![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэтому до начала проектирования необходимо определить главные, желаемые качества интерьера.
Значительную часть интерьеров с использованием средств монументально-декоративного искусства составляют интерьеры культурно-просветительных и научных учреждений (Дома культуры, библиотеки, школы, высшие учебные заведения, театры, кинотеатры, научно-исследовательские и проектные институты), а также административных зданий. Оправдано ли это? Многие из указанных типов зданий (соответственно и их основные помещения) имеют общую основную функцию — служат целям образования, накопления или создания научной информации. Помещения, в которых люди учатся, создают научные ценности — рабочие помещения. В них, по существу, не должно быть ничего, что мешало бы сосредоточению внимания, наоборот, организация их интерьера должна способствовать лучшему выполнению основной функции. Следовательно, назначение рабочих помещений в зданиях культурно-просветительного профиля не требует применения в них произведений монументально-декоративного искусства, как и других предметов, отвлекающих внимание от основной работы. Но это касается лишь рабочих помещений: классов, аудиторий, читален, лабораторий и т. п. Человек, как известно, не может работать без отдыха, без перерыва, во время которых с целью восстановления физических и духовных сил он должен находиться в отведенных для этого помещениях или на открытом воздухе. Поэтому интерьеры универсальных залов, рекреационных помещений—холлов, фойе и пр.— должны способствовать хорошему отдыху, возбуждению положительных эмоций. В таких помещениях представляется возможным использовать средства монументально-декоративного искусства, поскольку они облегчают выполнение функции по организации отдыха, повышению работоспособности, улучшению настроения, эстетическому и идеологическому воспитанию. Примеров использования средств монументально-декоративного искусства в зданиях культурно-просветительного, научного и административного профиля много (Дом кино, Дом пионеров, Институт электронной техники, Главный вычислительный центр Госплана в Москве, Дом знаний в Ташкенте, Дом профсоюзов и Государственной центральной библиотеки Литовской ССР в Вильнюсе, Рижский концертный зал и др.) и за рубежом (Высшая техническая школа в Братиславе, театр в Ингольштате, школа в Мангейме, Королевский колледж в Лондоне, библиотека университета в Пуэрто-Рико, театр «Иорге-Негрете» в Мехико, здание ООН в Нью-Йорке, здание ЮНЭСКО в Париже, административное здание в Дакаре, ратуша в Торонто и др.). Однако иногда использование произведений монументального искусства противоречит функциональной логике. Например, в вестибюлях и фойе кинотеатров нередко можно видеть то керамические панно, то сграффито, металлопластику или даже витраж. Сначала это кажется приемлемым: в помещениях, где люди отдыхают, ожидая начала киносеанса или других мероприятий, они имеют время и возможность осмотреть и оценить произведения искусства, получить эмоциональное наслаждение. Тем не менее возникает вопрос: может ли быть оправдано соседство двух совершенно различных видов искусства (динамичного — кино и статичного, неподвижного — монументально-декоративного), не противоречат ли они друг другу, особенно если иметь в виду постоянно меняющееся тематическое содержание демонстрирующихся кинолент. В данном случае, когда речь идет о кинотеатрах, не трудно заметить явное противоречие между постоянно присущим интерьеру, не меняющимся, произведением монументального искусства и постоянно меняющейся тематикой кинематографа. В интерьерах кинотеатров решающее значение имеют необходимая для киноискусства реклама, наглядная информация, а она должна меняться в соответствии со сменой демонстрируемых фильмов. Таким образом в вестибюлях и фойе кинотеатров целесообразно размещать экспозиции, рекламные плакаты и другие информационные и вместе с тем художественные элементы, которые, естественно, не требуют соседства произведений монументально-декоративного искусства и при умелом, использовании позволяют создать высокохудожественные, интересные и, главное, полностью соответствующие специфике кинотеатров композиции. Другую и самую значительную часть всех новых интерьеров, в которых использованы произведения монументально-декоративного искусства, составляют интерьеры предприятий торгово-бытового обслуживания, включая и предприятия общественного питания. Характерно, что и среди новых, значительных интерьеров, в которых использованы монументально-декоративные произведения, были интерьеры предприятий общественного питания (например, кафе «Неринга» в Вильнюсе, построенное в реконструированном здании на проспекте Ленина в 1959 г.). Поскольку в Литве никаких общереспубликанских или общегородских органов, координирующих размещение и архитектурно-художественное решение интерьеров с учетом градостроительной основы не было, создались условия для одностороннего и непланомерного роста количества интерьеров предприятий общественного питания с применением средств монументально-декоративного искусства. Средства, затрачиваемые на создание таких интерьеров, выгодных по эстетическим и коммерческим соображениям, быстро окупаются. Возможности создания высокохудожественных интерьеров для зданий других функциональных групп были (и в значительной степени остались) гораздо скромнее, поскольку помимо иных причин такие здания строили, как правило, по типовым, не допускающим отклонений, проектам. Финансирование осуществлялось в основном за счет средств, выделяемых на капитальное строительство в республике; Их обычно не хватало на использование в интерьерах произведений монументально-декоративного искусства. Опытом строительства подтверждается, что проектные и финансовые вопросы решаются легче при проектировании интерьеров предприятий общественного питания, где требуется создать уют, удобство и красоту с помощью всех возможных композиционных средств, включая произведения монументально-декоративного искусства (рис. 1). К тому же необходимо учитывать особенности каждого типа предприятий общест- Рисунок 1 венного питания. Например, в интерьерах буфетов и закусочных, обычно небольших по габаритам, нет смысла использовать средства монументально-декоративного искусства: посетители не имеют достаточно времени, чтобы их осматривать и оценивать. Столовые общие, диетические, детские и пр. имеют свою специфику. Они повседневно обслуживают массы посетителей и рассчитаны на более длительное пребывание в них людей. Это обстоятельство уже позволяет создавать в столовых большой комфорт. Следует иметь в виду и то, что столовые иногда в вечернее время или в праздничные дни выполняют функции кафе. Рестораны и кафе помимо удовлетворения потребностей населения в питании предоставляют условия для культурного отдыха посетителей (беседы, музыкальные и эстрадные выступления и др.), что обусловливает особо высокие требования к обслуживанию и интерьеру. Естественно, что для использования средств монументально-декоративного искусства в интерьерах ресторанов и кафе достаточно оснований. Но вместе с тем имеет значение соответствие содержания и характера использования произведений искусства месту их расположения. Кафе могут быть специализированы как по ассортименту блюд, так и по контингенту посетителей (кондитерское, молочное, мороженое, детское и др.), что, безусловно, нельзя не учитывать при выборе композиционных средств для интерьера. Интерьеры зданий торговли (прежде всего торговые залы) в сочетании с фасадами, витринами, рекламой нужно решать, учитывая комплекс требований по экономике, психологии, эстетике, физиологии и гигиене, и выполнять при этом одну основную задачу— создавать наиболее благоприятные условия для осмотра, выбора и покупки товаров и для труда обслуживающего персонала. Покупатель приходит в магазин с единственной целью — выбрать и купить нужную вещь. Он обращает внимание на товары, ищет то, что ему нужно. Следовательно, архитектурно-пространственная организация интерьера и распределение в нем товаров должны служить именно этой цели—помочь покупателю быстро сориентироваться, получить информацию, найти нужный товар. Поэтому главное место в магазине должен занимать товар. Кроме товара, соответствующей информации и хорошо подобранной рекламы ничто не должно отвлекать внимания посетителя. Если в интерьер магазина удачно вкомпоновать произведение монументально-декоративного искусства, соответствующее по сюжету или иным показателям торговой теме, оно все же будет отвлекать внимание посетителей на себя и затруднять осуществление главной функции интерьера. Фактор времени, особенно если покупатель спешит, также имеет большое значение. Если посетитель магазина не имеет возможности обращать внимание на произведения искусства, то вообще теряет смысл использование их в интерьере торговых помещений. Из этого следует, что применение средств монументально-декоративного искусства в интерьерах торговых залов нецелесообразно, так как противоречит их основной функции и фактору времени посетителя. Не исключается, что при некоторых обстоятельствах эмоционально-эстетические факторы могут способствовать лучшему восприятию самобытности, специфики или художественной ценности выставленных для продажи изделий (сувениров, товаров, драгоценностей и т. п.). В таких случаях допускается наряду с чисто архитектурными средствами умело использовать и соответствующие произведения монументально-декоративного искусства (рис. 2). За рубежом в многофункциональных торговых центрах, шопинг-центрах, супермаркетах (например, в Брюсселе, Токио, Нью-Йорке, Гамбурге), обслуживающих по нескольку десятков тысяч посетителей в день и образующих интерьеры — кварталы с различными по назначению магазинами, банками, ресторанами, зонами отдыха, прогулочными аллеями и выставками товаров, используются многие средства, в том числе и монументально-декоративные, рассчитанные на создание обстановки, позволяющей посетителю немного отвлечься от напряженного ритма городской жизни. Вопрос о целесообразости использования произведений монументально-декоративного искусства в интерьерах промышленных зданий почти не изучен. Научно-технический прогресс выдвигает ряд проблем взаимодействия человека с машиной и рабочей средой. Одна из них — степень соответствия архитектурно-пространственной среды и технологического оборудования промышленных зданий и сооружений психофизиологическим особенностям работников. Интерьеры и оборудование должны отвечать эстетическим требованиям, положительно влияя на психику Рисунок 2
|