Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон Правила социально-экологического замещения.






Потребности человека отчасти социально-экологически заменимы. Исключение составляют лишь так называемые основные нужды, главным образом физиолого-психологи-ческого характера. Из правила социально-экологического замещения следует и то, что способы такого замещения могут быть различными. Даже незаменимые потребности удовлетворяются разными путями — собирательством, про­мыслом, скотоводством, земледелием и т. д. Все эти формы хозяйства различно воздействуют на природу и ее же ус­ловиями определяются. Известны различные способы " пре­образования" природы. Например, развитие сельского хо­зяйства в охотничье-промысловых районах или земледель­ческих оазисов в пастбищно-промысловых районах. Более того, доминирующая культура способна менять сам тип хо­зяйства.

Пройдя какую-то фазу взаимодействий с природой, общество, как правило, не может вернуться на предыду­щую ступень, если не произойдут какие-то катастрофи­ческие социально-экологические явления, ведущие к об­щественной деградации. Но и такая деградация не есть воз­врат к историческому прошлому. Скорее, это угасание соб­ственной, а затем восприятие новой " импортной" куль­туры.

Однако все это были региональные, а не глобальные явления.

Время от времени высказываются гипотезы, сходные с теорией катастроф Ж. Кювье. Согласно им человечество до­ходило до каких-то высот цивилизации, затем происхо­дила катастрофа типа " атомной зимы", и все начиналось сначала. Едва ли такая точка зрения имеет под собой фак­тические основания, прежде всего археологические.

Закон исторической (социально-экологической) необра­тимости.

Процесс развития человечества как целого не может идти от более поздних фаз к начальным, т. е. общественно-экономические формации, определенным образом взаимо­действующие с природной средой и естественными ресур­сами, не могут сменяться в обратном порядке. Отдельные элементы социальных отношений (например, рабство, воз­родившееся в самых чудовищных формах в период стали­низма) в истории повторялись, возможно повторение и ук­лада хозяйства (например, возвращение от оседлого к ко­чевому хозяйству), но общий процесс однонаправлен, как необратима и эволюция. Иное представление кажется аб­солютно нелогичным: меняется природная среда, меняется человечество, и принятие концепции обратимости было бы согласием с тем, что в одну и ту же реку можно войти дважды, да еще и не состарившись ни на миг.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал