Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства Двуречья






В отличие от древнего Египта, экономическая, социальная и политическая история государств Двуречья известна нам гораздо лучше благодаря десяткам тысяч глиняных таблеток, найденных в архивах храмов и дворцов. Они содержат летописи, юридические тексты, дипломатическую переписку, деловые документы, договоры, счета, расписки, отчеты надсмотрщиков, свадебные контракты и т. п. Кроме того, от древнего Вавилона дошел единственный в своем роде памятник — свод законов царя Хаммурапп, позволяющий восстановить многие стороны жизни вавилонского общества XVIII в. до н. э.
Для характеристики страны, славившейся в древности своими исключительно богатыми урожаями, которыми она была обязана плодородию почвы и труду человека, следует зачитать отрывки из Геродота.
Надо вызвать к карте одного из учеников, предложить ему найти реки Тигр и Евфрат (с которыми он должен был познакомиться на уроках географии) и объяснить огромное значение этих рек в жизни страны. Обязательно нужно показать рисунки, наглядно иллюстрирующие способы искусственного орошения в древности (например, в атласе «Древний Восток», Л. 1937, табл. 118) и поручить ученикам, умеющим хорошо рисовать, увеличить эти рисунки.
Следует также обратить внимание на значение Тигра и особенно Евфрата как путей сообщения и показать на карте, в какие страны жители Двуречья могли отправляться по водным путям, а заодно показать изображения древневавилонских транспортных судов (табл. 121 в том же «Атласе»).
После ознакомления с природой страны необходимо задать ученикам вопрос: почему в долинах крупных рек возникли государства раньше, чем в соседних горных странах, и привести им указание товарища Сталина (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 113) о природных условиях, ускоряющих развитие общества или замедляющих его.
Особое внимание надо обратить на Кодекс Хаммурапи (№40). Целесообразно показать ученикам рисунок, дающий представление о внешнем виде этого памятника, и рассказать об обстоятельствах его находки. Затем следует зячитать несколько строк из «Введения», где царь торжественно заверяет, что он издал законы, чтобы «защищать слабых и угнетенных», и поставить вопрос, являются ли эти слова правдивыми. Для выяснения этого вопроса лучше всего зачитать статьи, в которых особенно ярко подчеркивается бесправие раба (например, ст. 16 Кодекса, карающая смертью человека, давшего приют беглому рабу, или ст. 199, где говорится, что всякий, выбивший глаз рабу, должен уплатить половину его стоимости, тал же как за повреждение глаза вола, в ст. 247).
После разбора этих статей следует поставить вопросы: чьи интересы защищают законы Хаммурапи? Какой класс был в Вавилонии господствующим? Какой класс подвергался эксплоатации?
Далее, учитель должен спросить учеников, мог ли в Вавилонии раб законным путем добиться свободы, и для выяснения этого вопроса зачесть ст. 282, предписывающую отрезать ухо рабу, который станет требовать освобождения.
Следует разъяснить учащимся, что и среди свободных вавилонян не было равенства, и описать положение крупного землевладельца (§§ 45, 60), купца (§§ 101 — 106), ростовщика (§§ 113—117), крестьянина (§§ 48, 257), ремесленника (§ 274), врача (§§ 215—218), архитектора (§§ 228—231). Надо объяснить, что крестьяне не всегда имели свою землю и нередко должны были арендовать поле у богатого соседа (§ 28) или даже наниматься в батраки (§§ 257—258), и в то же время подчеркнуть, что свободный крестьянин или ремесленник находился в лучшем положении, чем раб, что закон кое в чем его защищал (например, в случае неурожая ом получал право не платить ростовщику долг и проценты в течение целого года (§ 48). Таким образом, мелкий собственник хотя и эксплоатировался крупным, но не был таким бесправным и беззащитным, как раб. Требуется объяснить, почему царю было невыгодно отдавать мелкого собственника полностью во власть ростовщика (§§ 115—120), почему обедневший рабовладелец нередко оказывался в цепких лапах последнего (§ 118) и лишался своих рабов. Таким образом, Хаммурапи, ограничивая деятельность ростовщиков, защищал одну группу господствующего класса рабовладельцев от другой.
Особенно следует остановиться на положении воинов (§§ 26—39) и рассказать, какую выгоду получал царь, обеспечивая их земельными наделами. Если ученики спросят, каким образом воин, находясь в походе, мог обрабатывать свою землю, то нужно пояснить, что он мог купить раба и заставить его работать на своем поле, или нанять батрака, или, в крайнем случае, поручить обработку участка жене и детям.
Письма Хаммурапи позволяют уточнить организацию государства и круг деятельности наместника царя в отдельных городах. На основании частноправовых документов можно определить степень развития обмена, в частности работорговли, и охарактеризовать аграрные отношения. Урок, посвященный завоеваниям Ассирии, следует оживить описаниями агрессивных грабительских походов ассирийских царей Салмансара III, Синахериба и Ашшурбанипала (№№ 44—46), взятыми из их летописей, подчеркивая при этом исключительную жестокость поработителей по отношению к завоеванным странам.
Общий ход военных действий лучше пересказать своими словами, однако отдельные фразы из летописей, ярко характеризующие грабительский характер ассирийских походов, надо зачитать.
Говоря об ассирийских завоеваниях, учитель должен все время использовать карту, показывая страны, области и города, упоминаемые в ассирийских летописях. Обязательно нужно указать караванный путь, ведущий из Двуречья в Египет, и объяснить его значение. Тогда станет ясной упорная борьба за лежащий на этом пути Дамаск, начавшаяся при Салманасаре III (см. отрывки из его анналов № 44). Надо объяснить, что успехам ассирийского оружия способствовали не только многочисленность и хорошая организация ассирийской армии, как и презосходство ассирийской военной техники, но не в меньшей степени разногласия между соседями Ассирии. Особенно следует обратить внимание на дипломатические приемы царя Ашшурбанипала (№ 46), который стремился противопоставить царьков Нижнего Египта (особенно Нехо, правившего в Caиce нубийскому царю Тарке, утвердившемуся в Фивах. Таким образом, умело разделяя своих противников, ассирийский царь укреплял свое господство.
В то же время необходимо показать, что это господство не было прочным и длительным, нужно подчеркнуть, что в одни и те же страны ассирийским царим приходилось вторгаться снова и снова, ибо при каждом удобном случае покоренные области восставали. И никакими силами и ухищрениями нельзя было обеспечить их верность. Между стрэнами, покоренными Ассирией, не было внутренней связи, они были объединены лишь силой оружия, и поэтому Ассирийская держава так быстро и легко распалась. Надо поручить одному из учеников измерить по карте расстояние от Ниневии до Фив и сравнить незначительные размеры основной территории Ассирии с огромной площадью подчиненных ей стран (во время Ашшурбанипала). В то же время необходимо осветить внутренние противоречия в ассирийском обществе, ослаблявшие военную мощь страны. Для этого следует использовать текст некоторых ассирийских законов (например, суровые законы о должниках, § 44). Тогда станет понятной неустойчивость Ассирийской державы и внезапность ее падения.
Для внеклассных занятий можно использовать некоторые другие документы из данного раздела. Например, поручить одному из участников исторического кружка проработать тему «Реформы царя Урукагины». В этом документе очень ярко характеризуются уступки, сделанные рядовым крестьянам — общинникам. Ученику, занявшемуся этой темой, нужно объяснить, что он должен критически подходить к первоисточнику, учитывая, что последний является официальным документом, составленным от имени царя, изображающим себя великодушным правителем и защитником народа. На самим деле реформы были вынужденными и половинчатыми. Они лишь частично ограничивали самоуправство знати, чиновников и жрецов. Надо показать на данном примере, что реформы, на которые соглашается господствующий класс, не могут привести к коренному переустройству общества.
Другой темой для внеклассных занятий может послужить «Вторжение киммерийцев и скифов в страны Передней Азии» (по документу № 47). Эта тема дает возможность связать историю стран Древнего Востока с прошлым нашей родины. Можно документально доказать, что уже в VIII—VII вв. до н. э. народы, жившие в причерноморских степях, играли крупную роль в международной политике того времени.
Когда киммерийцы и скифы перешли Кавказский хребет, то они навели страх даже на могущественную Ассирию, цари которой стремились задобрить воинственных кочевников, надвигавшихся с севера, и, по возможности, разъединить различные племена, входившие в их состав.

 

№ 34. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И БОГАТСТВА ДВУРЕЧЬЯ (Геродот, I, 193)

Сведения, сообщаемые Геродотом о природе Двуречья, почти полностью подтверждаются клинописными документами. Забота «хороших правителей» о сохранении и расширении оросительной системы нашла яркое отражение в законах Хаммурапи и письмах этого царя. Оросительная система Двуречья поддерживалась в порядке до XIII в н. э., когда она пришла в упадок в резулыате опустошительного нашествия монголов. Данные о баснословных урожаях и огромных размерах различных культурных растений, конечно, преувеличены. Финики созревали только в южной части страны, где они действительно служили одним из основных продуктов питания. В северном Двуречье их насаждали в качестве декоративных растений. Асфальт часто упоминается в вавилонских и ассирийских документах.

193. Земля же ассирийцев орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помоши орошения из реки, но не так, как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помошью орошения руками или насосами (1). Вся вавилонская земля, так же как и египетская, изрезана каналами; и наибольший из каналов — судоходный, обращенный на юг, тянется от Евфрата к другой реке, к Тигру, у которого был построен город Нин (2). Страна же эта — много лучше всех стран, которые мы видели, в отношении того, как она приносит плод Деметры (3), ибо других деревьев она совсем не производит, ни смоковницы, ни винограда, ни маслины (4). В отношениях же принесения плода Деметры она настолько хороша, что обычно дает сам-двести, когда же бывает наилучший урожай, приносит сам-триста. Листья здесь и пшеницы, и ячменя имеют часто в ширину четыре пальца. А что касается проса и сезама (5), которые вырастают величиной с дерево, я, хотя и хорошо знаю, не сделаю упоминания, прекрасно понимая, что не бывавшим в вавилонской земле и сказанное о плодах покажется полной неправдой. Оливковым же маслом не пользуются совершенно, но делают масло из сезама. Финиковые пальмы растут у них по всей равнине, большинство их плодоносны, из них [местные жители] приготовляют себе и хлеб, и вино, и мед.

Перев. О. В. Кудрявцева.

1. Черпательные машины, приводимые в движение рабочим скотом.
2. Нин — Ниневия, столица Ассирии.
3. Плод Деметры (греческой богини плодородия) — подразумеваются хлебные злаки.
4. В небольшом количестве смоковница и виноград в Двуречье все же произрастали.
5. При раскопках Б. Б. Пиотровского в урартской крепости Тейшебаини на холме Кармир-Блур около Еревана были обнаружены зерна сезама. Отсюда следует, что уже в VIII—VII вв. до н. э. сезам был распространен и за пределами Двуречья.

 

№ 35. РЕФОРМЫ ЦАРЯ УРУКАГИНЫ (ок. 2400 г. до н. э.)

Надпись на двух глиняных конусах, найденных во время раскопок на холме Телло, где были обнаружены развалины древнего Лагаша. В настоящее время оба конуса хранятся в Париже, в Луврском музее. Текст написан на шумерийском языке и сохранился хорошо.
Урукагина, от имени которого составлен данный документ, вступил на лагашский престол насильственным путем, отстранив своего предшественника Лугальанду. Для упрочения своей власти он стремился опереться на рядовых крестьян-общинников, в интересах которых провел ряд реформ, ограничиваюших засилие знати.
Надпись Урукагины дает возможность ясно представить картину социальной борьбы и попытку восстановления общинного землевладения на землю, скот и т. д. Эта попытка окончилась полной неудачей. Из других документов мы узнаем о том, что Урукагина, процарствовав около 6 лет, погиб в борьбе с соседним городом Уммой.
Перевод сделан по изданию: A. Deimel, Orientalia, ч. II, 1920.

Для Нингрису (1), воина Энлиля (2), Урукагина, царь Лагаша, построил дворец тираш (3). Здание антасурра он ему построил. Храм богини Бау (4) он ей построил Пур-саг (буквально: «Главный сосуд»), дом постоянных приношений он ей построил. Ее дом для стрижки овец в Уруазагга (5) он ей построил. Для богини Нины (6) он вырыл канал, текущий в город Нина, любимый ею канал. Его пруд-резервуар он соединил с морем. Стену города Гирсу (7) он ей построил.
С далеких дней и с начала при корабле был поставлен надзиратель корабля. У ослов был приставлен надзиратель за пастухами, у овец был приставлен надзиратель за овчарями. У рыболовных сетей был приставлен надзиратель за рыбаками. Жрецы должны были сдавать налог на поле перед начальником закрома. Пастухи овец, предназначаемых для получения шерсти, должны были при отсутствии шерсти белых овец отдавать надзирателю соответствующее серебро. Получатели налога, начальник заупокойных жрецов, начальник дома трав, начальник пивоварни, начальники воинов должны были вместо ягненка сдавать соответствующее серебро. Быки богов должны были на огороде патеси (8) выполнять работу. На хорошем поле богов, на огороде совершалось все по желанию патеси. Ослы, тягловые быки жрецов использовались патеси. Зерно жрецов получали воины патеси в качестве награды. Одежды, нитки, бронзовые изделия, козью шерсть, птицу должны были сдавать жрецы в виде налога.
Жрец, заведующий складами, мог в саду рядового воина взять и дерево, и плоды.
Если труп погребался в могиле, то плата за похороны для заупокойного жреца была: 7 кружек пива, 420 хлебов, 72 меры зерна, 1 одежда, козленок с прорастающими рогами и одно ложе. Плакальщик требовал 36 мер зерна.
Если мертвый погребался в тростнике бога Энки (9), то заупокойный жрец требовал: 7 кружек пива, 420 хлебов, 72 меры зерна, 1 одежду, 1 ложе, 1 кресло. Плакальщик требовал 36 мер зерна. Ремесленники получали приношение в виде ремесленных орудий. Помощники похоронного жреца получали кружку.
В дворце патеси управлялись поля бога Нингирсу (10), в доме жены патеси управлялись поля храма богини Бау, а в доме детей патеси управлялись поля храма детей бога Нингирсу.
Начиная с северной границы области Нингирсу до моря (11), были поставлены надзиратели в качестве судей.
Если воин на высоком поле вырывал себе колодец, то раб патеси брал из него воду для садов патеси. Если он вырывал себе ров, то раб патеси брал оттуда воду.
Прежде порядок (правителей Лагаша) существовал [тогда], когда Нингирсу, мощный воин Энлиля, передал Урукагине царство в Лагаше и среди 36 000 людей установил его власть, он восстановил древние повеления (Нингирсу) и дал силу слову, которое сказал ему его царь Нингирсу.
От корабля удалил он надзирателя за кораблем. От ослов и от овец он удалил надзирателя за пастухами. От рыболовных сетей он удалил надзирателя за рыбаками. От налогового зерна жреца он удалил начальника закрома. От платежа серебром при отсутствии белой овцы или отсутствии ягненка он удалил надзирателя (12).
От приношений, которые должны были жрецы приносить к дворцу патеси, он удалил надзирателей.
В дворце патеси, на поле патеси он поставил Нингирсу снова как их царя. В доме женского храма, на поле женского храма он снова восстановил богиню Бау как их хозяйку. В доме детей, на поле детей он восстановил сына бога Нингнрсу как их царя. Начиная с северной границы области Нингирсу вплоть до моря не было больше судей-надзирателей.
Если мертвый клался в могилу, то заупокойный жрец получал как свое пиво 3 кружки, как свои хлебы 140 штук. Далее, 1 ложе, 1 козленка, 18 мер зерна получал плакальщик.
Если мертвый хоронился в тростнике бога Энки, то заупокойный жрец получал 4 кружки как свой напиток, 240 (штук) как свои хлебы и 36 мер ячменя.
18 мер была доля плакальщика, 1 особый хлеб, 1 мера мази для богини-госпожи, 420 сухарей как хлеб для хранения, 40 свежеиспеченных хлебов для еды, 10 свежих хлебов как настоянные хлеба, и 5 хлебов для человека, взимающего (поборы). Наконец, два больших сосуда, 1 меньший сосуд для певца города Гирсу, 490 хлебов, 2 больших сосуда, 1 меньший сосуд для певца города Лагаша, 406 хлебов, 1 большой сосуд, 1 меньший сосуд пива для певца, 250 хлебов, 1 большой сосуд пива для помощников заупокойного жреца, 180 хлебов, 1 большой сосуд пива для жреца города Нина. Раб, который клал труп на ложе (?), получал к своей еде, к своему ежедневному вознаграждению 1 хлеб, 5 черных хлебов, 1 белый хлеб к своему месячному вознаграждению и 6 черных хлебов как свое ежегодное вознаграждение. 60 хлебов, 1 большой сосуд пива и 18 мер ячменя получал начальник изготовителей гробов (?). Он отменил получение помощниками заупокойного жреца кружки. Он отменил получение ремесленником платежа за ремесленные орудия (13).
Жрец, заведующий складами, не имел права больше входить, и выходить в сад воина.
Если у воина имелся хороший осел и его начальник ему говорил: «я хочу его у тебя купить», то если он действительно покупает, тот (т. е. воин) должен ему сказать: «уплати мне хорошим серебром». Если же покупка не состоится, то начальник не должен дать ему (т. е. воину) почувствовать свой гнев.
Если дом великого примыкает к дому воина и этот великий ему скажет: «Я хочу его у тебя купить», если дело действительно дойдет до покупки, то воин пусть скажет великому: «уплати мне хорошим серебром». Если же покупка не состоится, то великий не должен дать воину почувствовать свой гнев.
Он издал в городе повеления и освободил граждан Лагаша от опасностей жизни, обмана, кражи зерна и сокровищ, от убийства и взлома. Он установил наказание, чтобы сильный не обижал сироту и вдову.
С богом Нингирсу установил Урукагина этот порядок...
В середине этого года он вырыл заново «Малый канал», который протекает через Гирсу, для Нингирсу. Прежнее имя его он ему снова дал. Канал «бог Нингирсу могучий Ниппура» и, это имя дал ему снова Урукагина.
Канал, который течет в город Нина (15), он очистил. Этот канал священный. Его содержимое чисто. Пусть дает богиня Нина ему текущую воду.

Перев. акад. В. В. Струве

1. Шумерийский бог войны и земледелия, покровитель Лагаша, бывшего главным центром его культа.
2. Шумерийский бог земли. Считался верховным богом всего Шумера, отцом и царем богов. Позднее был отождествлен с семитическим Белом. Главный центр культа — г. Ниппур (см. прим. 14).
3. Архитектурные термины; их значение для нас остается пока неясным.
4. Местная богиня — покровительница Лагаша, дочь бога неба Ану и супруга Нингирсу (см. прим. 1). В религиозных текстах изображается милостивой богиней матерью, дарующей людям долголетие.
5. Поселение близ Лагаша.
6. Богиня рек и источников, дочь бога воды Энки.
7. Главный квартал г. Лагаша.
8. Патеси (по другому чтению энси или ишаку) — первоначально выборный старейшина и верховный жрец, позднее превращающийся в царька, обладающего деспотической властью. Более могущественные цари, подчиняющие себе другие города, принимали титул лугаль (дословно: большой человек).
9. Бог морей, рек и подземных вод, сын бога неба Ану. Семитическое наименование — Эа. Центр культа — г. Эриду на берегу Персидского залива.
10. Общинная земля формально считалась принадлежащей богу или богине. Патеси в качестве верховного жреца Нингирсу фактически распоряжался его землей, а жена патеси — землей богини Бау.
11. До Персидского залива.
12. Жители Лагаша должны были сдавать белых овец в качестве натурального налога, а если у них оказывались исключительно овцы другой масти, то вносили денежный налог.
13. Ремесленник, помощник заупокойного жреца, не должен был взимать каких-то для нас не совсем понятных поборов.
14. Город в северной части Шумера (ныне Нуффер), не имевший большого политического значения, но являвшийся главным религиозным центром и считавшийся столицею верховного бога Энлиля.
15. Один из городов, подвластных Лагашу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал