Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поверить алгеброй гармонию… Можно ли? Нужно ли?
Испытываемое человеком эмоциональное ощущение от какого-то объекта зависит прежде всего от отдельных эстетических характеристик этого объекта (с. 30-31). (Л.В. – но и от их совокупного целого, где действует не просто сумма этих эстетических впечатлений, но образуется новое эстетическое впечатление.) В силу принципа познаваемости всех закономерных явлений, неизбежен вывод о том, что закономерные сочетания эстетических характеристик объекта могут быть познаны, формализованы и смоделированы с помощью ЭВМ (с. 31). (Л.В. – явления могут не быть закономерными, но спонтанными; то, что в искусстве закономерно – поддается изучению, а что спонтанно – с трудом или вовсе не.) Однако процессы творчества нельзя успешно моделировать в отрыве от остальных процессов, составляющих полный духовный мир человека (с. 32). Мы сейчас достаточно далеки от сколько-нибудь точного познания закономерностей эстетического творчества. Как бы ни внедрялись автоматы и ЭВМ в научно-техническую деятельность, всегда (во всяком случае в обозримом будущем) у творческих работников-теоретиков науки будет возможность удовлетворять свою потребность добывать новое знание об окружающем мире, ибо познание безгранично; у творческих работников-инженеров всегда будет возможность сконструировать еще что-то более новое и более полезное. Поэтому-то против внедрения ЭВМ никто из них не возражает. Простор для творчества как формы самовыражения при этом не только уменьшается, но растет (с. 40-41). Совершенно иное положение в искусстве. Замените скульптора машиной, – как при этом он сможет удовлетворить свою потребность в творчестве? Это относится и к музыканту, поэту, художнику. Для каждого, занимающегося творческой работой в искусстве, подобная деятельность важна не только как источник больших положительных эмоций, но и как мощный фактор, воспитывающий его духовно, облагораживающий его, делающий его более гуманным. Один мудрый человек сказал: «Наука делает из человека специалиста, искусство делает из специалиста человека» (с. 41). Встречаются творческие работники, которых не интересует общественная оценка продуктов их творчества, которые работают только для себя. Но это не правило, а исключение. Для обычного же, «нормального» работника искусства сделать свою работу хорошо, отлично (то есть лучше, чем это сделано другими) – тоже означает получение большого заряда положительных эмоций. С этой точки зрения внедрение машинных методов создания произведений искусства будет означать лишение работников искусства возможности самоутверждаться путем творческого соревнования со своими коллегами, а это значит – лишение радости, которую они получают в таком соревновании (с. 41-42). (Л.В. – соревнование возможно и при использовании машинных методов между людьми, использующими их. Современные способы записывать музыку «наложением», использование синтезаторов и музыкальных компьютерных программ для сочинения музыки, соревновательный ажиотаж на рынке такого производства – пример тому. Любое соревнование кого-то с кем-то по существу есть конкуренция, порой весьма жесткая и даже жестокая. О каких подлинных эмоциях радости здесь можно говорить? Соревнование настоящее возможно лишь с самим собой, с целью возрастания над самим собой. Отсюда - стремление создавать художественные произведения не лучше других, а иначе чем другие. И это уже не соревнование, а инобытие. С другими же уместно не соревнование, а сотрудничество, то есть объединение видения проблем разными глазами, или видения разных проблем.) Если говорить об этапе созидания, то потребность человека в творчестве отметает необходимость машинного создания произведений искусства (с. 42). (Л.В. – потребность в творчестве связана не только с названными выше причинами. В подлинном творчестве возможно воспарение до созерцания истин и испытания катарсиса. Сюда машина не попадет, и этого не испытает человек, приверженный машинным методам сочинения. Творящий же своим духовным существом способен узреть истину и пережить ее катарсически. Именно за этим идут подлинные творцы. Продукт же творчества – следствие попытки отобразить увиденное, невозможности не поделиться понятым.) Если говорить об этапе оценки произведения искусства, то чем больше будут применять для этой цели ЭВМ, тем менее субъективными будут полученные оценки. Frank H. – специалист в области информационной эстетики писал: «Внедрение автоматизации на этапе создания произведений искусства – зло, а на этапе его оценки – благо (с. 43). (Л.В. – оценка была и есть, и должна остаться субъективной, но неоспоримо доказательной, обосновывающей высказываемое. И здесь научный метод не только возможен, но необходим, чтобы субъективность не вылилась в «отсебятину».) («Число и мысль» вып. 3, М., 1980)
Г.А. Голицын
|