![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Очевидно, что при общем нюансном решении желательно иметь хотя бы один контрастирующий фактор (цвет, фактурную поверхность освещение, материал).
Если все факторы будут соответствовать лишь принципу контраста, то грозит опасность проявления пестроты, что нельзя считать оптимальным явлением для интерьера, кроме особых случаев, обусловленных: функциональными или другими обоснованными требованиями. Следовательно, наиболее оптимальное решение возможно при совместном использовании нюансных и контрастных сочетаний фона и произведения монументально-декоративного искусства. Количество и характер контрастирующих элементов выбираются в каждом случае отдельно, в зависимости от величины и планировочной структуры интерьера, условий обозреваемости, желаемого эмоционального эффекта. Фон и произведение искусства могут в различной степени контрастировать между собой, но, поскольку одна из функций фона — выявить и подчеркнуть лучшие качества произведения искусства, он обычно не должен «спорить» с произведением искусства. Фон занимает подчиненную роль по отношению к тому объекту, фоном которому он служит. Следовательно, фон не должен также привлекать к себе основное внимание. Поиски оптимальных условий взаимосвязи не могут ограничиваться лишь непосредственным сочетанием фона и произведения искусства. Сочетание это существует не изолированно от пространства и других компонентов интерьера, а взаимосвязано с пространственной структурой произведений искусства, характером размещения их в интерьере и возможностями обозреваемости. К тому же чем больше по размерам произведение искусства (особенно, если его нельзя охватить одним взглядом), тем меньше требуется контрастных сочетаний между ним и фоном. Произведение монументально-декоративного искусства воздействует на зрителей не только своими художественными свойствами и связью с фоном, но и размерами, благодаря которым оно само как бы превращается в фон, т. е. в такой архитектурный элемент, который должен соответствовать пространственной структуре интерьера. Фон не должен противоречить организации архитектурного пространства, и поэтому вполне закономерно, что произведение монументально-декоративного искусства, приобретающее свойства фона в интерьере, не требует большой контрастности. Ведь применительно к архитектурно-пространственной организации главное в интерьере (исключая музеи) не собственно произведение искусства, а его синтез с другими компонентами. Это видно на примерах интерьеров гостиницы «Юность» в Москве, Дворца культуры в Днепродзержинске, ресторана «Гинтарас» в Вильнюсе, аптеки на улице Дзержинского в Вильнюсе и др., где использованы произведения монументально-декоративного искусства больших размеров, и они служат как бы фоном для действий происходящих в интерьере. Все эти произведения искусства не отличаются контрастностью, решены в спокойной, неяркой цветовой гамме выполняют архитектурную функцию и не довлеют над пространством интерьера. Там же, где контрастность больших произведений искусства служащих фоном в интерьере, выражена очень сильно, они чаще всего вступают в противоречие с интерьером. Это, конечно, не касается тех произведений монументально-декоративного искусства, которые хотя и очень контрастны, но выполняют специальную функцию в соответствии с назначением и архитектурным решением интерьера, создают требуемый эмоциональный эффект. Кроме того, существуют контрасты величин и контрасты форм, которые в свою очередь дополняются ощущением контраста их «тяжести» и «легкости». Чрезвычайно трудно дать научную основу подобным понятиям, так как отсутствуют твердые критерии оценки. Действительно, контрасты размеров или контрасты форм являются лишь условными понятиями, так как абсолютные размеры могут быть бесконечно разными. Таким образом можно говорить лишь о соотношениях размеров и форм, тяжести и легкости. Что касается контраста в размерах, то этот вопрос входит в понятие масштабности, который в многих работах трактуется различно. Поиски правильного масштабного решения современных интерьеров базирующегося так же, как и тектоника, на материально-конструктивной основе, — новая, сложная задача архитектурного творчества, еще относительно мало изученная. Масштаб —одно из важных средств архитектурной композиции, с помощью которого можно достичь художественной выразительности и гармоничного единства не только зданий, но и интерьеров. Масштаб можно рассматривать и как специфическое качество архитектуры интерьера, порожденное композиционным замыслом его внутренней структуры, функциональным и идейно-эмоциональным назначением. Масштаб — одна из основных качественных характеристик внутреннего пространства и составляющих его частей. Он позволяет понять основную идею, композиционную суть интерьера. В данном случае нас интересует прежде всего образно-ассоциативная сторона масштаба и его идейно-художественного воздействия. Многие авторы рассматривали масштабность лишь с точки зрения соответствия размеров объекта и его элементов размерам человеческой фигуры. Объекты, имеющие уменьшенные или очень увеличенные размеры, оценивались как немасштабные. Однако установлено, что выразительной масштабностью могут обладать и объекты, масштаб которых несоизмерим с человеком (например, миниатюрный японский садик или египетские пирамиды). Такой, несомненно правильный, вывод сделан исходя из того, что критерием масштабности должно служить не механическое сопоставление размеров объекта и человека, а назначение объекта и его идейно-образное содержание. Человек нуждается в такой архитектурной среде, которая способна быть источником красоты, восхищения, вдохновения, возбуждения. Такую среду необходимо создавать всеми средствами, в том числе и масштабом. Соответствие назначению и идейно-образному содержанию и является основой того эстетического впечатления, которое производит масштабность интерьера на наблюдателя. Именно в этом смысле и следует говорить о соразмерности интерьера и человека как об основе масштабности произведений монументально-декоративного искусства в интерьере. Оценивая масштаб интерьера или его компонентов, нет смысла прибегать к каким-либо математическим вычислениям. Теория соразмерности, по утверждению ряда авторов исследований, также не может опираться на поиски каких-либо канонизированных геометрических фигур и отношений, обладающих особыми эстетическими качествами. Масштаб определяют основные помещения здания. Основой для представлений о масштабе, соответствующих современному уровню развития строительной техники, служат такие качества архитектуры, как легкость новых строительных материалов, тектоническая система стены (стеклянное ограждение, панельная конструкция и др.) формы железобетонных опор, их расстановка и пр. В интерьерах масштабными «указателями» кроме человека служат наиболее характерные элементы конструкций и оборудования: высота перил, ступени лестниц, диаметр и шаг опор, размеры мебели. Однако «масштаб» и «масштабность»—понятия не идентичные. Масштаб существует всегда: это количественное определение величины объекта, а масштабностью обладает не каждый архитектурный объект (это понятие качественное). Так, залы кафе и ресторана «Дайнава» в Вильнюсе находятся соответственно на первом и на втором этажах. В' обоих залах применено монументально-декоративное искусство —металлопластика. Зал кафе небольшой по высоте (3, 5 м), но широкий (13 м) и длинный (20 м). На противоположной входу в зал стене прикреплен металлический рельеф «Солнце» диаметром 1, 5 м. Естественно, указателями масштаба в зале служат люди и мебель (стулья, столики). Их соотношение с другими компонентами интерьера и определяет его архитектурный масштаб. В данном случае имеются определенное назначение интерьера и длинное, широкое и низкое помещение, что удовлетворяет утилитарным требованиям и физическим размерам человека. Однако соответствуют ли параметры назначению (в широком смысле этого слова), идейно-художественному, эмоциональному содержанию интерьера, которое в основном определяется темой интерьера и подчеркивается таким сильным декоративным элементом, как металлопластика «Солнце», символизирующим дружбу, любовь, радость, возвышенность, оптимизм. Структура и масштаб интерьера должны, естественно, способствовать появлению именно таких эмоций. Однако низкое, широкое и длинное помещение, к тому же тускло освещенное, вызывает скорее чувство тяжести, придавленности, беспокойства и печали. Такие эмоции способно вызывать лишь пространство, не соответствующее своему идейно-художественному назначению, т. е. немасштабное (в данном случае недостаточное по высоте). Само произведение монументально-декоративного искусства — металлопластика — решено интересно, оригинально, по размерам и обозреваемостью соответствует параметрам и масштабу интерьера. Но поскольку само пространство немасштабное, то возникают противоречия в системе масштабных связей: человек — назначение интерьера — произведение искусства—пространство. Высота зала ресторана достигает 8, 5 м при площади, примерно равной площади зала кафе. Здесь крайность другого характера — большая высота помещения не соответствует нормальному человеческому масштабу и представлениям об уюте. Масштабность пространства вызывает чувство торжественности и официальности. Указателями масштаба в данном случае служат люди, мебель и такие элементы интерьера, как проем входа в зал, фриз, фактура плетеной перегородки. Проем входа (6X6X8, 5 м) масштабен по отношению к пространству, но не масштабен по отношению к человеку и служит одним из элементов сильного эмоционального воздействия, однако не приближает масштабы зала к человеку в соответствии с критерием назначения интерьера, не является посредником между человеком и масштабом пространства. Другие элементы (среди которых декоративный фриз с металлопластикой у перегородки), поскольку они масштабны залу, вместе с ним не масштабны человеку. Таким образом, чрезмерное укрупнение размеров приводит к нарушению представлений о масштабе интерьера. Вместе с тем возможны интерьеры, пространство которых по масштабу приближается к нормальному, но произведения монументально-декоративного искусства в них не соответствуют масштабу пространства. В качестве примера можно указать на зал вокзального ресторана в городе Шяуляй, имеющий относительно небольшие нормальные размеры (15X7X4, 7 м). Большая часть глухой боковой стены в зале на всю ее высоту покрыта контрастным сграффито, изображающим наиболее характерные постройки некоторых городов. Размеры сграффито и его элементов по отношению к пространству зала кажутся явно преувеличенными, не соответствующими масштабу зала и условиям оптимальной видимости. Однако размеры изображения и его деталей могут увеличиваться лишь до определенного предела, так как преувеличенные размеры произведения искусства нарушают масштабность пространственных связей между ним и интерьером. Минимальные размеры изображения установить не трудно, если воспользоваться формулами по условиям видимости. Для этого может быть использована формула, предложенная проф. М. Н. Гусевым, для случаев, когда рассматриваемая деталь находится на уровне глаз зрителя: d = L a/3440,
|