Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь, состоящая из одного слова






Дети начинают понимать несколько слов, которые произносят взрос­лые, уже в возрасте 5—8 месяцев. Например, некоторые шестимесячные дети регулярно смотрят на источник света на потолке, услышав, как мама говорит «свет». В большинстве случаев дети начинают говорить где-то между 10 и 20 месяцем. Почти всегда первые высказывания детей состо­ят из одного слова. Некоторые первые слова относятся к простым взаи­модействиям со взрослыми (например, ку-ку). Другие — это имена, напри­мер, Мама или Фидо. Большая часть остальных слов — простые суще­ствительные (такие, как утка и ложка) и глаголы действия типа дать и есть. И, как вскоре обнаруживает каждый родитель, одно из самых пер­вых выученных слов — это громогласное Дет! 1

Суждения на стадии одного слова

Один из вопросов, который возникает на этой стадии освоения язы­ка, состоит в том, что именно ребенок хочет сказать своими высказыва­ниями из одного слова. Когда ребенок видит собаку и кричит «Собачка!», является ли это просто актом называния или на самом деле это попыт­ка создать предложение? То есть имеют ли дети в виду утверждение «Там собачка!», когда они говорят «Собачка!»? Многие исследователи детского

1 См.: Caselll M.-C, Bates E„ Casadio P., Fenson J. A cross linguistic study of early lexical development // Cognitive Development. 1995. Vol. 10(2). P. 159-199; Gentner D. Why nouns are learned before verbs: Linguistic relativity versus natural partitioning // Kuczaj S.A. II (Ed.) Language development. Hillsdale, N. J.: Bribaum, 1982. P. 301-334; HuttenlocherJ., Smiley P., Charney R. Emergence of action categories in the child: Evidence from verb meaning // Psychological Review. 1983. Vol. 90. P. 72-93; Dromi E. Early lexical development. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.


Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык




Рис. 5. Проведение зрительного эксперимента на избирательность Ребенок сидит на коленях матери и слу­шает записанное на пленку предложение, в то время как на двух экранах показы­вают двух мультипликационных персона­жей, выполняющих различные действия. Скрытый наблюдатель отмечает, на какой экран смотрит ребенок. На матери надет защитный козырек, который закрывает ее глаза, чтобы она не видела, что демонст­рируется на каждом экране, и, таким об­разом, не давала ребенку невольных под­сказок (Roberta Golinkoff)


языка считают, что маленькие дети имеют в виду полные суждения, да­же когда они произносят только одно слово. Так, ребенок может сказать «Есть», но иметь в виду что-то вроде «Я хочу есть», или ребенок может сказать «Печенье», но иметь е виду «Дай мне печенье»1.

Рис. 6. Стимулы для зрительного эксперимента на избирательность

На левом экране Большая Птица щекочет Бисквитного Монстра,

на правом — Бисквитный Монстр щекочет Большую Птицу

1 См.: Shipley E.F., Smith C.S., Glettman L.R. A study in the acquisition of language: Free responses to commands // Language. 1969. Vol. 45. P. 322-342; Bretherton I. How to do things with one word: The ontogenesis of intentional message-making in children // Smith M.D., Locke J.L. (Eds.) The emergent lexicon: The child's development of a linguistic vocabulary. N. Y.: Academic Press, 1988. P. 255-267.



Тема 15. Познавательные процессы; виды и развитие


Доказательства получены из экспериментов, в которых дети всего 16-ти месяцев от роду (которые говорят только по одному слову) смотрят короткие фильмы, которые изображают различные события. Малыши си­дят на коленях своих мам и могут видеть два экрана: один слева от них и один справа (рис. 5). На левом экране Большая Птица щекочет Бисквит­ного Монстра, а на экране справа Бисквитный Монстр щекочет Большую Птицу (рис. 6). Половина детей слышит голос, произносящий: «Смотри-ка! Большая Птица щекочет Бисквитного Монстра». Другие дети слышат об­ратное предложение («Смотри-ка! Бисквитный Монстр щекочет Большую Птицу»). Скрытые наблюдатели регистрируют, на какой экран дети обра­щают внимание. Результат следую; ций: малыши в основном смотрят на экран, соответствующий предложению, которое они слышали. Чтобы дос­тичь этого, дети должны понимать синтаксис тестовых предложений, а если быть более точным, они должны понимать логику того, кто что с кем сде­лал. И это — несмотря на тот факт, что эти дети говорят только высказы­ваниями, состоящими из одного слова1.

Речь, состоящая из двух слов (телеграфная речь)

Множество коренных изменений происходит после того, как ребен­ку исполняется один год (или около того)2. Его словарный запас вырас­тает до многих сотен слов. Вскоре ребенок начинает составлять слова в примитивные предложения, и тогда мы очень четко осознаем, что среди нас появился еще один человеческий разум.

Мы можем отчетливо увидеть утвердительные идеи в предложени­ях двухлетнего ребенка, но эти предложения едва ли звучат как речь взрослых. Как правило, каждое предложение состоит только из двух слов и каждый из его компонентов — это содержательное слово. Функ­циональные морфемы по-прежнему в большинстве случаев отсутствуют, и поэтому эти предложения звучат как короткие фразы, которые люди используют, когда посылают телеграммы: «Кинь мяч!» «Папа брюки», «Не есть!»3.

1 См.: Hirsh-Pasek К., Golinkoff R., Fletcher, Degaspe-Beaubien, Cauley. In the beginning:
One-word speaker comprehend word order // Paper presented at Boston Child Language
Conference. October. 1885; Oleitman L.R. Structural sources of verb learning // Language
Acquisition. 1990. Vol. 1. P. 1-54; Naigles L. Children use syntax to learn verb meaning //
Journal of Child Language. 1990. Vol. 17. P. 357-374.

2 См.: Brown R. A first language: The early stage. Cambridge, Mass.: Harvard University
Press, 1973; Braine M.D.S. Children's first word combinations // Monographs of the Society
for Research in Child Development. 41. Vol. 1. Ser. № 164. 1976.

3 См.: Brown R., Beliugi U. Tree process' in the child's acquisition of syntax // Harvard
Education Review. 1964. Vol. 34. P. 133-151.


Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык



С самых ранних моментов появления телеграфной речи ребенок упорядочивает слова согласно их роли в суждении1. Так, маленькие дети, говорящие по-английски, в начало предложения ставят действующее лицо, а затем глагол, и поэтому они говорят «Мама, кинь!», когда они хо­тят, чтобы мама кинула мяч. Объект действия они ставят после глагола, так что в тех же обстоятельствах они скажут «Кинь мяч!».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал