![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На предприятиях произведения искусства могут быть применены в залах, столовых, вестибюлях, бытовых помещениях.
В интерьерах транспортных зданий наиболее часто произведения монументально-декоративного искусства применяют в вестибюлях, залах ожидания и некоторых других помещениях железнодорожных, речных и автовокзалов, аэропортов и морских портов (например, железнодорожный вокзал в Риге, автовокзал в Бендерах, речной вокзал и станции метро в Киеве, станции метро в Москве, Ленинграде, Тбилиси, аэропорты Рузини в ЧССР и Орли в Париже и др.). Во многих аналогичных случаях применение произведений монументально-декоративного искусства оправдывается, поскольку не противоречит идее создания хороших условий для ожидания и отдыха пассажиров, способствует хорошему настроению, подчеркивает свойственную зданиям такого назначения их внутреннюю динамичность. Для этого в залах ожидания, ресторанах и других помещениях транспортных зданий существуют необходимые объективные условия: интерьеры общественного назначения, достаточно большие объемы помещений, мобильность посетителей, особенно проезжих, которые обычно интересуются всеми проявлениями местных особенностей. Однако стремление к синтезу архитектуры и монументально-декоративных произведений в помещениях, обслуживающих транспорт, может затруднить использование средств визуальной информации (знаков, указателей, рекламы и др.), необходимость которых определена утилитарно-функциональными требованиями. Визуальная информация, обладая качествами изобразительности, конкретности и активности, становится одним из компонентов интерьеров транспортных учреждений и потенциальным конкурентом произведений монументально-декоративного искусства. Кроме того, в отдельных типах транспортных зданий и сооружений, для которых характерны большие потоки пассажиров, их интенсивное движение и отсутствие возможности сосредоточить необходимое внимание (например, метро), использование произведений монументального искусства не: оправдывается. Целесообразность использования средств монументально-декоративного искусства в интерьерах больниц, лечебно-оздоровительных и санаторно-курортных учреждений зависит прежде всего от их конкретных функций и времени пребывания в них людей. Чем продолжительнее находятся больные и пациенты в помещениях лечебных или курортных учреждений, тем больше они испытывают потребность в уютном и красивом интерьере. Однако это должно быть согласовано с гигиеническими и функциональными требованиями, предъявляемыми к помещению. Решающим фактором является необходимость - создания соответствующих условий для лечения и отдыха людей. Следует также иметь в виду, что постепенно формируется новый подход к проектированию больниц. Например многие зарубежные архитекторы поднимают вопрос о необходимости преодоления психологического барьера между состоянием человека в условиях обычной жизни и в больничной обстановке, о том, что образ жизни больного в стационаре должен быть «человечным» и в больницах с помощью композиционных средств должна быть создана обстановка, по возможности близкая к привычным домашним условиям. В таких помещениях специфического назначения, как палаты, естественно, не могут быть применены средства монументально-декоративного искусства, но в коридорах, холлах и т. п. допустимо использовать картины относительно небольшого формата, которые периодически можно заменять другими. Средства монументально-декоративного искусства целесообразно использовать в помещениях для ожидания, главных вестибюлях и залах для собраний, где люди имеют возможность рассматривать произведения искусства; тематика их может быть такая, (которая акцентирует внимание посетителей на благородной функции лечебных учреждений. По такому принципу оформлены интерьеры Клинической больницы в Вильнюсе, детского санатория в Валькининкае, клиники в Брно, холл больницы им. Тудора Владимиреску в Будапеште и др. В поликлиниках, диспансерах и в других медицинских учреждениях, где посетители пребывают недолго, целесообразность применения средств монументально-декоративного искусства значительно уменьшается. Интерьеры зданий такого назначения должны быть просты, гигиеничны и соответствовать медицинско-утилитарным требованиям. Кроме функциональной специфики зданий и их помещений большое значение имеет необходимый эмоциональный фактор, являющийся одной из исходных позиций при проектировании интерьеров. К сожалению, этот фактор пока в большинстве случаев не учитывается в должной мере. Произведения монументально-декоративного искусства являются лишь звеньями в сложной цепи взаимосвязей разных компонентов интерьера. Если эти взаимосвязи гармоничны, они определяют гамму положительных переживаний и, наоборот, если гармония не достигается, — отрицательных. Диапазон характера положительных эмоций может быть большим и разным—от спокойствия и интимности до веселья, динамичности и даже эксцентричности (рис. 3). Следовательно, создать в каждом конкретном случае по возможности контролируемую внутреннюю архитектурную среду, определить и запрограммировать характер ее эмоционального воздействия на человека, наиболее полно соответствующий типу, местоположению, назначению и другим свойствам интерьера— это компетенция и обязанность проектировщиков, в первую очередь архитекторов, скульпторов, художников.
|