Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА 3 страница






ЗАЯВЛЕНИЕ РАБЫНИ О ПОХИЩЕНИИ КЛАДИ, КОТОРУЮ ОНА ПЕРЕНОСИЛА.

Зенона приветствует Сфрагис. Уже ранее я подавала тебе просьбу относительно того, что на меня было совершено нападение в то время как я направлялась с шерстью в Софтис в [номе] Мемфиса. У меня отняли следующие вещи: два платья ценою в 12 драхм, шерсть стоимостью в две драхмы и две драхмы денег, что все вместе составляет 16 драхм. Прошу тебя поэтому, если в ты сочтешь это целесообразным, сжалиться надо мною, написав Леонтиску, начальнику полиции, чтобы он позаботился о возвращении украденного. Потому что мне передавали, что [эти вещи] найдены. Будь здоров.
(На обороте): год 30-й, даисия 11 (16), пахоне 1.

Перев. А. Я. Гуревича.

1. Птолемей, сын Птолемея - Птолемей II Филадельф.
2. 259 г. до н. э.
3. Александр Македонский был обожествлен. В Египте был учрежден специальный культ бога Александра.
4. Боги Адельфы - Птолемей II и его супруга Арсиноя. Цари и царицы династии Птолемеев почитались как божественные пары.
5. Канефора Арсинои Филадельфы - жрица, несущая корзину при отправлении культа Арсинои Филадельфы (Любящей брата), умершей царицы - жены и сестры Птолемея II, обожествленной им. Птолемеевские документы датировались не только по годам царствования царя, но и по именам некоторых жрецов и жриц царского культа.
6. Ксандик - македонский месяц - январь - февраль.
7. Бирта Аммонитида - населенный пункт в земле аммонитян; восточнее Палестины.
8. Товий - вождь одного из племен аммонитян, служивший военачальником у Птолемея II. Конный отряд Товия, охранявший границу, состоял из воинов-клерухов, т. е. воинов, имевших в этой местности земельные наделы.
9. Кавн - город на Карийском побережье (юго-запад Малой Азии).
10. Колофон - город в Малой Азии, к северу от Эфеса.
11. Аспенд - город в Памфилии (на юге Малой Азии).
12. Милетская шерсть - милетская порода овец, дававшая высокосортную шерсть, специально культивировалась в Египте греками.
13. Мемфис - крупный египетский город южнее Дельты, в прошлом египетская столица.
14. 256 г. до н. э.
15. Артемисий - македонский месяц - февраль - март.
16. Даисий - македонский месяц - март - апрель.

№ 142. БОГАТСТВА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ЦАРЕЙ В КОНЦЕ III в. до н. э.
(Полибий, V, 88, 89)

После постигшего Родос (1) в 227 г. до н. э. землетрясения, при котором погибла, между прочим, большая часть верфей (греческие города), а в особенности цари принесли родосцам совершенно исключительные дары... Гиерон (2) и Гелон (3) (сиракузские) не только дали им 75 талантов серебра... причем часть этих денег тотчас же, другую часть в течение короткого времени, но также серебряные котлы и подставки к ним и несколько серебряных гидрий, сверх того десять талантов на жертвоприношения и другие десять на поддержку граждан, так что весь дар состоял в общей сложности из ста талантов. Гиерон и Гелон освободили также от пошлин направляющиеся к ним (родосские) суда и 50 трехлоктевых катапульт (4). (Египетский) царь Птолемей III Евергет (5) обещал родосцам триста талантов серебра, миллион артаб хлеба, строительных материалов на десять трехпалубных и десять пятипалубных кораблей, именно 40 000 четырехгранных сосновых брусьев в локоть длиною, тысячу талантов медной монеты, 3000 талантов пакли, 3000 парусов, 3000 талантов меди на восстановление колосса, сто мастеров, 350 рабочих и на содержание их ежегодно по 14000 талантов, сверх того на состязания и жертвоприношения 12 000 артаб хлеба и на продовольствие (экипажа) десяти триер. Большую часть этих даров Птолемей выдал немедленно, а из денег - третью часть всей суммы. (Македонский) царь Антигон (6) (Досон) дал родосцам 10 000 бревен размером от 8 до 16 локтей, на сваи 5 000 семилоктевых перекладин, 3 000 талантов железа, 1 000 талантов смолы, 1 000 метретов смолы в сыром виде и обещал дать сверх того сто талантов серебра. Супруга Антигона Хрисеида дала 100 000 артаб хлеба, 3 000 талантов свинца.
(Сирийский) царь Селевк (Каллиник)... освободил родосцев от пошлин с судов, прибывающих в его царство, дал 10 оснащенных пятипалубных кораблей, 200 000 артаб хлеба, 10 000 локтей и по тысяче талантов смолы и волоса.



(«Античный способ производства в источниках», № 482).

1. Родос - остров у юго-западного побережья Малой Азии.
2. Гиерон II (269-214 гг. до н. э.) - тиран сиракузский.
3. Гелон - сын и соправитель Гиерона II.
4. Катапульта - тяжелое орудие для метания стрел, камней и т. д.
5. Птолемей III Евергет I (246-221 гг. до н. э.).
6. Антигон III Досон (229-221 гг. до н. э.).
7. Селевк II Каллиник (247-226 гг. до н. э.).



 

№ 143. ТОРГОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ
(Полибий, IV, 38, 1—10)

Отрывок указывает на большое экономическое значение Причерноморья в эпоху эллинизма.

На всей обитаемой в наше время земле византийцы занимают место, во всех отношениях со стороны моря самое удобное в смысле безопасности и благссостояния, но со стороны суши и в том и в другом отношении самое непригодное. С моря Византий (1) лежит у устья Понта (2) и господствует над ним, так что ни одно из купеческих судов без разрешения византийцев не может ни войти в Понт, ни выйти из него. Понт располагал многими из предметов, весьма нужных для существования всех прочих людей, и все эти предметы в руках византийцев. В числе предметов, необходимых для нашего существования, припонтийские страны доставляют нам в большом изобилии, по общему признанию, превосходного качества скот и огромное количество рабов, а из предметов, служащих дополнением к предметам (первой необходимости), византийцы доставляют нам мед, воск, соленую рыбу в изобилии. Из предметов, водящихся в избытке в наших местах, византийцы получают масло и всякого сорта вино. Что касается хлеба, то они состоят с нами в обмене, или во-время доставляя его нам, или получая его от нас. Эллинам пришлось бы или испытывать (в своих сношениях с Византием) большие затруднения, или товарообмен должен был бы оказаться совершенно бесполезным, если бы византийцы, желая повредить эллинам, соединились либо с галатами (3), либо (еще скорее) с фракийцами (4), или вообще если бы они не жили в тех местах, где живут теперь: в таком случае, вследствие узости пролива (Боспора)(5) и массы обитающих по берегам его варваров, Понт оказался бы, по общему признанию, недоступен для плавания наших судов. Конечно, византийцы извлекают очень большую пользу для себя благодаря свойствам местоположения их города: все, что у них имеется в излишке, они вывозят, все, чего им нехватает, они легко ввозят, с пользою для себя, без всякого затруднения и риска. Но, как мы сказали, и все эллины пользуются, благодаря византийцам, большими преимуществами.

(«Античный способ производства в источниках», № 371).

1. Византий — Константинополь (теперь Стамбул).
2. Понт — Черное море.
3. Галаты, или галлы,— многочисленные племена кельтов, проживавших в северных частях Балканского полуострова. В 278 г. до н. э. они вторглись в Грецию, а затем переправились в Малую Азию.
4. Фракийцы — жители северного побережья Эгейского моря.
5. Боспор Фракийский — пролив, соединяющий Мраморное и Черное моря.

№ 144. ИНСТРУКЦИЯ ЭКОНОМУ
(Р. Теbt., 703)

Греческие папирусы из деревни Тебтюнис в Фаюмском оазисе являются важным собранием официальных документов, преимущественно конца III, конца II и начала I в. до н. э. Это остатки архива местной правительственной канцелярии за период примерно в 150 лет. Открыты они были в конце XIX в. во время раскопок главным образом на кладбище священных крокодилов. Картонные ящики, в которых покоились мумии крокодилов, оказались склеенными из этих ценных документов. Тебтюнисский папирус № 703 является важнейшим документом позднего III в. до н. э. Он показывает экономическое состояние страны, переживающей серьезные затруднения. В документе есть прямые указания на недовольство широких слоев населения тяжкой эксплоатацией, на злоупотребления чиновников и тщетные попытки правительства поправить положение страны рядом административных мероприятий. Этот документ представляет собой правительственную инструкцию, которая была, вероятно, составлена от имени главы финансовой администрации в Египте — диойкета — и адресована начальнику финансовой администрации в номе — эконому. Она характеризует функции финансовой администрации.

Ниже следует копия инструкции.
Тебе надлежит проследить ...... и водопроводы, проведенные через поля, из которых крестьяне обычно берут воду, каждый на обрабатываемую им землю, и удостовериться, обладают ли водяные протоки в них предписанной глубиной и достаточно ли в них емкости; равным образом и вышеуказанные каналы, из которых поступают водяные протоки в названные водопроводы: укреплены ли они, вычищены ли наилучшим образом проходы из большого канала — реки и находятся ли они и в других отношениях в надежном состоянии.
Во время обследовательского объезда стремись обходить всех по отдельности, подбадривать их и подымать их настроение. А это делай не только словами, но также, если кто-нибудь из них жалуется на писца или начальника деревни относительно вопросов, связанных с земледелием, разбирай это и по мере возможности приостанови. Когда сев закончен, неплохо было бы, если бы ты внимательно его обследовал: таким образом ты ясно удостоверишься в том, что выросло, узнаешь точно, что плохо посеяно и что вовсе не засеяно. Отсюда ты узнаешь, кто небрежно относился к делу, и тебе будет известно, не употребил ли кто-нибудь семена для других целей, не по назначению.
Особенное внимание обрати на то, чтобы ном засевался согласно посевному расписанию. Не оставь без внимания, если кто слишком обременен арендной платой или полностью разорен.
Составь список применяемого на земледельческой работе скота как царского, так и частного. И особенно заботься о том, чтобы приплод царского скота, когда он уже переходит на травяной корм, был переведен в телятники.
Заботься, чтобы имеющееся в номах зерно, за исключением того, что расходуется на семена, итого, что не может быть перевезено водным путем, было спущено вниз [в Александрию или к Нилу]. Тогда будет легко погрузить зерно на первые предоставляемые корабли...
(Дальше несколько плохо сохранившихся строк.)
... Заботься равным образом, чтобы предписанное [царем] снабжение, список которого я тебе пересылаю, доставлялось в Александрию, не только правильно по количеству, но и качественно проверенное и годное для употребления.
Посещай и ткацкие мастерские, в которых ткут полотно, и приложи все старания, чтобы по возможности большее количество станков работало и чтобы ткачи изготовляли падающий по расписанию на ном ассортимент полностью. Если кто не выполнит предписанное количество штук, пусть с него будет взыскана цена, определенная для каждого сорта [царским] постановлением. Особенное внимание обрати на то, чтобы полотно было хорошего качества и предписанной плотности... Посети те же места, где варится лен-сырец, и составь список, и ставь нас в известность, чтобы хватало потребных для варки льна касторового масла и натра...
(Несколько испорченных строк, касающихся учета продукции.)
... Если окажется перевыполнение за первый месяц, то пусть излишек будет записан в счет нормы следующего месяца. Все бездействующие станки должны быть перевезены в метрополь (1) нома, сложены в кладовые и опечатаны.
Проверяй доходные ведомости по деревням, если это возможно, и я полагаю, что это вполне возможно, если вы энергично отдадитесь этому делу. В противном случае проверяйте по топархиям (2)...
При ревизии признавайте только такие поступления денежных налогов, которые внесены в «банк»-трапезу, а из зерновых обложений и взносов маслоносной продукции — только внесенное ситологам (3). Если обнаружится недостача, заставляй топархов и откупщиков налогов внести в «банк»-трапезу в счет зерновых недоимок их стоимость согласно расценке [царского] постановления, при масляничной продукции — согласно количеству жидкости, получаемой из каждого сорта.
Необходимо, чтобы ты посвятил свое внимание всем перечисленным в этой инструкции пунктам, в особенности же тем, которые относятся к маслодельным мастерским. Ибо если вести наблюдение, ты немало увеличишь продажу в номе и приостановишь хищение. Это легко достигнуть, если ты в нужные сроки будешь проверять имеющиеся на месте мастерские и склады как сухого, так и жидкого материала, и если ты их будешь держать под печатью.
Проследи, чтобы отпускаемое маслоделам сырье не превышало того, что они в состоянии обработать при помощи имеющихся в мастерских прессов.
Заботься о том, чтобы по возможности все прессы работали, по крайней мере большинство из них. За остальными установи тщательнейшее наблюдение.
(Несколько плохо сохранившихся строк.)
Лишнее оборудование не работающих прессов необходимо собрать в склады и держать под печатью. Если ты здесь допустишь оплошность, будь уверен, что, помимо платежей, ты навлечешь на себя чрезвычайное презрение, от которого тебе избавиться будет нелегко.
(Несколько плохо сохранившихся строк.)
Доход от пастбищ занимает одно из первых мест, и его легко увеличить, если вы наилучшим образом поставите регистрацию скота. Лучший период для этого падает на время около месяца месоре (4), в этот месяц вся страна покрыта водой, и поэтому скотоводы посылают стада на высоколежащие места и не имеют возможности рассеивать их по другим местам.
Следи за тем, чтобы товары продавались не дороже предписанной цены. Обследуй специально и те товары, на которые нет твердых цен и на которые предоставлено право продавцам назначать цены по своему усмотрению, и назначь соразмерную прибыль и заставь продавать...
Тщательно следи за телятниками и особенно усердно принимай меры, чтобы в них было в достаточном количестве зерно до наступления времени травяных кормов и чтобы на телят ежедневно расходовалось предписанное количество зерна... и чтобы выдавалось (зерно) со строгим учетом и то, которое получается на месте, и то, которое, в случае надобности, привозится из других поселков.
Заботься и о том, чтобы посадка местных деревьев производилась в надлежащий срок и чтобы эти деревья (при посадке) были достаточно созревшими, а именно: ивы и тутовые деревья, а около месяца хойах (5) — акации и тамариски. Из этих деревьев остальные следует посадить на царские насыпи, а саженцы на гряды, чтобы им был обеспечен необходимый уход во время поливки. Когда же будет необходимо и когда настанет время посадки... их следует поместить на царских насыпях. Наблюдения за ними пусть учинят откупщики, чтобы насаждения не пострадали от овец или по другим причинам. Во время дальнейших объездов обрати внимание, не находятся ли на насыпях и на полях срубленные деревья, и составляй список таковых.
Составь список царских домов и парков с указанием, в каком они нуждаются уходе, и доведи об этом до нашего сведения. Следи за тем, чтобы все вопросы, касающиеся туземных воинов, были устроены согласно составленной нами инструкции о людях, покинувших работу, и... моряках ... Все эти люди, попадающие в твои руки, должны содержаться вместе для доставки их в Александрию.
Особое внимание обрати на то, чтобы никаких не было других злоупотреблений. Каждый, проживающий в стране, должен знать и быть убежденным, что всяким подобным явлениям положен предел и что население избавилось от прошлых бедствий. Никому не разрешается делать, что ему вздумается, и над всем поставлено наилучшее управление. Таким образом вы дадите стране спокойствие и немало увеличите доходы. Объять все необходимое и передать вам в этой инструкции нелегко в связи со сложностью обстоятельств в настоящее время. Постарайтесь, чтобы ничто из того, что мною изложено в инструкциях, не ускользнуло от вашего внимания, поскольку это возможно, а равным образом извещайте меня о всяких случайностях.
(Несколько испорченных строк.)
Если вы будете так действовать, то, с одной стороны, вы выполните служебный долг, а с другой — обеспечите себе безопасность.
Но довольно теперь об этих вопросах. Я счел нужным записать в этой инструкции все то, о чем я с тобой говорил, когда отправил тебя в ном. Я полагаю, что самое главное, чтобы ты поступал заботливо, честно и наилучшим образом... Вторым требованием считаю держать себя хорошей прямодушновсвоей области, держаться в стороне от дурного общества, избегать всякого объединения на основании дурных дел и быть уверенным, что, если во всех этих вопросах вы будете безупречны, вам доверят большие задачи.
Имейте инструкции при себе и сообщайте обо всем, как приказано.

(В. В. Струве, Хрестоматия, т. 2, № 126).

1. Метрополь — центральное поселение, административный центр нома.
2. Топархия — округ, административное подразделение нома.
3. Ситолог — должностное лицо, принимающее платежи зерном.
4. Месоре — см. № 139, прим. 7.
5. Хойах — египетский месяц ноябрь — декабрь.

№ 145. РОЗЕТТСКИЙ ДЕКРЕТ
(Ditt., Or. Gr. 90)

Знаменитая трехъязычная Розеттская надпись была найдена в 1799 г. во время похода Наполеона Бонапарта в Египет. На основании ее изучения Франсуа Шамполлион начал дешифровку египетских иероглифов. Надпись относится к 196 г. до н. э. и посвящена царю Птолемею V Эпифану (1). Она является торжественным декретом собрания египетских жрецов по случаю победы царя над восставшими египтянами. Надпись содержит важные данные по экономическому и политическому положению в Египте в начале II в. дон. э., отражает начавшийся экономический упадок страны, сообщает об ожесточенной борьбе угнетенного населения против Птолемеев и о солидарности с последними египетских жрецов.
Основной текст надписи был сделан по-египетски (греческий текст является копией).

В царствование молодого (царя) и наследника отца на царстве, преславного владетеля корон; утвердившего порядок в Египте; благочестивого в отношении богов; победителя над врагами; улучшившего жизнь людей, верховные жрецы, предсказатели, священники, которые собрались из храмов страны в Мемфис перед царем на торжество принятия короны вечноживого Птолемея, возлюбленного Пта (2), бога Эпифана Евхариста (3), которую он получил от своего отца, [все эти жрецы], собравшись в Мемфисском храме в этот самый день, постановили:
Так как вечноживой царь Птолемей, возлюбленный Пта, бог Эпифан Евхарист, рожденный царем Птолемеем и царицей Арсиноей, богами Филопаторами (4), оказал многие благодеяния храмам и тем, кто в них находится, и всем, пребывающим под его царской властью; и так как он является богом, происходя от бога и богини (подобно Гору, сыну Исиды и Осириса, отомстившему за своего отца Осириса (5)), и будучи щедрым по отношению к богам, он пожертвовал в храмы доходы в виде денег и продовольствия и понес большие издержки с тем, чтобы привести Египет в спокойное состояние и воздвигнуть храмы;
и он в меру своих сил проявил человеколюбивые устремления и из получаемых в Египте доходов и налогов он некоторые совершенно отменил, а другие облегчил, чтобы народ и все другие при его царствовании пребывали в благоденствии;
а долги перед царской казной, которые лежали на египтянах и на населении других частей его царства и которые были очень велики, он простил;
что же касается заключенных в тюрьмах и тех людей, против которых уже давно были начаты судебные процессы, то он освободил их от всех обвинений;
и так как он приказал, кроме того, чтобы доходы храмов и пожертвования, которые каждый год приносятся им в виде продовольствия и денег, а равным образом и дары, полагающиеся богам с виноградников, садов и других земель, которые принадлежали богам в царствование его отца, оставались на прежней основе;
и так как он приказал также относительно жрецов, чтобы они не платили при своем посвящении больше, чем столько, сколько нужно было платить до первого года царствования его отца; и он освободил людей из священных коллегий от ежегодного плавания в Александрию; затем он приказал не производить более сбора на флот, а количество льняных тканей, сдававшихся храмами в царскую казну, он сократил на две трети;
и так как все, остававшееся прежде в небрежении, он привел в надлежащий порядок, желая, чтобы то, что обычно совершается для богов, было правильно устроено;
вместе с тем, он всем воздавал по справедливости, как дважды великий Гермес (6): он приказал, чтобы туземные воины и другие лица, возвращающиеся на родину, которые были враждебно настроены (по отношению к властям) в период смуты, по возвращении оставались во владении своей собственностью;
и так как он позаботился и о том, чтобы были посланы кавалерийские и пешие силы и корабли против врагов, шедших походом на Египет по морю и по суше, и понес при этом большие издержки деньгами и продовольствием, чтобы храмы и все население страны пребывали в безопасности;
а явившись в Ликополис (7), расположенный в номе Бусириса, который был захвачен и укреплен с целью выдержать осаду, причем туда было доставлено большое количество оружия и другого снаряжения, так как в этом городе собрались исполненные мятежным духом нечестивцы, которые причинили много зла храмам и населению Египта, царь окружил этот город, возведя вокруг него вызывающие удивление насыпи и стены и вырыв рвы; а ввиду того, что подъем Нила в восьмом году был очень высоким, и, как обычно, река грозила затопить долину, царь сдержал воды, закрыв во многих местах устья каналов, истратив на это немалое количество денег; выставив всадников и пеших для их (неясно: новых плотин или повстанцев) охраны, он в короткое время силой взял город и разгромил всех находившихся в нем нечестивцев [поднявшихся против бога-царя], подобно тому как прежде Гермес и Гор, сыновья Исиды и Осириса, подчинили восставших против них в этой же местности; что касается предводителей восставших при его отце, разоривших страну и творивших несправедливости по отношению к храмам, то он, явившись в Мемфис и мстя за отца и за свою корону, наказал их, как они того заслуживали, когда настало время для совершения церемоний, сопровождающих принятие короны;
и так как, далее, он отменил накопившиеся до восьмого года долги храмов перед царской казной в виде весьма значительного количества продовольствия и денег; таким же точно образом он поступил и в отношении платы за не представленные в царскую казну льняные ткани и в отношении проверки тех тканей, которые были сданы до того же срока; он освободил также храмы от обязанности давать артабу (8) [зерна] с аруры (9)священной земли, и, равным образом, горшок [вина] с аруры виноградника;
и так как он сделал множество подарков Апису (10) и Мневису (11) и другим священным животным Египта, гораздо более, чем прежние цари, заботясь обо всем, что касается этих животных; он давал щедро и достойным образом необходимое для их погребения, а также и средства в специально им посвященные храмы, вместе с совершениями жертвоприношений, отправлением празднеств и всего другого, что полагается в таких случаях;
и так как привилегии храмов и Египта он сохранил без изменений и в целости в соответствии с законами и украсил Апиейон (12) великолепными сооружениями, доставив в него большое количество золота, серебра и драгоценных камней, и воздвиг храмы, святилища и алтари; нуждающиеся же в восстановлении [храмы] он поправил, имея ко всему, что касается божества, усердие благодетельствующего бога; разузнав о наиболее уважаемых храмах, он восстанавливал их, как приличествует его царствованию;
за это даровали ему боги здравие, победу, силу и все другие блага, а также прочное обладание короной им и его потомками на веки-вечные — в добрый час!
[Вследствие всего этого] жрецы всех храмов страны постановили:
Как можно более умножить почести, оказываемые в настоящее время вечноживому царю Птолемею, возлюбленному Пта, богу Эпифану Евхаристу, а равным образом и почести, воздававшиеся родителям его богам Филопаторам и предкам богам Евергетам и богам Адельфам и богам Сотерам.
Поместить на самом видном месте в каждом храме изображение в честь вечноживого царя Птолемея, бога Эпифана Евхариста, которое будет носить имя Птолемея, заступника Египта, и которое должно занимать место самого главного бога в храме, держа в руках оружие победы, согласно принятым в Египте обычаям.
Жрецам надлежит три раза в день отправлять религиозную службу перед этими изображениями и одевать их в священные одежды и совершать все другие церемонии, которые полагаются в этой стране при торжественном чествовании всех других богов...
(Далее перечисляются другие почести, которые коллегия жрецов постановила воздать царю.)
Данный декрет записать на стеле из твердого камня священными письменами на туземном и на эллинском языках и выставить в каждом храме первого, второго и третьего разряда перед изображением вечноживого царя.

Перев. А. Я. Гуревича.

1. Птолемей V Эпифан (203—181 гг. до н. э.).
2. Пта, или Птах,— бог Мемфисского нома, бог-творец, создатель мира.
3. Эпифан Евхарист — прозвище: явленный, приятный.
4. Птолемей IV Филопатор (любящий отца) (221—203 гг. до н. э.).
5. Подразумевается известный египетский миф о смерти и воскресении Осириса.
6. Гермес — бог, дающий успех, посланник Зевса и его сын.
7. Ликополис в Бусиритском номе — город в дельте Нила.
8. Артаба — мера емкости, от 24 до 40литров.
9. Арура — мера поверхности, 0,2756 га.
10. Апис — божественный бык черного цвета, с белым пятном особой формы на лбу и некоторыми другими признаками.
11. Мневис — священный бык в храме в г. Гелиополе.
12. Апиейон — местопребывание Аписа.

№ 146. ДЕКРЕТЫ „ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ" ЦАРЯ ПТОЛЕМЕЯ VII И ДВУХ ЦАРИЦ КЛЕОПАТР
(P. Tebt, 5)

Декреты «человеколюбия» были изданы в 118 г. до н. э. Птолемеем VII Евергетом II (1) и его двумя соправительницами. Эти декреты являются важнейшими документами, рисующими разруху, тяжелый экономический и политический упадок, в котором находился Египет в конце II в. до н. э., вследствие беспощадной эксплоатации Птолемеями. Потерпев неудачу при подавлении восстаний силой, прошением недоимок, амнистией повстанцам, борьбой с злоупотреблениями чиновников и т. п. царь и царицы тщетно пытаются умиротворить страну и восстановить нормальную экономическую жизнь. Папирус сообщает самые разнообразные сведения по экономике и структуре управления в эллинистическом Египте. В нем отражена и классовая борьба того времени. Данные папируса полезно сравнить с данными инструкции эконому и Розеттского декрета (см. № 144 и 145).

(Столбец 1). [Царь] Птолемей и царица Клеопатра, сестра, [и царица] Клеопатра, жена, провозглашают амнистию всем их [подданным] за заблуждения, преступления, [а также по] обвинениям, приговорам и искам всех видов вплоть до девятого числа фармути (2) пятьдесят второго года, исключая лиц, виновных в предумышленном убийстве или святотатстве.
И они постановили, чтобы люди, которые ушли в анахоресис (3) ввиду того, что они повинны в воровстве или совершили другие преступления, вернулись к себе домой и возобновили свои прежние занятия, а... оставшееся их имущество не должно быть продано.
И [они освобождают] всех [подданных] от [уплаты] недоимок... до того же самого времени в отношении как арендной платы зерном, так и [денежных] платежей, исключая платежи наследственных арендаторов, которые дали поручительство. Равным образом, [они освобождают] должников от уплаты недоимок в отношении... и налога двух артаб, и налога, для содержания полиции, и налога, заменяющего личное участие в строительных работах, и... вплоть до пятьдесят второго [года] ... того самого времени.
[Точно так же], [они освобождают] от наказания лиц, давших неправильные сведения относительно апомойры (4) виноградников [и садов] и от других...
Они освобождают также стратегов (5) от долгов ... за переданную им должность... и все остальное, связанное с должностью... до того же самого времени.
И [они постановили], что [чиновники на таможне] не должны ни ... (столбец 2), ни захватывать [товары], если только они не найдут на пристани в Александрии какие-либо товары, за которые не были уплачены пошлины или ввоз которых запрещен; эти товары они обязаны доставить диойкету.
Равным образом, с лиц, которые путешествуют пешком по стране из города [Александрии] по дороге, которая ведет в ..., и с лиц, пересекающих [залив] на пароме от одной косы до другой, не следует ни требовать, ни взыскивать платежей какого-либо рода, за исключением законных сборов...
Также у лиц, ввозящих [товары] через иностранный порт, ... конфискация должна осуществляться только на таможне.
И они постановили, далее, что все держатели земельных участков — клерухи и все держатели храмовой или другой уступленной (6) земли, как те, которые захватили участки на царской земле (7), так и все другие, которые имеют больше земли, чем им полагается по праву, должны, отказавшись от излишка, и заявив о самих себе, и уплатив годовую арендную плату, быть освобождены от платежей, которые они должны вносить, до пятьдесят первого года, и законное владение их землями должно быть им гарантировано.
[Затем постановили], чтобы туземные воины, которые владеют десятью или семью арурами земли, и их командиры, и все другие, входящие в этот разряд, и туземные моряки, и те которые..., [чтобы все они] владели своими клерами вплоть до [пятьдесят второго] года и чтобы им не могло быть предъявлено обвинение или учинено какое-либо вмешательство.
И они освобождаются от всех недоимок по литургиям (8).
(Столбец 3). Далее, они постановили, что храмовая земля и другие священные [доходы], которые принадлежат храмам, должны оставаться у них и что храмы должны получать апомойру, которую они обычно получали с частновладельческих участков, садов и других земель. И подобным образом назначенные суммы или те деньги, которые они получали от казны для содержания храмов, и другие суммы, пожалованные им до пятьдесят первого года, должны регулярно им уплачиваться, подобно другим их поступлениям, и никому не будет дозволено получить что-либо из этих источников дохода.
[Никто] не смеет отнять силой что-либо из того, что было посвящено богам, ни оказывать насильственное давление на тех, кто стоит во главе управления священными доходами, все равно, поступили ли они из деревень, или с земли, или из других священных доходов; и налог на деловые сообщества, или царский налог на венец, или поземельный налог — артабиейя — с зерновых не должен взиматься с того, что посвящено богам; и в [управление] храмовых земель ни под каким предлогом не должно вмешиваться, но их следует оставить... под управлением жрецов.
И они освободили настоятелей храмов, и главных жрецов, и жрецов от недоимок по уплате за должность и по уплате дополнительной цены за ткани вплоть до пятидесятого года.
(Далее речь идет об освобождении от недоимок лиц, занимающих различные должности в храмах.)
(Столбец 4). Устанавливаются новые привилегии храмам.
Затем они постановили, что никого ни под каким предлогом нельзя [вытащить] или силой изъять из мест, служащих убежищем...
... И они постановили, что лица, которые обрабатывают виноградники или сады по всей стране, на землях, подвергшихся затоплениям или сухих, если они обрабатывали их между пятьдесят третьим и пятьдесят седьмым годами, [пусть эти земледельцы] не будут облагаться налогами в течение пяти лет, начиная со времени, с которого они обрабатывают их, а, кроме того, с шестого года еще в течение трех лет с них будут требовать платежи ниже установленного размера, причем уплата будет происходить на четвертый год, а начиная с девятого года, они обязаны платить все, подобно тому, как платят другие владельцы земель, земледельцам же, живущим в области, прилегающей к Александрии, дать дополнительно отсрочку еще на три года.
И они постановили, чтобы те лица, которые купили у казны дома, или виноградники, или сады, или другую недвижимость, или корабли, или что угодно иное, [чтобы эти лица] оставались в бесспорном владении своим имуществом, и чтобы [их] жилища не занимались под постой. Равным образом, и арендная плата зерном с земледельцев пусть останется та же...
(Столбец 6). И они постановили, чтобы владельцам домов, которые были снесены или сгорели, было разрешено восстановить их согласно с установленными размерами. Лицам, имеющим собственные [дома] ... в деревнях также разрешается отстроить свои дома до высоты...и вновь выстроить храмы до высоты в десять локтей, за исключением жителей Панополиса (9).
Никто никоим образом не должен собирать что-либо с земледельцев, и с царских ремесленников, и с лиц, содействующих доходам царя (10), и с пчеловодов, и с других в пользу стратегов или начальников филакитов, или архифилакитов (11), или экономов (12), или их подчиненных, или других чиновников. Ни стратеги, ни лица, занимающие официальные должности, ни их подчиненные, и никакое другое лицо не должно отнимать обманным образом царскую землю у земледельцев, ни обрабатывать ее по своему произволу (столбец 7). Воины эллинского происхождения, жрецы, земледельцы, обрабатывающие царскую землю, и ... шерстоделы и ткачи, свинопасы, надсмотрщики за гусями, и ... изготовители оливкового масла, изготовители касторового масла, [изготовители меда], пивовары, (столбец 8), которые платят причитающееся с них в казну,— пусть [все эти лица] будут свободны от постоя, если имеют один дом, в котором сами живут, а если они имеют другие помещения, пригодные для жилья, то не более половины их могут быть заняты под постой. И они постановили, чтобы стратеги и другие чиновники не имели права привлекать кого-либо из жителей страны к работам на их собственные нужды, либо использовать скот этих жителей в своих частных интересах, либо вынуждать их ходить за телятами, или выращивать жертвенных животных, либо ухаживать за гусями, птицами, изготовлять вино и производить хлеб по расценке и не вносили бы всего этого в казну при возобновлении своей должности и ни в коем случае не имели бы права принуждать их работать даром.
И они освободили филакитов по всей стране от наказаний за неправильные отчеты о правительственных ревизиях и за доходы, которые они утратили; и они простили им деньги, которые те должны были платить по недоимкам или по другим причинам и которые уже израсходованы, вплоть до пятидесятого года. [Далее, они постановили] освободить от полагающихся наказаний тех лиц, которые не передали в казну по расценке продукты, из которых добывается масло, с земель клерухов, храмов или других земель до того же срока, а также тех лиц, которые не предоставили повозок для сбора(?).
Точно так же [освобождаются от наказания] лица, не сдавшие тростник и легкий материал для сооружения плотин. Далее, [они постановили освободить] от полагающихся наказаний царских земледельцев, жрецов и других лиц, владеющих уступленной землей и не засадивших (столбец 9) до пятьдесят первого года положенного [числа арур ранее не обрабатывавшейся земли], но [обязали их] произвести это засаждение, начиная с пятьдесят второго года.
[И они освободили от наказаний] лиц, которые рубили лес в свою пользу в нарушение законоположения.
И они постановили, что в тех случаях, когда египтяне возбуждают иск против эллинов, и в случаях, когда эллины возбуждают дело против египтян, или когда египтяне выступают против египтян всех разрядов, кроме людей, обрабатывающих царскую землю,, и царских ремесленников и всех других людей, содействующих доходам царя, если египтяне заключат соглашение с эллинами посредством подписания контракта, написанного на эллинском языке, они должны давать и получать удовлетворение перед хрематистом (13). Но если эллины заключат соглашение посредством подписания контракта, написанного по-египетски, они должны давать удовлетворение перед [туземными] судьями согласно с законами страны. Тяжбы египтян против египтян хрематисты не должны брать для разбирательства [в их собственные суды], но их следует разрешать перед [туземными] судьями согласно с законами страны.
И они постановили, далее, чтобы сборщики недоимок с лиц, не входящих в царское хозяйство, ни под каким видом не овладевали личностью царских земледельцев, или царских ремесленников, или других людей, относительно которых ранее были изданы постановления, запрещающие выдвижения против них подобных обвинений; однако, исполнением приговоров в случаях, на которые распространяется юрисдикция сборщиков, может быть затронут остаток имущества должника, который не изъят в силу следующего постановления:
[Именно], они постановили, что в тех случаях, когда дело касается царских земледельцев, сборщики не имеют права продавать все до последнего дома, в котором находится их рабочий инструмент, или их скот, или что-либо другое (столбец 10), необходимое для обработки земли, ни использовать этот инструмент под любым предлогом для обработки храмовых или каких-либо других земель. Таким же точно образом, ни в коем случае [они не должны продавать] инструмент, необходимый для изготовления тканей, принадлежащий ткачам, изготовителям виссона (14), шерстоделам и всем людям, занятым подобной работой. Также никакие другие лица не имеют права владеть или пользоваться инструментом для изготовления тканей или для производства виссона, кроме самих царских ремесленников, мастеров по выделке виссона, которые одни только должны пользоваться этим инструментом в храмах для обслуживания царей и изготовления одеяний для богов.
Никакой чиновник и никто другой не имеет права принудить ткачей и мастеров по производству виссона и ремесленников, изготовляющих платья, работать даром или за пониженную плату.
И они постановили, что никто не может под каким-либо видом приобрести для собственного пользования корабль.
[Они постановили затем], что ни стратеги, никто другой, занимающий пост в казначействе, или в государственном аппарате, или в управлении храмами, ни под каким видом не может арестовать кого-либо за частный долг или за проступок или вследствие личной вражды и держать его в заключении в своем доме или где-нибудь в другом месте; но если они кого-либо обвиняют, то им следует представить его властям, назначенным в каждом номе, и получить или дать удовлетворение в соответствии с законами и постановлениями.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал