![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Называются земля, вода, огонь, воздух и эфир. Они созданы, чтобы
Служить объектами для самьямы. Но самьяма должна выполняться не только на грубой форме [элементов], но также на их тонкой [форме], основополагающей [природе] и универсальной форме. Основополагающей природой земли является твердость*, воды — текучесть, огня — жар [или светимость], воздуха — подвижность и акаши (эфира) — протяженность**. Самьяма практикуется на этих Основополагающих качествах. Под их тонкими состояниями име- ются в виду их танматры, которые называются запах, вкус***, фор- В оригинале допущена некоторая путаница между основополагающей приро- дой элементов и их тонкими состояниями — танматрами. Так в тексте приведены: *— запах вместо твердости, **— звук вместо протяженности, ***— вкус вместо текучести. (Прим. пер.) ма [или цвет], касание [или тактильное ощущение] и звук. Самья- Ма практикуется также на них. Подобным образом выполняется Самьяма на их универсальной форме, которая общая для всех. Цель или функция бхут состоит в том, чтобы затем [в процессе инволю- ции] медитировать на них. Под функциями бхут имеются в виду двадцать пять таттв санкхьи, а именно: пуруша, пракрити, три вну- Тренних органа, пять органов познания, пять двигательных орга- нов, пять танматр и пять [грубых] элементов. Эти двадцать пять Таттв и являются функциями бхут. Сутра 46: Достижение анимы и т.д. Tatoan̤ ima̱ dipra̱ durbha̱ vah ka̱ yasampattaddharma̱ nabhigha̱ tashcha Tatah — после чего; an̤ ima̱ di — анима и т. д.; pra̱ durbha̱ vah — появление; ka̱ yasampat — телесно хорошо; Tat — тот; Dharma — функция; anabhigha̱ tah — отсутствие препятствий; Cha — и. От этого (следует) появление анимы (и др. сил), совершенство тела И отсутствие препятствий со стороны функций тела. Обладая господством над пятью элементами, как заявлено в пре- Дыдущей сутре, йог развивает психические силы, такие, как анима, Лагхима и т.д. Его тело становится совершенным, и он преодолева- Ет все препятствия из-за ограниченности тела и бхут. Таким обра- зом, имеют место три фактора: появление анимы и др. сил, совер- Шенство тела и преодоление всех препятствий. Существует восемь видов психических сил, которые следуют вместе и называются ашта сиддхами: Анима —йог может делать свое тело маленьким, как атом. Лагхима — тело может быть сделано легким. Махима — тело может быть сделано большим. Гарима — тело может быть сделано тяжелым. Прапти — способность достигать любого места. Пракамья — беспрепятственное исполнение желания. Вашитва — контроль над объектами, органическими и неорга- Ническими. Ишитва — способность создавать и разрушать по своей воле.
|