![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусства
Сочетания могут быть как нюансные, так и контрастные. Большее значение имеют контрастные, поскольку человеку свойственно желание к поиску сильных и ярких впечатлений, необходимых для стимуляции его физиологических и психологических функций. Благодаря контрасту могут быть усилены и подчеркнуты лучшие, наиболее выразительные качества интерьера. Это имеет прямое отношение к применению средств монументально-декоративного искусства в интерьере. Однако перед тем как использовать контрастирующие элементы, необходимо понять сущность тех качеств, которые мы хотим акцентировать с целью более полного выявления общего композиционного замысла. Принцип контраста основан на том, что один предмет должен отчетливо выделяться на фоне второго. Иначе при наличии, например, двух предметов равной, силы создаются зрительные напряжения, порождающие психологическую неудовлетворенность. Так, на фронтальной стене зала кафе «Паланга» в Вильнюсе кованая бронза декоративной фигуры стилизованного корабля имеет неяркий темно-коричневый цвет. Фоном для нее служит стена, покрытая серо-черной краской. На таком фоне контур и цвет металлопластики не выявляются. Ни один из элементов не доминирует над другим, и, таким образом, создается цветовая неопределенность. Поэтому представляется целесообразным проектировать каждый элемент или как фон, или как предмет на фоне. При этом, разумеется, не исключается возможность органического нюансного слияния. Основные свойства фона и произведения монументально-декоративного искусства зависят от материала, из которого они сделаны, его фактуры и цвета (натурального или приданного искусственным путем) и освещения (наличия или отсутствия теней). Именно эти факторы влияют на первоначальный эффект от произведения искусства и его фона. Ведь человек в первую очередь замечает цвет, контуры, линии и уже затем, постепенно всматриваясь в детали, осмысливает содержание произведения искусства. Только при соблюдении принципа нюансности все четыре фактора — материал, фактура, цвет, освещение — могут быть одинаковыми (однородными) и для фона, и для произведения монументально-декоративного искусства. В этом случае произведение искусства может почти не выделяться на фоне, быть мало заметным или незаметным и таким образом не оказывать требуемого эмоционально-художественного воздействия. Это подтверждает и практика. Так, в круглом зале кафе «Дайнава» в Друскининкае на декоративной газобетонной стенке высечен тематический рельеф. Материал стенки белого цвета, фактура ровная, освещение рассеянное, общее с залом. Следовательно, материал, цвет и освещение стенки — фона и произведения искусства — одинаковые. Такое решение основано на принципе нюансности, тем более что рельеф не глубокий, мало выделяется на фоне стенки, которая расположена между залитыми светом сплошными стеклянными стенами и также находится в нюансном сочетании с остальными композиционными компонентами интерьера (см. рис. 1). Несмотря на достаточно большие размеры, малозаметное произведение монументального искусства ввиду неконтрастности не смогло придать интерьеру нужный эмоциональный колорит, соответствующий его тематике и назначению. Сплошной рельеф на фронтальной стене лестничной клетки столовой-ресторана в городе Укмерге не глубокий, белого цвета, бессюжетный, чисто декоративный. С одной стороны его освещает дневной свет через остекление лестничной клетки, с другой — рельефная стена упирается в перпендикулярно поставленную глухую белую стену. Контрастирующих элементов нет, незначительная рельефность поверхности декоративного панно мягко выделяется благодаря лишь боковому освещению. Однако в этом случае такая нюансная трактовка композиционных элементов лестничной клетки оправдывается, соответствует функциональному назначению и простоте отделки этой части здания. Панно органически сливается с общей структурой лестничной клетки. И все же в тех случаях, когда применен принцип нюанса, существуют незначительные элементы контраста. Они иногда нужны для создания очень тонкого эффекта, мало заметной декоративности и иллюзорности. Контрастом, хотя и незначительным, часто служит фактурная поверхность стен, на которой благодаря освещению возникают тени, контрастирующие по отношению к светлой части стены и выявляющие рельеф поверхности. Примерами подобного решения могут служить боковые стены главного зала Дома архитектора в Москве, керамическая стенка эстрады в ресторане «Шальтинелис» в Вильнюсе, барельефная стена пассажирского зала аэропорта в Каунасе.
|