Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И. И. Авксентьевский
Таблица: Исторические типы культуры
|
|
| Исторический тип культуры
| Природный
| Полуприродный
| Период в истории общества
| Первобытное общество (Архаика)
| Древний Восток
| Хронологические рамки
начало |завершение
|
––
|
III тыс. до н. э.
|
III тыс. до н. э.
|
серед. I тыс.
до н. э.
| Народы, государства, цивилизации
(Обычным шрифтом – классические представители; курсивом – представители, осуществляющие зарождение данного типа культуры или его трансформацию в следующий)
|
Не сформировались
|
Древний Китай, Древняя Индия, цивилизации Месопотамии, персы, финикийцы, Древний Египет, древние евреи
| Принцип (идея) культуры
| Творческий дух погружен в природу, определяет себя через нее, существует как природный дух
| Творческий дух отличается от природы, но смешивает определения природы и собственные определения: природно-духовный эклектизм
| Отношение форм культуры друг к другу
|
Дух в себе не расчленен: синкретичен
|
Расчленение форм наметилось, но формы еще не самостоятельны
| Способ самоопределения человека
|
Физиоцентризм: человек – в природе и не отделяет себя от нее
|
Преодоление физиоцентризма: человек выделяет себя из природы, но определяется через взаимодействие с ней
| | | | | |
|
|
| Эстетический
| Религиозный
| Рационалистический
| Античность
| Средневековье
| Новое время и современность
|
нач. I тыс. до н. э.
|
серед. I тыс.
|
нач. I тыс.
|
серед. II тыс.
|
серед. II тыс.
|
–––––
|
Древняя Греция
Древний Рим
| Эллинизированный Восток, греки, римляне
Европейские народы германского происхождения (англичане, французы, немцы и др.)
| Народы Европы, США
Советская Россия; страны социалистического содружества
|
Идея красоты
|
Идея трансцендентного, открывающегося человеку Бога
|
Идея абсолютности человеческого мышления
| Формы культуры достигли самостоятельности, сориентированы на искусство
|
Формы культуры сориентированы на религию
|
Формы культуры сориентированы на науку
| Космоцентризм: человек находится в мире как в художественном произведении и призван творить красоту
| Теоцентризм: человек находится в конечном, сотворенном Богом мире, но, обнаруживая Бога в себе, стремится за пределы мира
|
Антропоцентризм: человек сам есть центр мироздания, творец мира и самого себя, мера всего сущего
| | | | | | |
| ИЗ КНИГИ Н. А. КУНА
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
|
á Книга советского историка древнегреческой культуры Н. А. Куна «Легенды и мифы древней Греции» представляет собой систематизированный пересказ греческих мифов, который опирается на произведения античных авторов (Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Вергилия, Овидия и др.).ñ
|