![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Склонности детей к истолкованию слов
Дети также имеют достаточно ясные представления о том, какие слова относятся к тем или иным объектам. Во многих ситуациях дети ведут себя так, будто они считают, что ни одно слово не может иметь синонима. Иначе говоря, они, по-видимому, полагают, что любое понятие может обозначаться только одним словом, которое к нему относится5. 1 См.: Carey S. The child as word learner // Halle M., Bresnan J., Miller G. A. (Eds.) 2 См.: Bosch E.H. Natural categories // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 4. P. 328-350; 3 См.: Rosch ЕЛ. Principles of categorization // Bosch E., Lloyd B. (Eds.) Cognition and 4 См.: Mervis C.B., Crisafi M. Order acquisition of subordinate, basic, and superordinate 5 См.: Clark E.V. The principle of contrast: A constraint on acquisition // MacWhinney B. Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие Доказательство получено из экспериментов по изучению новых слов. Исследователи показывали дошкольникам изображение знакомого предмета, того, для которого дети уже знали одно слово (скажем, молоток). Исследователь говорил: «На картинке нарисован гвоздодер», а затем спрашивал: «Это гвоздодер?» (указывая на весь предмет) «или это гвоздодер?» (указывая только на часть молотка, предназначенную для вытаскивания гвоздей). У детей существует изначальная склонность к истолкованию слов как ярлыков для целых объектов; это должно привести к тому, что они будут толковать слово гвоздодер (ярлык, который они никогда раньше не слышали) как еще одно слово для понятия молоток. Но в данной ситуации эту тенденцию пересиливает другая. Дети уже знают слово молоток, и поэтому, поскольку у них есть предубеждение против синонимов, они делают вывод, что слово гвоздодер должно относиться к чему-то еще, в данном случае — к части молотка1. Изучение семантики за счет внимания к синтаксису
Дети используют структуру языка как ориентир для изучения слов2. В одном исследовании трех- и четырехлетним детям показывали картинку, на которой пара рук делала перемешивающие движения с массой похожего на конфетти вещества, которое переполняло низкую полосатую емкость (рис. 8). Одних детей спрашивали: «На этой картинке вы видите себование?». Эти дети отвечали, делая такое же перемешивающее движение руками. Других детей спрашивали: «На этой картинке вы видите себ?». В ответ дети указывали на емкость. Еще одних детей спрашивали: «Вы видите много себа?». Эти дети указывали на конфетти3. 1 См.: Markman E.M., Wachtel GA. Children's use of mutual exclusivity to constrain the 2 См.: Brown R. Linguistic determinism and parts of speech // Journal of Abnormal and 3 См.: Brown R. Linguistic determinism and parts of speech // Journal of Abnormal and Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык Таким образом, кажется, что дети в обучении идут сразу в двух направлениях. С одной стороны, они используют растущее знание частей речи в языке как ориентир для раскрытия значения конкретного нового слова; как будто ребенок говорит себе: «Так как это новое слово было только что использовано как существительное, вероятно, оно описывает вещь». А с другой стороны, они используют свое знание отдельных слов, чтобы предсказать, как можно использовать эти слова. («Так как этот паровозик сейчас используют, чтобы ударить меня по голове, я могу преобразовать это слово в глагол и сказать: " Не паровозь меня! "»1 Используя оба вида данных, дети умело «пробивают себе дорогу» к знанию десятков тысяч слов и способов использования этих слов в предложениях2.
|