Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон ноосферы В. И. Вернадского.
Биосфера неизбежно превратится в ноосферу, т. е. в сферу, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы " человек—природа". Иными словами, хаотичное саморазвитие, основанное на процессах естественной саморегуляции, будет заменено разумной стратегией, базирующейся на прогнозно-плановых началах, регулировании процессов естественного развития. Лишь благо и заинтересованное понимание, а не насилие и волюнтаризм могут: быть в основе формирования ноосферы. Человечеству придется решить массу тяжелых для нового времени проблем, но это будут иные, чем сейчас, проблемы. Только определенная гуманизация общества, относительно бесконфликтное его включение в систему биосферы, основанное на использовании только прироста ресурсов, может спасти человечество. Управлять люди будут не природой, а прежде всего собой. И в этом смысл закона ноосферы. Более кратко можно констатировать: 1-й закон говорит о том, что общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его " давлением" на среду и возможностью восстановления этой среды естественным или искусственным путем. 2-й закон (принцип) говорит об ограниченности экономического развития экологическими рамками и указывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обществом, природой и человеком и теми группами, в которых человек живет. 3-й закон (правило) говорит о необходимости понимания возможного изменения социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены природной средой и которые на нее влияют. 4-й закон говорит о том, что процесс развития общества через определенные фазы не может происходить от более поздних фаз по направлению к предыдущим. 5-закон — закон Вернадского, по которому биосфера неизбежно переходит в ноосферу, т. е. в такую сферу, в которой человеческий разум играет доминантную роль в развитии системы " человек—природа". Таким образом, ученые Реймерс, Бауэр, Вернадский, Коммонер и др. при формировании законов социальной экологии так или иначе исходят из закономерностей общей экологии, поэтому законы социальной экологии содержат в себе выражение этих закономерностей.
Таблица 1 Основные параметры (индикаторы) глобального экологического кризиса
Таблица 2 Индикаторы тотальной экокатастрофы № Измеряемые параметры Переход возобновимых природных ресурсов в невозобновимые и прекращение биогеохимических круговоротов: (Состояние почв Возобновление чистой воды Само поддержание биоты Поддержание кислородного режима Психоинформационный шок человечества Технологическая готовность государств к самоуничтожению Эндоэкологическое отравление (ЭЭО) межклеточной среды эукариот и лавинная мутация их геномов _
Группа непосредственных воздействий включает: ♦ постепенное изменение климата планеты из-за возрастания тепличного эффекта от накопления в атмосфере СО, метана и других малых газов, примесей, окислов азота, легких радиоактивных газов; ♦ общее и местное разрушение биосферного озонового экрана; ♦ загрязнение Мирового океана и его морей тяжелыми металлами, нефтепродуктами, радиоактивными веществами и т. д.; ♦ разрыв нормальных экологических связей между океаном и водами суши в связи со строительством плотин на реках, в том числе изменение химического состава твердого стока, изменение нерестовых путей и т. п.; ♦ загрязнение атмосферы, особенно нижней тропосферы, с образованием кислотных осадков; ♦ загрязнение вод суши, в том числе служащих для питьевого водоснабжения, высокотоксичными веществами, включая фенолы, диоксиды, тяжелые металлы и т. д.; ♦ радиоактивное загрязнение отдельных районов в связи с текущей эксплуатацией атомных устройств, чернобыльской и уральской катастрофами, испытанием атомного оружия, захоронением радиоактивных отходов; ♦ продолжающееся накопление на поверхности суши бытового мусора и промышленных отходов; ♦ сокращение площади тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу газов атмосферы, в том числе сокращению концентрации кислорода в атмосфере планеты; ♦ ухудшение среды жизни в населенных пунктах, прежде всего в крупных городах: переуплотнение населения, шум, загрязнение воздуха и воды, отсутствие зелени и т. д.; ♦ общее истощение и нехватка природных ресурсов для развития человечества; ♦ относительная и абсолютная перенаселенность планеты, угроза включения факторов, зависящих от плотности человеческих популяций. Можно и дальше продолжать перечень непосредственных воздействий на природу, но остановимся более подробно на отдельных направлениях, ведущих к глобальному экологическому кризису.
ТЕМА 6 СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ КАК ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ План 6.1. Характеристика стихийных бедствий и их последствия. 6.2. Классификация чрезвычайных ситуаций. 6.1, Характеристика стихийных бедствий и их последствия Ежегодно на территории земного шара происходят сотни всевозможных стихийных бедствий, которые не только наносят огромный урон народному хозяйству, но, самое главное, уносят тысячи человеческих жизней. Землетрясения, сильные снегопады, наводнения, природные пожары, инфекционные заболевания людей и животных — основные виды стихийных бедствий. Стихийные бедствия — это быстрое нарушение привычной, нормальной жизнедеятельности в каком-либо регионе, вызванное опасным природным явлением, приводящим к значительному социальному и экономическому ущербу. Так, в недрах Земли постоянно происходят сложные процессы накопления энергии, высвобождение которой вызывает сейсмические толчки. Землетрясения можно классифицировать по различным признакам. Наиболее распространенная классификация — по причине их возникновения и по интенсивности колебания грунта на поверхности Земли. Например, землетрясение в Турции (1999 г.) достигало более 7—8 баллов колебания грунта и унесло погибшими в результате разрушений почти 30 тыс. жителей. В 2001 году произошло землетрясение в Индии, в результате которого погибло 100 тыс. человек. Основные последствия землетрясений разделяются на природные и связанные с деятельностью человека. К природным относятся: сотрясание грунта, разжижение грунта, оседания, цунами, сейши. Связанные с деятельностью человека: разрушение зданий, мостов, других сооружений, пожары нефтехранилищ, разрыв газопроводов, средств коммуникаций, линий электропередач, радиоактивные утечки при повреждении ядерных реакторов и т. д., которые приводят к гибели и различным заболеваниям населения. Одним из видов стихийного бедствия является также наводнение, когда прилегающая к водным пространствам территория затапливается водой, что причиняет огромный материальный ущерб, наносит урон здоровью населения. По повторяемости, площади распространения и суммарному годовому материальному ущербу в масштабах России наводнение занимает первое место в ряду стихийных бедствий, а по человеческим жертвам и удельному материальному ущербу наводнения занимают второе место после землетрясений. И что характерно: ни в настоящем, ни в будущем наводнения как стихийное бедствие не могут быть целиком предотвращены. Их можно только ослабить или локализовать. Последствия наводнений наносят как прямой ущерб (гибель скота, сельскохозяйственных угодий, разрушение зданий, травмы и гибель людей, уничтожение и порча сырья и т. д.), так и косвенный ущерб: затраты на приобретение и доставку в пострадавшие районы строительных материалов, продуктов питания и т. п. Регионами на территории нашей страны, где негативное влияние наводнений наиболее велико, являются: бассейны Амура, Уссури, Умани и др. Кроме того, к опасным природным явлениям относятся: извержения вулканов, оползни и сход лавин с гор, засуха и т. д. Все они приносят вред не только человеку, но и окружающей среде. 6.2. Классификация чрезвычайных ситуаций Под чрезвычайной ситуацией понимают обстановку, сложившуюся в результате крупной производственной или транспортной аварии, антропогенного изменения среды обитания, характеризующуюся значительными отрицательными экологическими и экономическими последствиями. Чрезвычайные ситуации классифицируются по следующим признакам (табл. 3): сфере возникновения, масштабу возможных последствий и ведомственной принадлежности. Иногда чрезвычайные ситуации перерастают в экологические катастрофы, ведущие к массовой гибели или заболеваемости людей и огромному экономическому ущербу. Как показывает практика, довольно часто к чрезвычайным ситуациям и катастрофам приводят ошибки в конструкторских расчетах, а также неверные действия персонала технических комплексов, последствия которых непредсказуемы. Так, после Чернобыльской катастрофы население 15 регионов России, и в особенности население западных районов Брянской и Калужской областей, продолжает подвергаться внешнему и внутреннему облучению долгоживу-щими радионуклидами цезия-137—134, стронция-90 и трансурановых элементов: плутония-238, 239, 240, амери-ция-241 и др. В течение 6 лет жители наиболее загрязненных районов Брянской области получили эффективную дозу Таблица 3 Классификация чрезвычайных ситуаций (по Г. П. Серову)'
(без йода-131 на щитовидную железу) 42 милли Зиверта (МЗв). Коллективная эффективная доза за 6 лет составила 5000 человеко-Зивертов, а последствия от облучения могут составить от 400 до 6000 онкологических заболеваний со смертельным исходом и 100—150 врожденных аномалий развития за 70 лет после аварии. В результате радиационных аварий на НПО " Маяк" в Челябинске среди населения также зарегистрированы случаи хронической лучевой болезни и отмечается повышенная частота заболеваний лейкемией. В районах Алтайского края, где проводились испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, также замечен рост онкологических заболеваний. Крупномасштабное радиоактивное загрязнение лесного фона на части территории страны в результате этих катастроф вызвало значительные изменения и ограничения в системе ведения лесного хозяйства. По данным Роском-гидромета и результатам радиационного обследования, площадь лесного фонда, загрязненная радионуклидами от чернобыльской аварии, составляет около 1, 3 млн га на территории 15 областей. Применительно к чрезвычайной ситуации в качестве идеальной цели управления может выступать обеспечение развития общества при условии его полной безопасности для здоровья и жизни людей. Как и всякий идеал, данная цель принципиально недостижима: определенная степень риска всегда присутствует. В то же время можно выделить три цели управления в чрезвычайных ситуациях: предотвращение причин их возникновения, предотвращение самих экстремальных ситуаций и смягчение, максимальное ослабление их последствий. Стратегия предотвращения причин возникновения чрезвычайных ситуаций подразумевает недопущение таких действий или процессов, которые представляют прямую угрозу жизни и здоровью населения. Возможны два варианта осуществления данной стратегии. Первый — отказ от конкретных мер хозяйственного, политического и иного характера, которые создают источник потенциальной чрезвычайно опасной ситуации. Второй — уничтожение или полное перепрофилирование объектов — источников повышенной опасности для здоровья и жизни людей. Стратегия предотвращения самой чрезвычайной ситуации предполагает, что причины, порождающие данную ситуацию, устранить невозможно или не удалось, вследствие чего начинается " цепная реакция" событий, ведущих к катастрофам. Поэтому необходимо, с одной стороны, прервать эту реакцию, не допустив окончательного выхода опасного процесса из-под контроля (например, отключить блок управления ядерным реактором). С другой стороны, необходимо гарантировать безопасность населения (срочная эвакуация, укрытие людей и т. д.). Наконец, третья стратегия — смягчение последствий — подразумевает ориентацию на максимальное ослабление, локализацию всех последствий чрезвычайной ситуации, которую допустить нельзя или не удалось.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
8.1. Международное право в области охраны окружающей 8.2. Нормативно-правовые аспекты охраны окружающей среды в Российской Федерации. 8.3. Экологические права граждан РФ. 8.3.1. Понятие и особенности источников экологического права. В системе глобальных проблем современности экологическая проблема характеризуется самой высокой степенью сложности внутренних и внешних взаимосвязей, среди которых важное место отводится праву на благоприятную окружающую среду. Это право впервые было урегулировано в Декларации Стокгольмской конференции ООН в 1972 г. Но уже тогда стало очевидным, что попытки решения проблемы сохранения природы усилиями отдельных государств по меньшей мере малоперспективны. Снизить негативную нагрузку на окружающую среду на глобальном уровне возможно только при сотрудничестве всех стран. 8.1. Международное право в области охраны окружающей среды Международное право играет роль регулятора, но в области охраны окружающей среды оно является также фактором достижения экологической безопасности на планете Земля, установления равновесия экологических интересов стран с различным экономическим развитием. Международное правовое сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется в трех направлениях: ♦ в рамках ООН; ♦ региональных союзов государств; ♦ в рамках континентального сотрудничества отдельных государств. ООН решает два самых главных глобальных вопроса для человечества: ♦ сохранение мира на планете Земля; ♦ сохранение окружающей среды. I Решение этих вопросов тесно связано между собой. За всю историю своего существования человечество впервые оказалось объединенным в борьбе за выживание планеты Земля. Правда, это объединение идет противоречивым путем. Многие люди поняли, что современные общества зависят друг от друга в рамках человечества намного больше, чем когда-либо. Однако это единство не является однородным по целям и интересам, которые имеют отдельные общества, организованные как государства. Поэтому ООН вносит огромный вклад и прилагает огромные усилия в объединение общественных организаций и государств для сохранения мира на Земле и решение проблем охраны окружающей среды в глобальных масштабах. С целью организации экологического сотрудничества ООН объединяет страны с различными общественно-экономическими системами. Причем страны, входящие в это сотрудничество, между собой находятся в различных взаимоотношениях — от отношений дружеских до враждебных. Как отмечает Данило Ж. Маркович, " сотрудничество в рамках ООН позволяет решать определенные экологические проблемы, которые имеют национальный характер, т. е. такие проблемы, которые касаются отдельных государств. Однако эти проблемы могут решаться и на основании эко- логического сотрудничества с другими государствами. Это сотрудничество должно прежде всего учитывать охрану окружающей среды как главный предмет сотрудничества. При этом не играет роли, в каком государстве люди живут и какое общественно-экономическое и политическое устройство в этих странах" 1. Эти и другие формы сотрудничества показывают следующее. Несмотря на существование концепций по охране окружающей среды, все еще недостаточным является рост сознания у людей о значении экологических проблем и обязательств отдельных стран и всего человечества по сохранению окружающей природы. С целью конкретизации целей и задач, стоящих перед мировым сообществом по охране окружающей среды, международное экологическое сотрудничество должно рассматривать несколько аспектов, а именно: правовое, экономическое, военное, цивилизованное. И в этом случае сотрудничество государств в рамках ООН позволяет решать многие вопросы, в том числе и отдельные экономические проблемы, которые имеют национальный характер, т. е. такие проблемы, которые касаются отдельных государств, но эти проблемы могут быть решены напрямую и между государствами. ООН является инициатором многих региональных и двусторонних контактов и переговоров, а также международных договоров по охране окружающей среды. ООН также оказывает помощь и поддержку неправительственным организациям и объединениям, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды. Для более четкой координации этой важной работы в 972 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи при ОН была создана самостоятельная международная оргаизация со специальной компетенцией — ЮНЕП, юридическая обязанность которой основывается на положениях Устава ООН. Основные положения ее работы представлены в программах ООН по окружающей среде, в предотвращении загрязнения воздуха и воды и в рациональном использовании природных богатств. ЮНЕП принимает активное участие в формировании основ международного экологического права и в его постоянном совершенствовании, а также способствует принятию решений по охране окружающей среды на договорных основах. Государства — члены ЮНЕП избрали следующие направления своей деятельности в развитии международного и национального (внутреннего) экологического права: 1) систематический сбор информации в области экологического права; 2) разработка и развитие принципов ответственности государства в области охраны окружающей среды; 3) стимулирование международно-правового регулирования охраны окружающей среды в глобальном и национальном масштабах; 4) стимулирование университетов и научно-исследовательских учреждений по включению в учебные и исследовательские программы правовых аспектов охраны окружающей среды; 5) содействие в развитии экологического права и оказание помощи развивающимся странам в целях развития и совершенствования национального (внутреннего) законодательства по охране окружающей среды. Придавая важное значение охране окружающей среды, ООН проводит ряд международных совещаний. Так, в 1972 г. 15—16 июня в Стокгольме была проведена Первая конференция ООН по окружающей среде, на которой была принята " Декларация по окружающей среде". В работе конференции приняли участие делегаты от 113 стран мира. На конференции был принят также " План действий по охране окружающей среды". Эта конференция дала толчок к активной экологической деятельности на международном и национальном уровнях. Позднее были проведены новые конференции, посвященные данной проблеме. С 31 мая по 11 июня 1976 г. в Ванкувере состоялась первая конференция ООН по населенным пунктам под названием ХАБИТАТ. На ней были приняты рекомендации по международному сотрудничеству в целях улучшения условий жизни в населенных пунктах. С 14 по 26 октября 1977 г. прошла первая конференция ООН по образованию и проблемам окружающей среды в г. Тбилиси. В 1982 г. была проведена конференция ООН в Найроби, т. е. ровно через 10 лет после Стокгольмской конференции. В принятой на конференции Декларации было указано, что неконтролируемая человеческая деятельность приводит к все большей деградации окружающей среды, что многие проблемы окружающей среды преодолевают государственные границы и поэтому требуют решения на основе двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества. На этой конференции получили поддержку План действий и Декларация по охране окружающей среды, принятые на Стокгольмской конференции 1972 г. В Декларации конференции содержалась настоятельная просьба ко всем правительствам и народам мира сделать все необходимое для охраны окружающей среды на национальном и международным уровнях и сохранить Землю для будущих поколений в таком состоянии, которое будет гарантировать достойную жизнь для всех людей. В июне 1983 г. в Вене состоялось Первое международное совещание по образованию и политике в области охраны окружающей среды, где была принята так называемая " Венская декларация". В документе в сжатой форме были изложены актуальные экологические проблемы, которые требуют срочного решения и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В декларации была высказана озабоченность современным состоянием загрязнения воздуха, воды, морской среду и земли. В ней говорилось о вымирании многочисленный видов животных и растений (что приводит к нарушение необходимого равновесия в природе), а также отмечался jj другой ущерб, который наносится окружающей среде в результате ее загрязнения. При этом выдвигались следующие требования: ♦ предварительная экологическая экспертиза всех объектов, которые оказывают влияние на охрану окружающей среды; ♦ международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды; ♦ указывалось также на необходимость правового регулирования транспортировки и захоронений вредных про! мышленных отходов. Чтобы усилить влияние общественности всего мира на вопросы окружающей среды, ООН поручает проводить эту работу и другим организациям, входящим в ООН в качестве структурных подразделений. Поэтому, кроме ЮНЕП, охране окружающей среды большое внимание уделяют и такие организации, как:
|