![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речь, состоящая из одного слова
Дети начинают понимать несколько слов, которые произносят взрослые, уже в возрасте 5—8 месяцев. Например, некоторые шестимесячные дети регулярно смотрят на источник света на потолке, услышав, как мама говорит «свет». В большинстве случаев дети начинают говорить где-то между 10 и 20 месяцем. Почти всегда первые высказывания детей состоят из одного слова. Некоторые первые слова относятся к простым взаимодействиям со взрослыми (например, ку-ку). Другие — это имена, например, Мама или Фидо. Большая часть остальных слов — простые существительные (такие, как утка и ложка) и глаголы действия типа дать и есть. И, как вскоре обнаруживает каждый родитель, одно из самых первых выученных слов — это громогласное Дет! 1 Суждения на стадии одного слова Один из вопросов, который возникает на этой стадии освоения языка, состоит в том, что именно ребенок хочет сказать своими высказываниями из одного слова. Когда ребенок видит собаку и кричит «Собачка!», является ли это просто актом называния или на самом деле это попытка создать предложение? То есть имеют ли дети в виду утверждение «Там собачка!», когда они говорят «Собачка!»? Многие исследователи детского 1 См.: Caselll M.-C, Bates E„ Casadio P., Fenson J. A cross linguistic study of early lexical development // Cognitive Development. 1995. Vol. 10(2). P. 159-199; Gentner D. Why nouns are learned before verbs: Linguistic relativity versus natural partitioning // Kuczaj S.A. II (Ed.) Language development. Hillsdale, N. J.: Bribaum, 1982. P. 301-334; HuttenlocherJ., Smiley P., Charney R. Emergence of action categories in the child: Evidence from verb meaning // Psychological Review. 1983. Vol. 90. P. 72-93; Dromi E. Early lexical development. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык
Рис. 5. Проведение зрительного эксперимента на избирательность Ребенок сидит на коленях матери и слушает записанное на пленку предложение, в то время как на двух экранах показывают двух мультипликационных персонажей, выполняющих различные действия. Скрытый наблюдатель отмечает, на какой экран смотрит ребенок. На матери надет защитный козырек, который закрывает ее глаза, чтобы она не видела, что демонстрируется на каждом экране, и, таким образом, не давала ребенку невольных подсказок (Roberta Golinkoff) языка считают, что маленькие дети имеют в виду полные суждения, даже когда они произносят только одно слово. Так, ребенок может сказать «Есть», но иметь в виду что-то вроде «Я хочу есть», или ребенок может сказать «Печенье», но иметь е виду «Дай мне печенье»1. Рис. 6. Стимулы для зрительного эксперимента на избирательность На левом экране Большая Птица щекочет Бисквитного Монстра, на правом — Бисквитный Монстр щекочет Большую Птицу 1 См.: Shipley E.F., Smith C.S., Glettman L.R. A study in the acquisition of language: Free responses to commands // Language. 1969. Vol. 45. P. 322-342; Bretherton I. How to do things with one word: The ontogenesis of intentional message-making in children // Smith M.D., Locke J.L. (Eds.) The emergent lexicon: The child's development of a linguistic vocabulary. N. Y.: Academic Press, 1988. P. 255-267. Тема 15. Познавательные процессы; виды и развитие Доказательства получены из экспериментов, в которых дети всего 16-ти месяцев от роду (которые говорят только по одному слову) смотрят короткие фильмы, которые изображают различные события. Малыши сидят на коленях своих мам и могут видеть два экрана: один слева от них и один справа (рис. 5). На левом экране Большая Птица щекочет Бисквитного Монстра, а на экране справа Бисквитный Монстр щекочет Большую Птицу (рис. 6). Половина детей слышит голос, произносящий: «Смотри-ка! Большая Птица щекочет Бисквитного Монстра». Другие дети слышат обратное предложение («Смотри-ка! Бисквитный Монстр щекочет Большую Птицу»). Скрытые наблюдатели регистрируют, на какой экран дети обращают внимание. Результат следую; ций: малыши в основном смотрят на экран, соответствующий предложению, которое они слышали. Чтобы достичь этого, дети должны понимать синтаксис тестовых предложений, а если быть более точным, они должны понимать логику того, кто что с кем сделал. И это — несмотря на тот факт, что эти дети говорят только высказываниями, состоящими из одного слова1. Речь, состоящая из двух слов (телеграфная речь) Множество коренных изменений происходит после того, как ребенку исполняется один год (или около того)2. Его словарный запас вырастает до многих сотен слов. Вскоре ребенок начинает составлять слова в примитивные предложения, и тогда мы очень четко осознаем, что среди нас появился еще один человеческий разум. Мы можем отчетливо увидеть утвердительные идеи в предложениях двухлетнего ребенка, но эти предложения едва ли звучат как речь взрослых. Как правило, каждое предложение состоит только из двух слов и каждый из его компонентов — это содержательное слово. Функциональные морфемы по-прежнему в большинстве случаев отсутствуют, и поэтому эти предложения звучат как короткие фразы, которые люди используют, когда посылают телеграммы: «Кинь мяч!» «Папа брюки», «Не есть!»3. 1 См.: Hirsh-Pasek К., Golinkoff R., Fletcher, Degaspe-Beaubien, Cauley. In the beginning: 2 См.: Brown R. A first language: The early stage. Cambridge, Mass.: Harvard University 3 См.: Brown R., Beliugi U. Tree process' in the child's acquisition of syntax // Harvard Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык С самых ранних моментов появления телеграфной речи ребенок упорядочивает слова согласно их роли в суждении1. Так, маленькие дети, говорящие по-английски, в начало предложения ставят действующее лицо, а затем глагол, и поэтому они говорят «Мама, кинь!», когда они хотят, чтобы мама кинула мяч. Объект действия они ставят после глагола, так что в тех же обстоятельствах они скажут «Кинь мяч!».
|