Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятники культуры
Продуктом духовного творчества является определенное состояние духа, выраженное целостностью художественных образов (в искусстве), единством верований, представлений и культов (в религии), системой понятий (в науке). Это духовное состояние появляется в творце (художнике, вероучителе, ученом). Но, будучи общезначимым, оно должно стать достоянием как современников, так и грядущих поколений. Переходя от одного духовного существа (человека, народа) к другому, творение культуры вынуждено вступать в сферу внешнего, природного, материального существования – овеществляться. Творения религии, науки, а также высших видов искусства (поэзии и художественной прозы) воплощаются не прямо в природном материале, а сначала в промежуточной природно-духовной стихии, каковой является язык. Язык овеществляется в звуке, становясь речью. Речь, однако, не обладает той устойчивостью, которая необходима для сохранения и передачи творений культуры. Язык поэтому находит себе более основательный способ овеществления. Посредством знаков он воплощается в твердых телах (на глиняной доске, на листе бумаги, в компьютере), используя их физические свойства. Этот процесс овеществления языка называется письменностью. Результат – текстом. Текст является наиболее адекватным носителем большинства творений культуры. Близкие по смыслу тексты соединяются вместе – так появляется книга. Все материальные носители духовных творений – будь то архитектурные сооружения, скульптуры, картины, тексты, книги – называются памятниками культуры. Письменные памятники (тексты и книги) люди сосредоточивают в библиотеках, другие – в музеях. Не следует отождествлять творение и памятник культуры. Творение культуры – это состояние духа. Памятник – вещественный «слепок» этого состояния, только напоминающий о нем. Чтобы памятник снова стал творением культуры, его надо «развеществить». Дух существует только для духа, любил повторять Гегель. Человек, внимающий памятнику, должен воссоздать в себе то духовное состояние, в котором творил автор, стать конгениальным творцу. Насколько человек сможет это сделать, настолько он и приобщится к творению духа. Процесс освоения человеком творений культуры называется образованием. Образование – не стихийный процесс. Осваивая творения культуры, человек следует тем же путем, которым шел творческий дух в своем историческом развитии. Иными словами, логика образования должна соответствовать истории культуры.
|