Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чего нельзя говорить вслух
Н. Троицкий Новая религия. Политкорректность стала своего рода После одного из матчей нынешнего сезона польский вратарь шотландской футбольной команды «Селтик» Артур Боруц предстал перед Королевским судом Шотландии по обвинению в «провоцировании толпы посредством крестного знамения». Дело в том, Англиканская церковь в 2002 году выпустила документ под названием «Ответ на насилие в семьях». В нем утверждается, что церемония венчания может спровоцировать домашнее насилие. В этой связи предложено отказаться от употребления любых Кабы чего не вышло. Если в угоду политкорректности можно переиначивать даже Священное писание, то со светской литературой церемониться тем более не принято. Пару лет назад в США снимали полнометражный мультфильм по новелле Ассоциация издателей газет города Юджина (штат Орегон) опубликовала в 2006 году перечень слов и выражений, которые запрещено использовать в рекламе недвижимости. Например, признаны недопустимыми фразы вроде «рядом с домом находится церковь», поскольку клиент, таким образом, сообщает о своих А началось все в 1980-е годы, когда появился сам термин «политическая корректность». Его ввела в оборот известная амери-канская правозащитница Карен де Кроу. Вполне естественно, Прежде всего, борьба с дискриминацией одних групп населения обернулась дискриминацией других. В тех же США еше в 1960-е годы была принята государственная программа «аффирмации» (Affirmative Action – утверждающее действие), которая вводила льготы для чернокожих американцев при поступлении в вузы и приеме на работу. Очень скоро ущемленными почувствовали себя граждане с белым цветом кожи. С одной стороны, это вовсе не способствовало изживанию расовой неприязни, а с другой не принесло пользы осчастливленному негритянскому меньшинству. Несмотря на все льготы и привилегии, доля специа-листов высшей квалификации среди афроамериканцев по-преж-нему значительно ниже, чем среди их белых сограждан. Компетентные эксперты понимают, что любые привилегии развращают, порождают лень, иждивенчество, сеют общественную рознь, но Столь же сомнительны и результаты политкорректного отно-шения к женщинам. Представительницы лучшей половины Критики политкорректности утверждают: действие, задуманное и заявленное как «предотвращение обид», само становится актом унижения. Ведь люди, которые накладывает вето, например, на слово «инвалид», тем самым дают понять увечному человеку, что инвалидность – свидетельство ущербности и ее надо стыдиться. Сторонники упомянутой «аффирмации» неустанно твердят, что все расы одинаково полноценны, и выжигают каленым железом всякие упоминания о цвете кожи. Однако, требуя льгот для расовых меньшинств, они, таким образом, говорят: эти люди неспособны добиться успеха на общих основаниях, им нужны послабления. Тем же пороком двоемыслия поражены и защитники всех В России политкорректность пока не привилась. Впрочем, Этот случай показывает, что адепты политкорректности не очень-то считаются с мнением тех, кого они хотят облагодетельствовать. Как замечают психологи, главное в этой игре 45. Аборты, эвтаназия, смертная казнь и конституционное право
С. Волобуев
Важнейшая задача современного российского общества – реализация правовой реформы в контексте освоения собственной духовной культуры. Духовная культура России включает в себя мощную традицию философско-правовой мысли. Вряд ли оправ-данно игнорировать ее при формировании, толковании и применении современного российского законодательства. Напротив, Именно в силу этого, вопреки заклинаниям о неизменности Конституции, Конституцию придется, как минимум, редактировать. Причем в наиболее «защищенных» ее разделах. Невозможно Речь идет, прежде всего, о конституционно-правовом оформ-лении права на жизнь. Правовая система Российской Федерации продолжает нести на себе следы безбожного периода нашей истории. В частности, в ней отсутствуют государственные гарантии защиты права чело-века на жизнь, в первые ее недели и месяцы. Следствием этого является массовая практика искусственных абортов. Только по Очевидно, что обозначенная проблема коренится в нашем тоталитарном прошлом. Советская Россия была первой страной мира, где была осуществлена полная легализация абортов. Сфор-мировавшиеся в предыдущие десятилетия ложные материалистические стереотипы мешают осознать сегодня значительной части нашего общества, что абортируемое существо – это человек, а, следовательно, аборт убийство человека. Необходимо подчеркнуть, что на протяжении всей истории человеческой цивилизации искусственный аборт не квалифицировался иначе как человекоубийство. Всеми религиями мира искус-ственный аборт рассматривается как убийство ребенка. Клятва Современные научные данные подтверждают традиционные религиозные и философские представления о начале собственно человеческой жизни в момент зачатия и, соответственно, справед-ливость распространения естественно-правового, гиппократовского и библейского императива «не убий» на находящийся в чреве матери зародыш. В вязи с этим, с сожалением приходится констатировать, что принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепляет момент наступления правосубъектности человека Действующее законодательство не запрещает использование тканей убитых младенцев в фетальной терапии и фетальной космето-логии, чем активно пользуются различные коммерческие структуры. При этом гражданское законодательство все же признает человеческий статус «эмбриона», например, включая зачатого при жизни, но еще не рожденного в момент смерти наследодателя ребенка в круг законных наследников (Гражданский кодекс, ст. 1116). То есть на протяжении первых девяти месяцев своей жизни человек в Российской Федерации обладает гражданскими правами, но не обладает конституционными, поэтому может быть Следует отметить, что, несмотря на общий упадок нравов и пересмотр традиционных представлений о человеке, по сию пору Так, Американская конвенция о правах человека в ст. 4 Декларация прав ребенка, принятая Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, подчеркивает: «... ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую Аналогичную формулировку использует и Конвенция о правах ребенка 1989 года. Поэтому 17 ст. Конституции Российской Федерации содержит внутреннее противоречие, поскольку, провозглашая в ч. 1 гарантии прав человека «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права», все же Указанные обстоятельства требуют внесения принципиальных поправок в Конституцию Российской Федерации и в другие Однако в современной России в рассматриваемой сфере продолжают действовать принципы «революционной законности», то есть – согласно классическим философско-правовым представлениям – беззаконие. Именно после победы большевистской революции мир захлестнула волна безудержного либерализма, отрицающего реальность естественного нравственного закона и утверждающего лишь все новые и новые «права». Сегодня на государство осуществляется либеральный нажим не только с требованием сохранить и расширить право на аборт, но и узаконить эвтаназию, то есть дать возможность частным лицам и коммерческим структурам убивать людей «на законном основании» как до рождения, так и при наступлении временной или постоянной недееспособности. При этом – от государства требуют отмены смертной казни! Мы не случайно обозначили эти моменты вкупе, ибо все они сводятся к требованию отказа государства от своего исключительного права – права на отнятие человеческой жизни в оговоренных законом случаях. «Делегиро-вание» такового права: женщине (в случае аборта), врачу (в случае аборта и эвтаназии), иным лицам (например, коммерческим охранным фирмам, в различных конфликтных ситуациях), – есть опаснейшая тенденция отката человечества к «догосударственному» (или, точнее, «постгосударственному») состоянию, к «новому варварству», торжеству безудержного аморализма и беззакония... Приведенных моментов достаточно, чтобы прийти к необходимости совершенствования Конституции. По крайней мере – совершенствования ст. 20, которая в новой редакции могла бы выглядеть следующим образом: «Статья 20 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Государство гарантирует охрану человеческой жизни с момента зачатия. Осуществление искусственного прерывания 3. Лишение человека жизни по его желанию, желанию его род-ственников или иных лиц, запрещается и преследуется по закону. 4. Смертная казнь устанавливается федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступ-ления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей». Однако есть и другие моменты, например, проблема правопреемства современной России по отношению к России дореволюционной, которое не зафиксировано на конституционном уровне. Сомнительна устойчивость Конституции и законодательства, которые игнорируют или не вполне отвечают на вопросы о Итак, серьезнейшей проблемой конституционного законодательства современной России является несоответствие ряда норм конституционного права естественно-правовым нормам. При этом бросается в глаза отсутствие законного механизма совершенствования конституционного законодательства в ее «защи-щенных» главах. То есть кардинальное решение поставленных вопросов жестко блокировано ввиду отсутствия механизма их решения, поскольку отсутствует правовая база для созыва Конституционного Собрания, которое только и правомочно внести изменения в соответствующие главы Конституции. Реальная пра-вовая реформа в России должна была начаться с выработки Феде-рального конституционного закона «О Конституционном Собрании», который предусмотрен Конституцией, но не принят с После 1993 года были разработаны несколько проектов Конституционного Закона «О Конституционном Собрании». Однако все они не дошли собственно до стадии законопроекта, не были рассмотрены Федеральным Собранием. При этом их разработка не сопровождалась серьезной общественно-научной дискуссией о понятии «народного суверенитета», философско-правовых основах «учредительной власти», идейных и ценностных основах государственности. Хочется верить, что к 20-летию Конституции, которое
|