Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международная организация труда (МОТ).
Эта организация, занимающаяся проблемами трудовой среды, все чаще указывает на взаимозависимость проблем загрязнения в окружающей и трудовой среде. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), занимаясь проблемами радикального использования и охраны вод, также значительное внимание уделяет и экологическим вопросам. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), занимаясь проблемами здоровья людей, в контексте рассматривает и вопросы охраны окружающей среды. ВОЗ развер! нула активную деятельность по определению стандартов и норм загрязнения окружающей среды и по определению степени опасности среды для здоровья людей. Повышенное внимание к данной проблеме проявляется и в деятельности ЮНЕСКО. Одной из главных акций в данной области была разработка программы " Человек и биосфера", реализация которой началась с 1971 г. Определенный вклад в данную проблему вносят и другие специализированные органы ООН. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) проводит метеонаблюдения и обмен метеорологической информацией, а также изучает атмосферу и атмосферные явления. Международная морская организация (ММО), занимающаяся вопросами охраны морской среды от загрязнения. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое проводит исследования по влиянию интенсивного радиоактивного излучения на деградацию окружающей среды. Ведется контроль за работой АЭС во всех странах мира. ООН и ее специализированные организации, кроме конференций и симпозиумов, проводят огромную работу по глобальным и социальным вопросам охраны окружающей среды среди глав государств, ведут переговоры и устанавливают контакты между государствами. Значительную роль в охране и улучшении окружающей среды играет сотрудничество государств в отдельных регионах. Начальным примером является сотрудничество Средиземноморских государств. Ими была подписана конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения всеми государствами этого региона (кроме Албании) и одобрен План Действий по охране Средиземного моря. К сожалению, в течение длительного времени балканские страны не могли развернуть необходимое сотрудничество в области охраны окружающей среды. Не было установлено необходимое сотрудничество и Между Придунайскими странами, хотя между этими странами и не было разногласий. Проблема р. Дуная пока оста! ется открытой. Причина кроется в нежелании двух стран -J Германии и Австрии, расположенных в верховье р. Дуная принять конвенцию по охране реки, предлагаемую странами, расположенными вниз по течению. Активно развивается сотрудничество между государствами и в рамках отдельных континентов там, где наблюдается воздействие вредных источников загрязнения, расположенных в одной стране и представляющих угрозу для нескольких стран или в масштабе всего региона. Так, европейские страны подписалицелый ряд документов. Среди них — заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Несколько позже, в 1989 г., принята Конвенция о транс-гра-ничном загрязнении воздуха на большие расстояния ц Декларация с рекомендациями о действиях на национальном и международном уровнях в области твердых и безотходных технологий, повторного использования отходов. Определенные формы природоохранного сотрудничества развиваются и между странами ЕЭС (с 1992 г. Европейский Союз) на основе межгосударственных договоров и других документов правового и политического характера. Так, Совет министров Европейского Союза обладает правом принимать определенные нормативные акты в области охраны окружающей среды, которые имеют обязательный характер для всех членов этой международной организации. В число таких нормативных актов входят: Правила — это нормативные акты прямого действия, которые являются обязательными для исполнения всеми членами этой международной организации; Директивы — это нормативные акты, которые должны быть включены в национальное (внутреннее) законодательство в течение определенного периода времени; Решения — это нормативные акты директивного характера, которые являются обязательными для всех лиц, учреждений или государств, если они включены в число их исполнителей. В рамках этой международной организации ЕЭС до 1990 г. было подписано 27 международных соглашений, договоров, протоколов; было принято 105 директив, 22 правила, 57 решений, 20 мнений и 46 резолюций, носящих рекомендательный характер. А в мае 1990 г. ЕЭС принял решение о создании Дирекции по окружающей среде, охране потребителей и ядерной безопасности. Дирекция была создана прежде всего для формирования единой информационной сети и обеспечения базы для решения экологических проблем в рамках этой региональной международной организации. Было также предусмотрено создание общего и действенного законодательства, которое должно обеспечить свободный оборот товаров, при строгом выполнении норм и стандартов в области охраны окружающей среды. Большое значение для плодотворного природоохранного сотрудничества европейских государств имеет Европейская хартия об окружающей среде и здоровье, принятая в декабре 1989 г. на совещании министров здравоохранения и министров по охране окружающей среды Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В соответствии с документами Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам: " Перспективы окружающей среды до 2000 года", " Наше общее будущее" и " Здоровье для всех в Европе" Европейская хартия содержит положения: 1. О правах и обязанностях в области охраны окружающей среды. 2. Принципы экологической политики. 3. Стратегические цели. 4. Приоритетные задачи. 5. Положения о будущей деятельности. В этом документе подчеркивается право каждого лицд на окружающую среду, которая обеспечивает ему наиболее высокий уровень здравоохранения и благосостояния на информирование и предоставление консультаций о состоянии окружающей среды, на участие в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды. Значительный вклад в улучшение охраны окружающей среды внес документ, принятый ООН в июне 1991 г. в СанЯ сволле (Швеция). В документе отмечается, что вопросы охраны окружающей среды требуют координации усилий щ должны решаться на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях. В этом документе также подчеркивается необходимость учета традиционных и новых принципов проведения политики охраны окружающей среды. В настоящее время международное сотрудничество в природоохранной деятельности имеет тенденцию к посто! янному развитию. Однако многие важные вопросы по охране окружающей среды еще остаются нерешенными. Во-первых, в области охраны природной среды существуют противоположные интересы между отдельными стра^ нами и группой стран. Так, например, существуют противоположные интересы между развитыми странами (Германия, Франция, Австрия) и развивающимися странами (Албания, Болгария) в экономическом отношении. Речь идет в первую очередь об экспорте " грязных технологий", " отхоЗ дов" и т. д. Во-вторых, в современном мире получает все более широкое распространение осознание опасности экологичес! кой катастрофы, которая наряду с ядерной войной может привести к уничтожению человечества. Поэтому все чаще преодолеваются идеологические и политические различия между отдельными странами в поисках решения экологических проблем. Так, например, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС и радиоактивное загрязнение распространилось на обширные территории за пределами СССР, было установлено международное сотрудничество по устранению последствий ядерной аварии. К примеру, частные и государственные медицинские учреждения из 15 стран пришли на помощь. Значительный вклад в охрану и совершенствование охраны окружающей среды внесла Конференция Объединенных Наций " Об окружающей среде и развитии", проведенная в Бразилии в 1992 г., т. е. ровно через 20 лет после 1-й международной конференции об охране окружающей среды, проходившей в Стокгольме в 1972 г. При ее подготовке был осмыслен 20-летний опыт в области охраны окружающей среды и приняты во внимание новые отношения в мире. Конференция приняла " Декларацию об окружающей среде и развитии", где выдвинуто 28 принципов, которые способствуют утверждению человека как центра развития и обеспечивают права на развитие. Конференция приняла документ " АДЖЕНДА-21: программа действий на XXI век", которая представляет собой план действий по всем направлениям развития в течение следующего столетия. " АДЖЕНДА-21" исходит из осознания, что человечество достигло критического момента в своем развитии и должно решить, сохранять ли современные тенденции развития, которые ведут к гибели экосистем, или изменить политику развития в целях обеспечения безопасного и лучшего будущего для последующих поколений. О развитии системы принципов международного правового регулирования охраны окружающей среды свидетельствует работа Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Этой комиссией был подготовлен специальный Проект международного пакта по окружающей среде и развитию, который был представлен на конкурс ООН по международному публичному праву в Нью-Йорке 13—14 марта 1995 г. Проект состоит из преамбулы и 72 статей, сгруппированных в 11 разделов. В разделе " Основные принципы" названы: ♦ общая забота человечества об окружающей среде; ♦ принцип взаимосвязанных ценностей (мир, развитие, охрана природы и т. д.); ♦ принцип равенства поколений; ♦ предупреждение вреда как приоритетная мера охраны окружающей среды по сравнению с компенсацией вреда; ♦ экологическая коррекция демографической политики и модели потребления и другие. Сотрудничество государств — членов СНГ, объединяющее 14 бывших республик СССР, в 1992 г. также подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, где указывалось на необходимость вести учет природных ресурсов, проводить экологический мониторинг, осуществлять государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства, проводить экологическую экспертизу, создавать специальные средства, необходимые для предупреждения экологических катастроф, и др. В обобщенном виде принципы и механизм международно-правовой охраны окружающей среды (ООС) изложены в ст. 92 Закона РФ " Об охране окружающей природной среды". В кратком виде они формулируются так: ♦ приоритетность экологических прав человека; ♦ суверенитет государства на природные ресурсы своей территории; ♦ недопустимость экологического благополучия одного государства за счет экологического вреда другому; ♦ экологический контроль на всех уровнях; ♦ свободный обмен международной экологической информацией; ♦ взаимосвязь государств в чрезвычайных обстоятельствах; 8.2. Нормативно-правовые аспекты охраны окружающей среды в Российской Федерации Одна из важнейших частей природоохранительного законодательства — система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка — необхо- i димое условие практической реализации принимаемых законов, потому что на них должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет юридическую ответственность. Стандартизация — установление единой и обязательной для всех объектов данного уровня системы управления, норм и требований. Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системе стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, он включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1 — " Охрана природы. Гидросфера", а 17.2 — " Охрана природы. Ат- ; мосфера" и т. д. Этот стандарт регулирует деятельность предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, ; ', включая требования к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды. Важнейшие экологические стандарты — нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах (для '« каждого опасного вещества в отдельности, работает на всей t территории страны, но влияние многих веществ в перспективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено); научно-технические нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн (отдельно для каждого источника загрязнения, чтобы общее воздействие всех источников данного района не превышало ПДК). Количество и мощность источников загрязнения меняются с развитием производительных сил района, поэтому необходимо периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов. Многие предприятия не могут сразу уложиться в нормативы, а закрытие таких предприятий или резкое ослабление их экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно. Лучше всего реконструировать предприятия, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но в полном объеме выделить такие средства может тоже не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование и процесс реконструкции стоят очень дорого. Таким предприятиям устанавливаются временные нормативы — временно согласованные выбросы (ВСВ), допускающие повышенное загрязнение окружающей среды в течение установленного для проведения необходимых природоохранных мероприятий срока. От того, укладывается ли предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно: ПДВ, ПДС или только в ВСВ, зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды. Государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением. Природоохранительное законодательство — система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), регулирующая природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения. Для обеспечения возможности реализации на практике принятых законов нужно, чтобы они были подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться. Объекты природоохранного законодательства — это природная среда в целом и ее отдельные естественные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воздух), а также международное право. Впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию РФ. Существует около 200 юридических документов по природопользованию. В Законе " Об охране окружающей природной среды" (1991 г.), например, устанавливается общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных приро-допользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные параметры (точные значения нормативов, размеры ставок и платежей) конкретизируются в постановлениях Правительства РФ и отраслевых инструкциях. 8.3. Экологические права граждан РФ Экологические права граждан закреплены в следующих международных и государственных нормативных документах. В международном законодательстве1 это: Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.; Декларация Рио-де-Жанейро (Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г., ратифицирована Государственной Думой РФ 20 февраля 1998 г.). В Декларации прав и свобод человека и гражданина определены следующие права: ♦ право каждого на экологическую информацию: " государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом" (ст. 31); ♦ право каждого на судебную защиту его прав и интересов (ст. 32). В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод определены следующие экологические права: ♦ право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций с другими (ст. 11); ♦ право каждого человека на жизнь (ст. 2). В Конституции РФ закреплены следующие экологические права: ♦ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); ♦ право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29); ♦ владение, использование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); ♦ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41); ♦ каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды (ст. 42); ♦ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В экологическом законодательстве определены права, закрепленные в природоохранительных нормативных правовых актах, таких как: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. " Об охране окружающей природной среды", ст. 11 и 12; Федеральный закон 1999 г. " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Основы законодательства об охране здоровья граждан от 18 июня 1993 г.; Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. " Об экологической экспертизе"; Федеральный закон от 9 января 1996 г. " О радиационной безопасности населения" и т. п. Это право на: ♦ участие в проведении государственной и общественной экологических экспертиз (Федеральный закон " Об экологической экспертизе"); ♦ участие в общественных слушаниях в рамках оценки воздействия на окружающую природную среду (Положение об ОВОС в РФ, утвержденное приказом Минприроды РФ от 18 июля 1994 г.); ♦ участие непосредственно и (или) через своих представителей в управлении государственными делами в сфере охраны окружающей природной среды, в принятии экологически значимых решений; ♦ условия труда, отвечающие требованиям экологической безопасности; ♦ охрану здоровья от вредного воздействия факторов окружающей среды, право требовать их рассмотрения; ♦ участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды. В блоке природно-ресурсного законодательства обозначен спектр специальных экологических прав граждан-при-родопользователей: ♦ права на земельные участки, примыкающие к поверхностным водным объектам; права на обособленные водные объекты; права общего пользования водными объекта-' ми и т. п. (ст. 12, 43, 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ); ♦ право на использование недропользователями земельных участков для предпринимательской деятельности, которая соответствует цели, обозначенной в лицензии и не противоречащей законодательству РФ (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. " О недрах"); ♦ право на пребывание в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, минерально-технического сырья, участие в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях (Лесной кодекс РФ, ст. 21, 82, 86); ♦ права по охране и использованию животного мира (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ " О животном мире", ст. 10, 40, 48, 49); ♦ права землепользователей (Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., ст. 52, 54, 55). Основные экологические права граждан распространяются на всех физических лиц, проживающих на территории России, и закреплены одновременно в нескольких нормативных актах. Это право на: ♦ благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду; ♦ создание экологических общественных объединений (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. " Об общественных объединениях"); ♦ судебную защиту своих экологических прав (право на обращение с исками: о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, негаторный иск о прекращении экологически вредной деятельности и т. п.). Соответствующая норма содержится в Конституции РФ (ст. 46), Законе РСФСР " Об охране окружающей природной среды" (ст. 11) и в Федеральном законе " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем создания и участия в общественных объединениях. Исходя из этого, экологические права граждан транспонируются в следующие экологические права общественных объединений: ♦ право на создание общественных экологических фондов, определение порядка их функционирования и расходования средств; ♦ право требовать от государственных органов и органов местного самоуправления предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; ♦ право на проведение общественной экологической экспертизы; ♦ право на проведение общественного экологического контроля; ♦ право на обращение в суд или административные органы с заявлениями о привлечении к ответственности лиц за экологические правонарушения; ♦ право на предъявление в суды исков о возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан; ♦ иные права, предусмотренные законом. Осуществление экологических прав всегда связано с выполнением всеми определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Исходя из этого, граждане и юридические лица несут общие и отраслевые (специальные) экологические обязанности. Общие экологические обязанности: ♦ охрана и рациональное использование природы и окружающей среды; ♦ восстановление нарушенных экосистем животных и растительности; ♦ предупреждение экологических правонарушений; ♦ соблюдение экологических требований (нормы, правила, нормативы качества окружающей природной среды); ♦ уплата установленных налогов и сборов, предусмотренных для финансирования природоохранных и природо-восстановительных мероприятий; ♦ выполнение соответствующих экологических предписаний и постановлений государственных органов и их должностных лиц; ♦ содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения; ♦ иные обязанности, предусмотренные законом. Отраслевые (специальные) экологические обязанности: ♦ соблюдение правил пожарной безопасности в лесах и т. п. (ст. 83 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ); ♦ сохранение природных ландшафтов особо охраняемых природных территорий; ♦ не допускать уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых существ (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ " О животном мире", ст. 40); ♦ пользование землей и иными природными объектами в соответствии с экологическим законодательством РФ (ст. 53 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.); ♦ соблюдение стандартов, регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод (ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ); ♦ экологически безопасное ведение работ при строительстве и разработке недр. Каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную. За наиболее тяжелые нарушения (поджог леса и т. п.) виновный может быть подвергнут уголовному наказанию (лишение свободы, наложение крупных денежных штрафов, конфискация имущества). Чаще применяется административная ответственность (наложение штрафа на отдельных лиц и на предприятия в целом), она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства. Должностные лица могут подвергаться дисциплинарной ответственности (полное или частичное лишение премий, понижение ВВ должности, выговор или увольнение) за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности (возмещение причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству). Закон " Об охране окружающей природной среды" формулирует также экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принцип международного сотрудничества в этой области. Несмотря на то, что природоохранительное законодательство обширное и разностороннее, на практике оно действует недостаточно эффективно. Одна из важнейших причин этого — несоответствие тяжести наказания тяжести преступления (низкие ставки взимаемых штрафов: для должностного лица — от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда; для рядовых граждан — до десятикратного размера минимальной оплаты труда), ведь часто невозможно возместить нанесенный вред — он может достигать многих миллионов рублей или вообще не поддаваться денежному измерению. За год в стране рассматривается не более 20 дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и дела по браконьерству не превышают 1, 5 тыс. в год, что гораздо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр. Другие причины слабого действия природоохранительного законодательства — недообеспеченность предприятий техническими средствами для очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением окружающей среды. Большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание основных природоохранных требований, снисхождение к нарушителям, отсутствие навыков отстаивания своих прав на здоровую окружающую среду. Таким образом, необходима разработка правового механизма защиты экологических прав человека (конкретизирующих эту часть закона, подзаконных актов), обращение с жалобами в прессу и вышестоящие инстанции, иски в судебные органы. Ведь если каждый человек, чье здоровье подорвано из-за выбросов какого-то предприятия, подаст иск в суд или прокуратуру с требованием материального возмещения ущерба, оценив свое здоровье в крупную сумму, предприятия будут вынуждены принять меры к снижению загрязнения. 8.3.1. Понятие и особенности источников экологического права Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нора мы, регулирующие экологические отношения. К таким источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты мини- стерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Источники экологического права классифицируются по следующим видам: ♦ Конституция РФ; ♦ законодательные акты РФ; ♦ акты Президента РФ; ♦ акты Правительства РФ; ♦ акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти; ♦ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Нормативные договоры: международные договоры, федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Главным нормативно-правовым документом является Конституция РФ. Основы экологического права изложены в следующих статьях: Экологические права гражданина (ст. 42); Экологические обязанности гражданина (ст. 58); Право собственности на природные ресурсы (ст. 9. 36); Компетенция РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст. 71); Совместная компетенция РФ и ее субъектов в сфере природопользования и ООС (ст. 72); Экологические полномочия Правительства РФ (ст. 114). Система экологического законодательства состоит из Двух подсистем: природоохранного и природно-ресурсного законодательств. В подсистему природно-ресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании Животного мира (1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов. В подсистему природоохранного законодательства вхо-Дят Закон РФ " Об охране окружающей природной среды", другие законодательные акты комплексного правового регулирования. Экологическое законодательство РФ представлено на схеме 2. В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Схема 2 В Законе РФ " Об охране окружающей природной среды", принятом 19 декабря 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации, отражены следующие основные положения. ♦ Это комплексный нормативный акт, который регулирует природоохранительные отношения в целом по отдельным природным объектам. ♦ Это базовый нормативный акт, положения которого конкретизируются в иных актах экологического законодательства. ♦ Он устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. ♦ Закон при решении тех или иных вопросов исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества. ♦ Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия. Классификация нормативно-правовых актов как источников экологического права по отраслям законодательства может быть представлена схемой 3. Экологические функции правоохранительных органов РФ состоят в объективном применении природоохранного законодательства, выявлении причин экологических правонарушений и в разработке мер по их предупреждению и устранению. Экологические функции правоохранительных органов РФ представлены на схеме 41. __________ Акты иных отраслей законодательства __________ Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и иные акты законодательства об охране окружающей среды ________ _______ Акты природно-ресурсного законодательства _______ Земельный кодекс РФ, Водный кодекс, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ и иные акты об исполь- зовании и охране природных ресурсов _________________ Акты иных отраслей законодательства __________________ (экологизированные) __________________ Законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере хозяйственной и иной деятель- ности и одновременно экологические и ресурсные отношения
Система экологической безопасности создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, федеральными программами в этой области. Основы этой системы составляют органы всех ветвей власти, осуществляющие меры политического, правового, экономического, силового и иного характера, направленные на обеспечение глобальной и локальной экологической безопасности в интересах людей, общества и государства, жизни на Земле. Полномочия органов обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. В формировании и реализации политики обеспечения экологической безопасности Российской Федерации принимают участие (схема 4): ♦ Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами обеспечения экологической безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по ее обеспечению; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения экологической безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам экологической безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции экологической безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны в этой области; ♦ Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации формирует, в том числе по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательную базу в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации; ♦ Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области; ♦ Совет безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз экологической безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации; ♦ федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экологической безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации; ♦ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экологической безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых в этой области; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем экологической безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Российская Федерация намерена решительно обеспечивать свою экологическую безопасность совместно со всем мировым сообществом. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции экологической безопасности Российской Федерации — залог динамичного развития России в XXI веке и ее перехода к устойчивому развитию. Система органов экологической безопасности РФ представлена схемой 5.
ТЕМА 9 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ План 9.1. Тенденция возникновения экологических движений и их направленность. 9.2. Особенности возникновения экологических движений в Российской Федерации, их цели и задачи. 9.1. Тенденция возникновения экологических движений и их направленность Еще до появления современных экологических движений существовали различные движения в защиту природы и окружающей среды. Так, в начале XIX в. возникают движения в защиту птиц, лесных парков. Во второй половине XIX в. начинается борьба за защиту окружающей среды, особенно после появления в 1864 г. книги Марша " Человек и природа". В ней основной акцент делается на сельское хозяйство. Новые общественные движения возникают как реакция на ретроградные, апокалиптические силы современной жизни, как реакция людей, направленная против разрушений природы, против голода, уничтожения продуктов питания, против войн, безумного вооружения, использования ядерной энергии. Как явления современного мира новые общественные движения стали предметом интереса и изучения общественных наук. В результате ученые пришли к выводу, что нельзя считать любое общественное движение прогрессивным. Каждое движение следует конкретно оценивать с точки зрения, способствует оно или нет общественному прогрессу. Какие же наиболее характерные черты были присущи новым общественным движениям? Это прежде всего их неформальность, спонтанность, самоорганизация и неофициальность. Следует отметить, что за рубежом в разных странах, в разное время возникали различные экологические движения. Так, начало экологического движения в США приходится на 60-е гг. В этот период оно получило широкий размах и было концептуально обосновано в многочисленных статьях и научных трудах Р. Карсона и Б. Коммонера. На 60—70-е гг. приходится наиболее активное возникновение и формирование экологических движений и в странах Западной Европы, в том числе и общественного движения " зеленых", которое к концу 70-х гг. сложилось в эко-; лого-мировоззренческом отношении, окрепло организационно, откорректировало содержание и методы деятельности, превратилось в значительную политико-экологическую силу. С 70-х гг. XX в. начальные формы проэкологической деятельности сменились нынешними экологическими движениями, с их экономическими, общественными и политическими требованиями. Экологические движения с четко подготовленными программами по вопросам охраны окружающей среды возникли немногим более двух десятков лет назад. Их задачей стало выдвижение новых социальных, политических и культурных требований. Вначале эти движения возникали спонтанно как неформальный ответ людей, отдельных групп на растущие экологические проблемы промышленно-развитых стран. Поэтому в каждой стране они имеют особые характерные черты, но вместе с тем у них есть и общее в области защиты окружающей среды. Например, в США в 1971 году было создано добровольное общество " Гринпис" (Зеленый мир). Целью создания этого общества была борьба с ядерными испытаниями. Кроме того, поводом для организации " Гринписа" послужили следующие факторы: ♦ катастрофическое изменение климата; ♦ использование продуктов генной инженерии (помидоров), влияние которых на здоровье людей неизвестно; ♦ захоронение токсичных и ядерных отходов; ♦ борьба за сохранение тропических лесов. То есть их цель имела общечеловеческий, а не узко кардинальный характер, что особенно характерно для политических партий. Главная цель практически всех экологических движений — защита и улучшение охраны окружающей среды Своей первоочередной и главной целью экологические движения считают защиту и улучшение окружающей среды как условие существования человека и всех видов жизни на Земле. Для достижения указанной цели эти движения занимаются анализом и критикой деятельности правительств, нарушающей окружающую среду, создающей предпосылки экологического кризиса. Современные экологические движения имеют культурную цивилизованную направленность, в основе которой лежит улучшение качества жизни. Участники экологических движений, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, и в этих движениях нет партийной организованности и дисциплины. Их отличают спонтанность, самоинициативность и творческий подход. Участники новых общественных движений происходят из самых разных слоев общества. Однако социальное ядро всех этих движений составляют те, кто принадлежит к среднему классу: это люди, имеющие хорошее образование, относительную экономическую самостоятельность, ра- ботающие, как правило, в сфере интеллектуальных и гуманитарных услуг (в школах, социальных службах, здравоохранении, системе информирования, проектных институтах, в консалтинге, маркетинге, сюда также относятся домохозяйки, студенты, пенсионеры, безработные и т. д.). Эти движения не противопоставляют классы друг другу и не выдвигают на ведущую роль какой-либо из классов. Новые движения делятся на консервативные и прогрессивные. Они также делятся на постоянные и временные, формальные и неформальные. Рассмотрим формальные и неформальные типы экологических движений. Исходя из организации новых общественных движений и тех целей, которые они выдвигают, можно считать, что экологические движения — это неформальные, самоорганизованные, автономные и независимые от легитимных центров общественной силы общественные группы, имеющие целью устранение причин и последствий экологического кризиса. Формальные экологические движения — это организованные движения людей, которые зарегистрированы как движения, партии. Они, как правило, имеют и политический характер. Так, в либерально-демократических обществах оформляются и особые экологические политические партии, например в Германии — " партия зеленых". Эта партия ведет борьбу за место в парламенте. Члены этой партии понимают, что это единственное место, где экологические проблемы могут эффективно решаться. Основной принцип работы этих организаций — открытость своей деятельности и информационный обмен по вопросам охраны окружающей среды, защиты прав человека и экологической безопасности. Следует иметь в виду, что там, где политическое влияние экологических организаций формально достигло уровня национальных представительных органов, они начинают заниматься и многими другими внеэкологическими вопросами. При этом основные экологические проблемы для них остаются центральными. Экологические движения, и в частности экологические партии, вносят весомый вклад в общественную, политическую и культурную жизнь современного общества. Какие ориентации будут преобладать в том или ином экологическом движении, зависит прежде всего от большого числа факторов, начиная с экологических проблем, характерных для каждой отдельно взятой страны, до существующих в них общественно-экономических систем. Общие требования экологических движений в области экономики: а) экономия потребления энергии; б) повторное использование материалов; в) производство ценностей долговременного пользования; г) использование экологически приемлемых технологий. В области общественной жизни: а) возврат к простой жизни; б) приведение в соответствие развития и возможностей; в) ненарушение границ природы; В области политики экологические движения подчеркивают необходимость расширения участия граждан в принятии решений о жизненно важных вопросах. В области культуры эти движения выступают за подъем экологического сознания и изменения системы ценностей, где человеку можно было бы проявить себя творческим и свободным. В современных зарубежных экологических движениях существует два теоретически отличающихся друг от друга тезиса: натуралистический и антропоцентрический. Первый исходит из того, что человек, несмотря на то, что отличается от животных, все же является лишь одним из их видов. Поэтому, создавая свой мир, человек должен подвергаться воздействию законов природы в рамках ограниченной природы. Если же человек не придерживается этих законов природы, он уничтожает свою экосистему. Антропоцентрический тезис исходит из того, что природа живет в культурном мире человека, который все еще недостаточно культивирован. Оба тезиса имеют своих приверженцев. В связи с тем, что проблема защиты окружающей среды переросла в глобальную мировую проблему, общественные экологические организации выступают за создание Центра экологических проблем. Экологические движения стремятся стать преградой на пути " неугасимой экспансии государственной мощи по отношению к жизни общества и каждого отдельного человека". На сегодняшний день трудно переоценить роль и разнообразие экологических общественных организаций в мире. Они — своеобразные интеграторы новых форм самоуправления человека в обществе и природе. Так, " зеленые" в ФРГ, " гринпис" в США, сторонники " глубокой экологии", клубы защиты окружающей среды Франции, Великобритании ставят своей целью сохранить то, что осталось от богатства и разнообразия природной жизни на Земле. Их экологический лозунг — " Глобально обдумывать и конкретно действовать". Чтобы решать глобальные вопросы, связанные с охраной окружающей среды на планете Земля, и противостоять неугасимой экспансии государственной мощи, которая часто находит помощь и поддержку в международном сотрудничестве, необходимо объединение действий экологических движений в международном плане. То есть необходима международная демократическая организация, которая смогла бы противостоять своей мощью государственной машине любого государства, правительство которого нарушает экологию, охрану окружающей среды. Необходимость создания такого центра вытекает из процессов глобализации человечества, связанной с тем, что благодаря взаимозависимости современного производства и обмена, благодаря общим технологиям и принципам ведения экономики осуществляется экономическая и социальная взаимосвязанность мира. Эта взаимосвязанность сказывается и на экологическом уровне, в глобализации экологических проблем, которые требуют своего неотложного решения. Чтобы создать такой Центр, необходимо получить поддержку со стороны ассоциации экологических движений в международном плане. Такой центр должен стать международным объединением экологических движений. Однако, пока в мире такая международная демократическая организация еще не создана, важная роль в деле объединения экологических движений продолжает оставаться за ООН, причем не только в деле развития международного сотрудничества по защите и сохранению окружающей среды, но и в вопросе координации деятельности экологических движений. ООН помогает представителям экологических движений как представителям неправительственных организаций участвовать в работе международных агентств по финансам и вопросам развития окружающей среды. Кроме того, ООН отражает в отчетах Генеральной Ассамблеи данные по вопросам охраны окружающей среды, собранные и предъявленные в ООН экологическими движениями.
ТЕМА 10 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ План 10.1.Последствия взаимодействия человека с окружаюшей средой — одно из направлений социальной работы. 10.2.Влияние неблагополучной экологической обстановки на демографическую ситуацию в России. 10.3.Взаимосвязь социальной и экологической политики государства. 10.4.Экологическая этика и экологическая культура. 10.4.1.Экологическая этика. 10.4.2.Экологическая культура. 10.1. Последствия взаимодействия человека с окружающей средой — одно из направлений социальной работы " Природа не может перечить человеку, если он не перечит ее законам". А. И. Герцен В последние годы мы начали осознавать единство и конечность биосферы и всей окружающей среды, ответственность человека за свою собственную судьбу, судьбу биосферы, судьбу всей планеты. К сожалению, мы еще очень далеки от того состояния, которое русский ученый В. И. Вернадский назвал словом " ноосфера" (от греческого " ноос" — разум). Этот термин подразумевает превращение человека из чужеродного элемента в природе в ее неотъемлемую органично вписывающуюся часть. Это будет достигнуто только тогда, когда новое мышление, в котором экологические проблемы должны иметь высший приоритет, станет внутренней потребностью всего человечества, — от лиц распоряжающихся ресурсами, до всех граждан мира. Говоря о последствиях контакта человека с окружающей средой, обратим внимание на проблему гибели Аральского моря — четвертого в мире по размерам и значению внутреннего моря. Здесь просматривается прямая связь человека с окружающей средой, неразумная и нерациональная деятельность которого привела к крупнейшей экологической катастрофе доперестроечного периода СССР. Погибает море, а с ним умирают люди, животный и растительный мир. Что же послужило причиной гибели такого моря? Г. Радченко отмечает, что это прежде всего вмешательство человека в природу: распашка пастбищ, осушение озерно-болотистых угодий, вырубка лесных и кустарниковых биокомплексов, строительство по руслу реки Сыр-дарьи свыше 16 различных водохранилищ. Строительство и функционирование водохранилищ снизили скорость течения реки в 4—5 раз, в связи с чем резко нарушились прежние ее функции. Так, весенние паводки, которые промывали и очищали русло реки, прекратили свое воздействие. Естественные притоки реки пересохли, природные озера, ранее формируемые этими протоками, высохли, появились многочисленные солончаки, что ухудшило природно-климатические условия области. Интенсивное высыхание Аральского моря и гибель биоценоза вокруг привели к деградации и истощению среды обитания человека. Централизованным водоснабжением в области в настоящее время обеспечено около 60% населения. Половина водозаборников берет начало в Сырдарье, но эти водоза-борники самые примитивные, и они имеются только в Аральске, Ленинске и Кзыл-Орде, а остальные города, поселки, аулы снабжаются водой прямо из реки без всякой очистки. Кроме высокой бактериальной загрязненности (2, 5 млн кишечных палочек в литре), в ней содержится много ядохимикатов и поверхностно-активных веществ (ПАВ), как правило, синтетического происхождения. Вода глубинных скважин сельских районов имеет очень высокую минерализацию и отличается значительной жесткостью и без опреснения практически непригодна для питья. Но ее пьют, потому что другой воды нет. Не случайно за последние 15 лет заболеваемость людей брюшным тифом возросла почти в 30 раз. За эти же годы только вирусным гепатитом переболели 60 000 человек, т. е. десятая часть населения. Столько же переболело острыми кишечными инфекциями, три четверти из них — дети. Треть из них умерли на первом году жизни. Аральское море погибло исключительно в результате человеческой деятельности. Монокультура хлопка в Средней Азии насаждалась десятилетиями. Именно хлопку в основном предназначались те 2, 5 млн га новых земель, которые отобрал человек у природы и ввел их в оборот в 1965— 1985 гг.Интересно сравнить: если до 1965 г. в Средней Азии имелось 4, 5 млн га пашни и на это количество земли уходило от 50 до 54 кубокилометров воды (в среднем по 10— 11 тыс. куб. м на гектар), то после увеличения пашни на 2, 5 млн га потребность в речной воде возросла в 2 раза. Таким образом, с прибавлением каждого нового га пашни потребовалась двойная прибавка воды, удвоенное внесение химических удобрений, ядохимикатов, дефолиантов. В структуре растениеводства из всех общих площадей хлопок достиг 75—80%. Насильственное нарушение агротехнических приемов в севооборотах нанесло непоправимый ущерб самой пашне, привело к истощению почвы. Поливная среднеазиатская пашня потеряла до 40% гумуса (плодородного слоя почвы). Увеличение площадей под хлопок повлекло за собой строительство новых магистральных подводящих и разводящих каналов. Их протяженность в регионе достигла 250 000 км, и почти все водные артерии были проложены без гидроизоляции, т. е., проще говоря, вода в прямом смысле уходила в песок. Отсюда несложно сделать вывод, куда делось Аральское море: его просто уничтожили. В Арале осталось 400—430 кубокилометров воды, а в начале шестидесятых годов было более 1000. Ежегодный сток рек Амударьи и Сырдарьи составлял 114—117 кубокилометров. В семидесятые годы в связи с интенсивной откачкой воды для полива хлопка Амударья перестала питать Арал водою, а от Сырдарьи морю доставалось по 5—8 кубокилометров в год (вместо 114—117 куб. км). На испарение морской воды ежегодно расходовалось до 36—40 кубокилометров. Уровень Арала за эти годы упал на 14 метров. Линия берега отступила на 60—80 км. Там, где еще недавно плескались волны, почти на трех миллионах гектаров почвы образовалась пыльная, жаркая пустыня, нареченная в народе Аралкумами. В остатках моря, на его высохшем дне накоплены сотни миллионов тонн ядовитых солей, пестицидов, гербицидов, дефолиантов, попавших сюда вместе с той водой, которая сбрасывалась в реки с полей при орошении. Теперь эти яды ветром разносятся на сотни километров. И все живое ощущает на себе месть Арала. У людей нет выхода. Они обречены на вымирание. Медицинское обследование и статистика показывают: нет более высокой смертности новорожденных в бывшем Союзе, чем в Приаралье: из 1000 умирают 76. Есть немало районов, где смертность достигает 98, а то и 118 новорожденных на 1000 человек. В Аральске, Муйнаке, десятках других населенных пунктов младенцы отказываются от материнского молока, ибо в нем в 3—4 раза больше солей, чем должно быть. И последнее: из ста человек взрослого населения 69 неизлечимо больны. К сожалению, за последние 10 лет, чтобы приостановить гибель моря и природы, не было сделано ничего, если не считать приезда различных комиссий, которые не прибавили Аралу ни одного кубометра воды. Чтобы восстановить исторический уровень моря, ему необходимо вернуть без малого 700 кубокилометров воды (без учета ежегодного испарения 35 кубокилометров). Это может произойти, при благоприятных условиях, через 70—100 лет. Таков результат непродуманной деятельности человека, приведший к деградации природной среды обитания Приаралья. Гибель Аральского моря — это очередная крупнейшая в мире рукотворная экологическая катастрофа. К сожалению, следует констатировать, что аналогичная картина сложилась во многих регионах Российской Федерации, и это оказало значительное влияние на демографическую ситуацию в нашей стране. 10.2. Влияние неблагополучной экологической обстановки на демографическую ситуацию в России В условиях современной экологической ситуации в России обострилась проблема здоровья нации. Повсеместно регистрируется снижение уровня здоровья во всех популяциях населения. Результаты изучения здоровья популяции молодых женщин (15—29 лет), по материалам статистических отчетов Комитета по делам молодежи РФ, свидетельствуют о развитии и углублении негативных тенденций в формировании многочисленных нарушений состояния здоровья. Состояние медицины, здравоохранения в целом в России находится в кризисной ситуации. Таков общий вывод специалистов — авторов первого Государственного доклада " О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1991 гбду". Как отмечает Е. А. Меерсон1, в России четко прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья молодых людей — мужчин и женщин. По данным Минздрава и Минобразования РФ молодые люди имеют отклонения в здоровье, 35% — страдают хроническими заболеваниями. И как последствие растет заболеваемость новорожденных. Так, в 1981 году на 1000 новорожденных было 82, 4 случая заболеваемости, в 1991 г. — 173, 3, т. е. за 10 лет заболеваемость детей возросла более чем в 2 раза. Врачами установлен рост заболеваемости по всем видам болезней новорожденных, особенно врожденных аномалий. В 1991 г. из числа родившихся только 4% были абсолютно здоровы. Как показывают исследования ученых, тенденция снижения здоровья новорожденных впоследствии сказывается на ухудшении здоровья и подрастающего поколения, и на всех последующих возрастных уровнях людей. Особенно это касается граждан, проживающих в высокоурбанизированных промышленных регионах. Как отмечает Е. А. Меерсон, в таких регионах популяция молодых женщин, вступившие в активно-фертильный возраст, поражена на 98% (это нарушения различных видов экстраге-нитальной патологии, нарушения репродуктивной функции и т. д.). Учеными медиками установлено, что на состояние здоровья людей оказывает влияние неблагоприятная экологическая ситуация, проявляющаяся во всех средах биосферы (воздух, вода, почва), а также условия жизни и условия труда (социум). Экологически опасными являются питьевая вода, пищевые продукты, содержащие ксенобиотики различного происхождения, а также почва, ассимилирующая все виды загрязнений, в том числе тяжелые металлы. Факторы неблагоприятной экологической среды оказывают существенное влияние на снижение рождаемости, рост смертности (младенческой и материнской), естественный отрицательный прирост населения, резкое снижение состояния здоровья новорожденных. По сообщению Госкомстата РФ, к 1 апреля 1999 г. число россиян сократилось до 146, 1 миллиона человек. В январе—марте 1999 г. в России родилось 305, 2 тысячи младенцев, а умерло 549 тыс. человек. Естественная убыль составила 243, 8 тыс. человек. Смертность превысила рождаемость в 1, 8 раза, причем с 1998 г. рождаемость снизилась. В таких регионах, как Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Ивановская, Смоленская и многих других областях рождается лишь около ста детей на сто женщин детородного возраста, а для простого поддержания численности населения необходимо 215 детей. Тенденция уменьшения населения страны продолжалась в течение всего 1999 года. Так, за 7 месяцев 1999 г. население в РФ сократилось на 467 тысяч человек, это больше чем за весь 1998 год. На 1 августа 1999 года численность населения составила 145, 9 млн человек. Как сообщили " МК" 1 в Российском статистическом агентстве, в январе—июле в стране родилось 723, 5 тыс. младенцев, а умерло за это время 1 251 200 человек и смертность возросла на 6, 2%. Признаки экологической катастрофы отражены в " Белой книге" России, где представлены величины вредных химических выбросов в промышленных регионах и городах, масштабы эрозии почвы, уничтожения лесов и т. д. Трагедия века — взрыв на Чернобыльской АЭС — повлиял на здоровье и судьбу более 15 млн жителей Белоруссии, Украины, России. Антропогенное загрязнение окружающей среды обусловливает, по данным Всемирной организации здравоохранения, три четверти болезней человека и непригодность для жизни среды обитания. Многими учеными доказано, что большинство из распространенных ныне болезней человека являются результатом воздействия современной жизни и сложной экологической обстановкой среды обитания, включая социально-экологические факторы: условия быта и труда, качество и количество питания, уровень экологической культуры населения, стрессовые ситуации в семье, на работе, в обществе. Глобальные экологические проблемы характерны для всех высокоразвитых промышленных регионов мира, но наиболее катастрофическое положение они приобрели в России в период 1990—1996 гг. на этапе социальной трансформации общества. Как отмечает Е. А. Меерсон, в мировых классификаторах в настоящее время насчитывается более 6 тыс. нозологических форм болезней, причем более 80% из них являются производными экологической ситуации. Так, по данным Е. Ф. Лушникова1, наибольшую опасность для здоровья человека представляет нейтронное излучение, которое обладает высокой проникающей способностью. Мощность нейтронного потока измеряется плотностью потока нейтронов (нейтр. /см2 • с)2. Под воздействием полизирующих излучений у человека возникает лучевая болезнь. Различают три степени: первая (легкая), вторая и третья (тяжелая). При первой степени симптомами лучевой болезни являются слабость, головные боли, нарушение сна и аппетита, которые усиливаются на второй стадии заболевания, но к ним дополнительно присоединяются нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы, изменяется обмен веществ и состав крови, происходит расстройство пищеварительных органов. На третьей стадии болезни наблюдаются кровоизлияния и выпадение волос, нарушается деятельность центральной нервной системы и половых желез. У людей, перенесших лучевую болезнь, повышается вероятность злокачественных опухолей и заболеваний кроветворных органов. На организм человека опасно воздействие как больших, так и малых доз радиации, так как при этом могут произойти нарушения наследственной информации человеческого организма и во
|