быстро, то генетическая устойчивость, в нормальных условиях помогающая виду сохранить свои достоинства, оборачивается его гибелью. Менее организованные, но более способные к мутации виды получают преимущество и вытесняют более организованные виды, занимая их экологические ниши. При этом часто новые виды оказываются более агрессивными и труд-ноуничтожаемыми за счет высокой изменчивости (как это произошло с вирусом СПИДа, пришедшим на смену вирусам кори, скарлатины и др.).
нарушают охрану окружающей среды, выбрасывают в атмосферу огромное количество дыма, копоти и пылевидных отходов. Не считаться с этими факторами было нельзя, так как могла возникнуть кризисная ситуация. Ученые начинают искать пути выхода из создавшегося положения. В результате они приходят к выводу о связи экологических проблем с общественными отношениями, о связи экологического и социального. То есть все экологические нарушения должны быть проанализированы с точки зрения ревизии социальных проблем в промышленно развитых странах. В развивающихся странах наблюдается демографический бум (Индия, Индонезия и др.). В 1946—1950 гг. начинается их выход из колонии. При этом народами этих стран использовались как политические требования, так и была выработана экологическая программа с социальными последствиями. Освободившиеся от колониального ига страны выдвигали к колонизаторам претензии по уничтожению лесов, природных ресурсов, т. е. нарушению экологического равновесия (Индия, Китай, Индонезия и др. страны). Такой подход к экологическим проблемам был уже акцентирован от биологической и естественной проблематики к социальной, т. е. было обращено главное внимание на связи " между экологической и социальной проблематикой". Это также сыграло роль в становлении социальной экологии. В связи с тем, что социальная экология — сравнительно молодая наука и она тесно связана с общей экологией, то, естественно, многие ученые при определении предмета социальной экологии склонялись к тем или иным наукам. Так, в первых трактовках предмета социальной экологии, которые сделал Мак Кензи (1925), легко были заметны следы экологии животных и экологии растений, т. е. предмет социальной экологии рассматривался в контексте развития биологии. В русской философии и социологической литературе предметом социальной экологии выступает ноосфера, т. е. система социоприродных отношений, где главное внимание уделяется процессам воздействия человека на природу и воздействия на их отношения. t Социальная экология изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует в контексте социальные процессы (и отношения), учитывая при этом особенности человека как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его отношения к ним. Социальная экология опирается на знания гуманной экологии. Другими словами, социальная экология начинает заниматься познанием основных закономерностей взаимодействия в системе " общество—природа—человек" и определяет возможности создания модели оптимального взаимодействия элементов в ней. Она стремится внести свой вклад в научное прогнозирование в этой области. Социальная экология, исследуя влияние человека через его трудовую деятельность на природную среду, исследует также влияние промышленной системы не только на сложную систему отношений, в которых живет человек, но и на природные условия, необходимые для развития промышленной системы. Социальная экология также анализирует современные Урбанизированные общества, отношения людей в таком обществе, влияние урбанизированной среды и среды, создаваемой промышленностью, различные ограничения, накладываемые ею на семейные и локальные отношения, различные типы социальных связей, обусловленных промышленными технологиями, и т. д. Следовательно, на создание института социальной экологии и определение ее предмета исследования повлияли прежде всего: ♦ сложные отношения человека с окружающей средой; ♦ обострение экологического кризиса; ♦ нормы необходимого богатства и организации жизни, которые следует учитывать при планировании способов эксплуатации природы; ♦ познание возможностей (изучение механизмов) социального контроля, с целью ограничения загрязнения и сохранения природной среды; ♦ выявление и анализ общественных целей, включающих новый образ жизни, новые концепции собственности и ответственность за сохранение окружающей среды; ♦ влияние плотности населения на поведение людей и др. Таким образом, социальная экология изучает не только прямое и непосредственное влияние окружения (где технология не развита) на человека, но и состав групп, эксплуатирующих природные ресурсы, влияние человека на биосферу, а последняя переходит в новое эволюционное состояние — ноосферу, представляющую собой единство, взаимовлияние природы и общества, в основе которого находится общество. Рассмотрим дефиниции предмета социальной экологии. Изучая исторический процесс становления социальной экологии, следует учесть и различные смысловые окраски (дефиниции) термина " социальная экология", появившиеся в разные периоды ее развития, что дает возможность составить правильное объективное представление о науке. Так, Э. В. Гирусов (1981) считает, что законы, составляющие предмет изучения социальной экологии, нельзя определить только как природные или общественные, поскольку это законы взаимодействия общества и природы, что и позволяет применить к ним новое понятие " социально-экологические законы". Основой социально-экологического закона, по мнению Э. В, Гирусова, является оптимальное соответствие характера общественного развития и состояние природной среды. С. Н. Соломина (1982) указывает на то, что предметом социальной экологии является изучение глобальных проблем общего развития человечества, как то: проблемы энергетических ресурсов, защита окружающей среды, проблемы ликвидации массового голода и опасных болезней, освоение богатства океана. Н. М. Мамедов (1983) отмечает, что социальная экология изучает взаимодействие общества и природной среды. Ю. Ф. Марков (1987), прослеживая связь социальной экологии с учением о ноосфере В. И. Вернадского, дает следующее определение социальной экологии: объектом социальной экологии выступает система социоприродных отношений, формирующаяся и функционирующая в результате сознательной, целенаправленной деятельности людей. А. С. Мамзин и В. В. Смирнов (1988) отмечают, что " предметом социальной экологии является не природа и не общество сами по себе, а система " общество—природа— человек" как единое развивающееся целое". Н. У. Тихонович (1990) выделяет глобальную экологию, социальную экологию и экологию человека. " Глобальная экология", по его мнению, " включает в область своих исследований биосферу в целом... антропогенные изменения и ее эволюцию". Возникновению социальной экологии предшествовало появление экологии человека, а поэтому часто термины " социальная экология" и " экология человека" употребляются в одном и том же значении, т. е. ими обозначают одну и ту же дисциплину. Человеческая среда (окружение) в социальной экологии понимается как совокупность природных и социально-экологических условий, в которых живут люди и в которых они могут самореализовываться, т. е. совокупность внешних факторов, обусловливающих или влияющих на жизнь человека. Реально человеческая среда (окружение) состоит из заранее предопределенных природных условий и обстоятельств, которые возникли независимо от труда человека, а также условий и обстоятельств, которые являются результатом деятельности человека. Отношение человека к природе на самом деле, особенно в наше время, основано политической системой и поэтому " общественное и политическое пространство", и в первую очередь производственные отношения, существенно влияют на поведение социальной общности по отношению к имеющимся природным ресурсам. На основании анализа вышеназванных формулировок Данило Ж. Маркович (1996) отмечает, что " социальную экологию можно определить как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человечеством и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни, как естественно-общественного существа" 1. Таким образом, социальная экология должна заниматься познанием основных закономерностей взаимодействия в системе " общество—природа—человек" и определить возможности создания оптимального взаимодействия элементов в ней. Социальная экология должна внести элементы прогнозирования в этой области. Социальная экология изучает процесс отношений между промышленной и природной системами. Предметом исследований социальной экологии является установление влияния окружающей среды на человека в обществах с неразвитой технологией, а также в индустриально развитых и урбанизированных обществах. Кроме того, учеными предложено, чтобы в рамках социальной экологии был выделен относительно самостоятельный (территориальный) уровень исследования: населения урбанизированных зон, отдельных регионов, областей, исследован общепланетарный уровень планеты Земля. 1 Маркович Д. Ж. Социальная экология. М., 1996. С. 61—62. Итак, социальная экология — это научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного и общественного существа. Следовательно, можно сделать вывод, что социальная экология возникает тогда, когда экологические проблемы начинают изучаться с социальной точки зрения и когда становится очевидно, что они являются результатом рассогласования человеческой, природной и промышленной систем, т. е. рассогласования биосферы, техносферы и социо-сферы. Таким образом, центральным понятием в социальной экологии является система " общество—природа—человек", или " социоэкосистема". Это понятие предполагает перенесение на общество законов соотношения части и целого. Разумеется, что целым по отношению к обществу будет биосфера. 3.2. Взаимосвязь социальной экологии с другими отраслями знаний Социальная экология тесно связана с отраслевыми со-циологиями. Такими отраслевыми социологиями являются: социология охраны труда, социология села, социология города и социальная патология. Следует отметить, что отраслевые социологии изучают отдельные элементы окружающей среды, виды поселений, а также проблемы, связанные с угрозой целостности личности человека в трудовой сфере, что является в известной степени и предметом исследования социальной экологии. Социология охраны труда изучает " нарушение равновесия" в трудовой сфере, которое приводит к нарушению целостности личности человека. Трудовая среда — это часть окружающей среды, нарушения экологического равновесия чаще всего обусловлены изменениями в содержании труда в трудовой сфере. Социология села — это наука о сообществе в сельской среде, которая изучает связь природы и человека, в результате деятельности которого нарушается окружающая среда, возникает опасность для целостности личности человека. Социологии города — это наука о сообществе в городской среде, где люди включены в отношения и общности независимо от их воли. Социология города изучает также степень концентрации населения в городах, социальные отношения в локальных общностях и их влияние на человека как общественное существо. Социальная патология — это наука, которая занимается изучением тех общественных явлений, где проявляется их существенное расхождение, где требуется защита здоровья населения не только от вредных физических, химических, биологических, микробиологических факторов, но и от вредных факторов социальной среды. Таким образом, круг изучаемых вопросов отраслевыми социологиями тесно взаимосвязан с социальной экологией. Социальные науки должны научиться оперировать такими понятиями, которые комплексно включают в себя социальные и природные феномены в их системном единстве. При таком подходе многие явления, в том числе изучаемые общественными науками, предстают в совершенно ином свете. По мере развития теоретического знания социальной экологии развиваются и ее прикладные области, также взаимодействующие с другими отраслями знаний. Наглядно эту взаимосвязь можно проиллюстрировать на рис. 1, представленном Г. А. Батинским в книге " Основы социоэкологии" (Львов, 1993). Возникли также такие виды социально-экологического знания, как урбоэкология, проблемы экологического образования и экологического воспитания, экология культуры, рекреационная экология. В целом в современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической. Этот переход должен произойти обязательно, так как в зависимости от него находится судьба рода человеческого. Как пишет Э. В. Гирусов: " От того, сумеет человек стать экологическим существом или не сумеет, зависит быть ему на Земле или не быть. Можно сказать, что идет своего рода экзамен на подлинную разумность человека. На ту разумность, к которой очень высокие требования предъявлял в свое время И. Кант, полагавший, что только в единстве с нравственным долгом рассудочная способность человека обретает черты разумности и мудрости" 1. Взаимосвязь социальной экологии с другими науками показана на рис. 1. 3.3. Законы социальной экологии Нельзя изучать социальную экологию только с помощью сбора и описания явлений и факторов. Необходимо дать их объяснение через установление связей между элементами в отдельных явлениях и утвердить взаимосвязь этих явлений. Другими словами, социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидеть. Законы должны формировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе " общество—природа—человек", чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе.
При этом следует задать вопрос: может ли молодая наука — социальная экология — на данном этапе ее развития приступить к формулированию научных законов с позиций определения предмета социальной экологии? В 30-е гг. XX столетия были сформулированы Бауэром и Вернадским два важных закона. 1-й закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделенной разумом) стремится к максимальному выражению. 2-й закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей деятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию. Но эти законы чаще всего исследователи называют принципами. Жизнь на Земле развивается только в условиях постоянного притока новой энергии, так как весь цикл циркуляции живой материи осуществляется в одной и той же массе живой субстанции с маленьким коэффициентом восстановления. Человек проник в эту систему за счет того, что нарушил систему потребления и накопления энергии живой природы. Причем потребности общества в энергии постоянно увеличиваются, в связи с чем требуют большой структурной реорганизации биосферы, а производство новой энергии становится энергетически неблагоприятным. Общество действительно подчинено целому ряду единых экологических закономерностей природной среды, но оно обладает и рядом свойств, которые не подвластны этим закономерностям. Поэтому при формулировании законов социальной экологии ученые исходят из законов " теоретического экологического влияния", однако, их не следует понимать как законы социальной экологии. В работе Б. Коммонера изложены четыре основных глобальных экологических закона, которые могут считаться законами социальной экологии. 1-й закон. Стремление человеческой среды возникает вследствие нарушения отношений в экологической системе в рамках ее причинно-следственных отношений. Из этого следует, что влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд эффектов, оптимальное развитие которых трудно предвидеть. 2-й закон содержит положение о том, что человек живет в замкнутом пространстве, поэтому все, что создается, и все, что берется от природы, ей же определенным способом снова возвращается. 3-й закон указывает на связанность наших знаний о природе и нашего воздействия на нее. То есть если мы не будем знать, как переоформлять природу, мы не можем ее " улучшать" нашими действиями, значит надо вернуться к тем формам жизни, которые представляют экологическую гармонию. 4-й закон говорит о том, что глобальные экологические системы представляют собой неделимое целое и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безгранично. Более конкретно Законы Коммонера гласят: Все связано со всем. Биосфера — наш общий дом. Экологического счастья в одной стране быть не может, с загрязнением океана, парниковым эффектом и озоновыми дырами должно бороться все сообщество. За все надо платить. Международное сообщество финансирует научные проекты, позволяющие сохранить биологическое развитие. Все надо куда-то девать. Международное сообщество приняло специальные законы, запрещающие вывоз и захоронение ядовитых и радиоактивных отходов в бедных странах. Мировой океан также не место для отходов. Природа знает лучше. Человек должен сохранить экологическое равновесие биосферы, не пытаясь быть умнее природы, и создавать искусственную среду разума — ноосферу. Пять законов социальной экологии сформулировал Н. Ф. Реймерс. Он расположил их в такой последовательности. 1. Правила социально-экологического равновесия. 2. Принцип культурного управления развитием. 3. Правила социально-экологического замещения. 4. Закон исторической (социально-экологической) необратимости. 5. Закон ноосферы В. И. Вернадского.
|