![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Где d — размер рассматриваемой детали, м;
L — расстояние до детали, м; а — угловой размер детали в мин, практически принимается не меньше одной минуты, потому что меньшие детали, как доказал Г. Мертенс, не будут видны. По существу, аналогичную формулу рекомендует использовать и Э. Нейферт. Оптимальные максимальные размеры произведения искусства нельзя установить известными методами определения условий оптимальной видимости. Ведь увеличение изображения регламентируется расстоянием, с которого может восприниматься композиция. Если при помощи этих данных проверить интерьер вокзального ресторана в Шяуляе, то оказывается, что даже угол 27° (при условии, что наблюдатель сидит за столом) по отношению к сграффито выходит за пределы зала. Если же принять угол отчетливой видимости 13°, то для того, чтобы видеть сграффито в целом, потребовался бы зал вдвое шире. Результатами исследования этого интерьера подтверждается, что размеры произведения монументально-декоративного искусства не соответствуют пространству зала и не масштабны по отношению к человеку, ввиду чего не достигается синтез искусств. Отрицательное значение имеет и то обстоятельство, что отдельные сюжетные фрагменты и детали изображения чрезвычайно укрупнены и также немасштабны для небольшого пространства. Такое впечатление усиливается использованием сильного цветового контраста в решении сграффито, а также мелким делением, раздробленностью других компонентов интерьера, особенно ажурных перегородок. Противоположным проявлением немасштабности является использование в интерьере чрезмерно уменьшенных по отношению к пространству произведений монументального искусства. Например, в одном из цехов бумажной фабрики им. Ю. Янониса в Каунасе площадью 80X18 м и высотой 9 м на противоположной (от входа) торцовой стене, разделенной на три части двумя конструктивными пилястрами, вкомпонована тематическая фреска — сграффито. Она втиснута между двумя пилястрами и занимает часть средней полосы стены — примерно 1/15 часть площади всей стены. Такой незначительный фрагмент на стене не просматривается должным образом, «теряется» в большом помещении, к тому же занятом машинами, рулонами бумаги, краном и пр. Следовательно, в данном случае произведение искусства не соответствует величине интерьера, условиям обозреваемости и не имеет поэтому необходимого эмоционально-художественного значения. Совершенно иной масштабный эффект возможен при использовании в интерьере небольших по размеру произведений искусства и размещении их на уровне глаз в поле отчетливой видимости. Это способствует тому, что человек, не обращая большого внимания на высоту помещения, чувствует привычную для себя по величине окружающую среду. При этом усиливается впечатление соразмерности элементов интерьера с человеком и пространством, выразительности композиции, особенно если масштабность органически соответствует назначению интерьера, его внутренней идее. В условиях относительно небольших общественных интерьеров достаточно ярко проявляется принципиальное значение соразмерности произведений монументально-декоративного искусства человеческому масштабу и размещения их в соответствии с требованиями оптимальной видимости для достижения масштабности. Для создания привычного масштаба в общественных интерьерах, если они представляют собой значительное пространство или имеют чрезмерно большую высоту, необходимы более мелкие элементы, размеры и членения, которые были бы соразмерны человеку. Это относится и к произведениям монументально-декоративного искусства. На основе результатов исследований интерьеров в натуре можно утверждать, что в большинстве случаев необходимая масштабность (особенно с точки зрения соразмерности средств монументально-декоративного искусства с пространством и человеком) достигается. Однако в практике решения интерьеров можно отметить и недостатки: · чрезмерное укрупнение форм и деталей произведений монументально-декоративного искусства по отношению к масштабу пространства интерьера и человеку; · чрезмерное уменьшение форм и раздробление деталей произведений монументально-декоративного искусства по отношению к масштабу пространства интерьера; · масштабная согласованность всех элементов интерьера между собой иногда достигается без учета масштаба человека; в таком случае ин интерьер оказывается несоразмерным человеку и не обладает нужной масштабностью; · достигнутая масштабность всех элементов интерьера (в том числе произведений монументально-декоративного искусства) не соответствует его внутренней идее, назначению, тематическому содержанию.
|