Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Защита религиозной идентичности в эпоху глобализации
И. А. Куницын
Застой духовного ренессанса. В России сложилась нездоровая религиозная ситуация. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не защищает национальные интересы, хотя и выглядит компромиссным. С одной стороны, в преамбуле констатируется особая роль православия в истории России и Закон не стимулирует жизнь конфессий за пределами территории храма. Если законодательства «цивилизованных» стран создают условия для их участия в общественной жизни, то в России создаются условия для решения лишь отдельных хозяйственных проблем административных центров конфессий. Наряду с отсутствием адекватного решения актуальных проблем деятельность государства в этой сфере носит ситуационный характер. Действия ветвей государственной власти лишены Безоружность вероисповедной политики. Сегодня игнорируется тот факт, что решение проблем в сфере государственно-конфессиональных отношений невозможно вне контекста Создание однополярного мира требует дискредитации тради-ционных ценностей, препятствующих распространению рыночного начала. Судя по всему, борьба с культурными традициями лежит в основе внешней политики США. Эффективное решение этой стратегической задачи возможно не только с помощью воен-ных и экономических рычагов, но и при помощи высокоточного оружия – информационной войны и ее разновидности – войны ценностной. В руках пользователей глобализации она представляет собой оружие «бескровного поражения», способное лишить народы социокультурных механизмов защиты от действия глобального естественного отбора. Оно направлено на подрыв нравственных основ национального бытия путем развенчания культурного наследия, поэтому острие сего оружия направлено против традиционных конфессий. Противостояние агрессии новых и зарубежных конфессий, изобилующих денежными средствами, встречает осуждение. Стимулирование Западом распространения нетрадиционных для России религий происходит не случайно. Вспомним тезисы идеолога внешней политики США З. Бжезинского по расчленению России на три части: европейскую, Сибирскую республику и Дальневосточную республику. В период действия либерального Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» религиозная жизнь превратилась в один из каналов инъекции западных культурных ценностей. Вопреки ожиданиям Закон «О свободе совести…» оказался неспособен решить глубинные проблемы религиозной жизни. В частности, ему не удалось сдержать [устойчивую тенденцию к росту] новых религиозных движений, наблюдаемую, в Сибири и на Дальнем Востоке. Растет число экстремистских организаций, основывающих свою деятельность на религиозных мотивах, в том числе в исламе. Создается почва для обострения отношений федерального центра с регионами его традиционного распространения и сепаратизма. «Мины замедленного действия» заложены в ресурсных зонах, на территориях, богатых месторождениями нефти, газа и урана (Западная Сибирь, Поволжье, прикаспийский регион, Кавказ). Их дестабилизация повлечет неизбежный подрыв российской экономики. Формирующаяся система международных отношений демонстрирует стремление западных государств к обеспечению своих национальных интересов путем установления контроля над глубин-ными сферами национального бытия других государств. Технологической базой для этого стали глобальные системы обмена Защитить стратегические интересы в духовной сфере Россия сможет, пройдя сложный путь. На первом этапе, общество должно осознать наличие этих интересов, а государство констатировать их в официальных документах. На втором обществу потребуется выработать механизмы их защиты, а государству – принять Сегодня мы находимся лишь в начале первого этапа. Концепция национальной безопасности РФ констатирует, что интересы общества заключаются в духовном обновлении России, а национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества. Но обновление – замена устаревшего новым – в социокультурном контексте звучит как «разрыв с духовной традицией». Тут же, противореча самой Переориентация вероисповедного законодательства на защиту национальных интересов. Назначение права народа на религиозную идентичность во внутриполитическом контексте заключается в укреплении единства народа и целостности государства на основе традиционных ценностей. Для этого требуется самостоятельное определение субъектами Российской Федерации особенностей региональной вероисповедной политики. Но совре-менная вероисповедная политика, искажая смысл Конституции РФ, основывается на смешении двух различных понятий: единообразного применения законов и единообразных государственно-конфессиональных отношений. И если первое – конституционный принцип, то второе – преступное заблуждение. По Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В регу-лировании религиозной жизни действительно имеют место несоот-ветствия между региональными правовыми актами и законом «О свободе совести…». Однако это вызвано не незнанием регио-нальными властями федерального законодательства, а спецификой религиозной жизни в субъектах Российской Федерации. На практике это приводит к автоматическому запуску механизмов устранения противоречий между ним и региональным актом. В результате концептуально безличный и юридически некорректный закон Базируясь на принципе императивного регулирования, он одинаково регулирует проблемы, требующие дифференцированного подхода. В его основе лежит представление о том, что религиозная ситуация во всех регионах имеет одинаковые параметры. Однако региональное законодательство, как индикатор проблем, подтверждает обратное. Вместо учета этих проблем действующий закон «подгоняет» политику регионов под чуждые стандарты. В результате наиболее острые проблемы законом Горизонтальная дифференциация подразумевает гибкую двухуровневую вероисповедною политику. < …> Мозаика частных региональных проблем должна регулироваться законодательством регионов, но в рамках федерального законодательства.[…] Не менее важна потребность в вертикальной дифференциации. В основе современной вероисповедной политики лежит принцип Традиционные конфессии нуждаются в протекционистской вероисповедной политике. Факт их традиционности должен при-знаваться официально и повлечь за собой наделение специальным правовым статусом, позволяющим решать не только собственные, но и, по возможности, социальные задачи. Отдельными специалистами предлагались критерии, соответствие которым могло бы стать основанием для присвоения статуса традиционной конфессии. По нашему мнению, такая точка зрения является заблуж-дением: ни один критерий не сможет получить всеобщего при-знания, так как их всегда можно подвергнуть сомнению. Чтобы В отличие от ряда зарубежных стран, многонациональная и многоконфессиональная структура общества порождает необходимость в вертикальной дифференциации правового статуса традиционных конфессий: одним конфессиям он должен присваивается на федеральном, а другим, имеющим достаточную социальную базу лишь в пределах субъекта федерации, на регио-нальном уровне. Такое положение, фактически, уже начало спон-танно складываться в регионах, поскольку законодательство ряда субъектов федерации признает наличие разницы в социальном Стабилизация традиционных основ российского общества позволит встать на путь укрепления России. Для этого потребуется определить главные принципы духовного развития общества в
42. Дифференциация правового статуса религиозных
И. А. Куницын
Законодательство России устанавливает для всех религиозных объединений универсальное правовое регулирование, предпола-гающее предоставление им равного объема прав и обязанностей независимо от их конфессиональной принадлежности. Государство не вмешивается во внутреннюю деятельность религиозных объединений, в частности, оно не уполномочено вмешиваться в их внутреннее управление, контролировать расходование средств, связанных с удовлетворением религиозных потребностей. В свою очередь религиозные объединения не выполняют никаких госу-дарственных функций. Дифференциация религиозных объединений по объему предо-ставляемых им прав и обязанностей знакома законодательствам многих зарубежных стран. Подобное правовое положение конфессий закрепляется либо в конституциях, либо в законодательных актах. В зависимости от роли в истории развития страны, вклада в культурную и социальную жизнь некоторые из них ставятся в привилегированное положение, другие же наделяются «стандарт-ным» набором прав согласно международному праву. В некоторых странах религиозные объединения, не отнесенные к разряду Для правового статуса государственного религиозного объеди-нения характерны: полное или частичное освобождение от налого-обложения, наличие широких имущественных прав на землю, Так, статусом государственного религиозного объединения официально наделена Англиканская церковь в Великобритании, Евангелическая лютеранская церковь в Дании и Исландии, Право-славная церковь в Греции. Почти в 30 странах мира, в числе которых Иран, Ливия, Судан, Иордания, Египет, ОАЭ, государственной В ряде стран мира за религиозными объединениями закрепляется консенсуальный правовой статус. Его сущность заключается в том, что объем прав и обязанностей религиозных объединений зависит от достигнутого между руководством конфессии и В Германии допускается существование религиозных объеди-нений с юридическим статусом одного из двух видов: специальным или обычным. Чтобы претендовать на специальный статус, религиозное объединение должно иметь в числе своих членов не менее 1% населения соответствующей земли. Специальный статус дает ему право претендовать на государственную поддержку и заключать соглашения на право доступа в такие учреждения, как боль-ницы, школы, вооруженные силы и т.п. В Италии подобный статус имеют Римо-католическая церковь, пользующаяся предпочтительным положением, и религиозные общины, существующие здесь в течение длительного времени (вальдезианцы, иудеи и протестанты), которые достигли соглашения с государством. Правовой статус официально признанных религиозных объеди-нений характеризуется наличием правовых норм, закрепляющих данный факт в законодательных актах. В отличие от статуса В Конституции Болгарии закреплено: «Традиционная религия в Республике Болгария – восточно-православное вероисповедание». Тем не менее это не означает наличие у данного вероисповедания статуса государственного, поскольку: «Религиозные институты
43. Половина американцев в жизни меняет веру
США – страна новообращенных: примерно половина взрослых американцев (по разным опросам – от 47% до 59%) хотя бы раз в жизни меняет вероисповедание. Как правило, это описывается как постепенный отход от наивной детской веры. Но причины этого неодинаковы у католиков, у протестантов и у тех, кто не относит себя ни к одному вероисповеданию. Как правило, католики уходят из своей Церкви потому, что перестали разделять ее «Современная религиозность – это «богословие шведского стола», – говорит Майкл Линдсей, специалист по социологии религии из Университета Райса. – Это кризис организованного, церковного христианства, которое широко распахивает парадный вход для новообращенных, а для выхода отводит неприметную дверку с черного хода». «Хотите посмотреть, как работает действительно свободный рынок? Поглядите на конкуренцию религий в США», – вторит ему Луис Луго, директор Форума Пью. Исследовательский центр Пью в 2007 году провел исследование «Текучая вера: Изменения в религиозном самоопределении американцев» на основе опроса 35 тыс. человек. Тогда выяснилось, что 44% американцев ушли из той веры, в которой выросли. В 2009 году 2800 респондентов опросили вновь, сосредоточившись на тех, кто резко менял веру: бывших католиках, бывших протестантах, на тех, кто перешел из одной протестантской конгре-гации в другую и на выросших в нецерковных семьях, а ныне относящих себя к определенному вероисповеданию. Оказалось, что религиозная «текучка кадров» даже больше, чем предполагалось: по крайней мере каждый шестой из тех, кто ныне принад-лежит к вере своего детства, покидал ее, но впоследствии вернулся. Почти две трети из тех, кто был воспитан в католичестве или проте-стантизме, а ныне себя ни к какому вероисповеданию не относит, меняли веру по меньшей мере дважды. 32% бывших протестантов, а ныне нецерковных, сказали, что переменили вероисповедание три раза или больше. Религиозные искания связаны и с возрастом. Большинство тех, кто оставил веру своего детства, сделали это до достижения 24 лет, а к своей нынешней вере пришли до 36-летнего возраста. Тех, кто в итоге остался вне любых деноминаций, становится все больше: сейчас «нецерковными» называют себя 16% американцев, и 7% выросли в нецерковных семьях. При этом атеистов и агностиков – всего 4%, а треть «нерелигиозных» прямо говорит, что просто не нашли себе религии по своему вкусу. Джон Грин, политолог из Экронского университета (штат Огайо), называет большую часть «нецерковных» «неудовлетворенными потребителями». «Большинство из них не имеет ничего против религии в принципе. Им просто не понравилась та вера, которую они разделяли, или они разуверились в ее учении», –
|