![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Более поздние стадии научения языку: синтаксис
Дети быстро проходят стадию телеграфной речи — приблизительно к двум с половиной годам. Их высказывания теперь становятся длиннее (рис. 7), и они могут произносить небольшие предложения, которые содержат все три части основного суждения. Начинают появляться функциональные слова.
Рис. 7. Изменение длины высказываний в зависимости от возраста Средняя длина высказывания измеряется в морфемах, где слово мячи считалось двумя морфемами (мяч + и)2 1 См.: Braine M.D.8. The ontogeny of English phrase structure: The first phase // 2 См.: Brown R., Cazden C, Bellugi-Klima U. The child's grammar from 1 to 11 // Hill 23 Зак. 2228 Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие Вскоре, однако, появляется новый феномен. Дети начинают делать определенные ошибки в словообразовании и синтаксисе, называемые ошибками чрезмерной регуляции, когда ребенок упорно следует правилам словообразования, отвергая любые возможные исключения1. Этот тип ошибок дает убедительное доказательство того, что дети не учат язык исключительно, или даже большей частью, с помощью подражания. Немногие взрослые сказали бы «победю» или «ненавидю». Поэтому многие родители часто приходят в ужас от этих ошибок: полгода назад их ребенок говорил правильно, а теперь делает ошибки. Он явно регрессирует! Поэтому родители часто пытаются исправить эти ошибки, но тщетно: ребенок твердо стоит на своем, несмотря на исправления. Это дает еще одно доказательство того, что научение языку не основано только лишь на родительских наставлениях и руководстве. Почему же возникают эти ошибки? Что произошло в сознании ребенка? Многие исследователи утверждают, что маленькие дети начинают с заучивания формы каждого нового для них глагола. Но это очень неэффективная стратегия. Гораздо эффективнее выявить модель и применять ее к новым случаям. Однако как только ребенок находит эту модель и перестает заучивать каждый глагол, ему очень легко увлечься, и поэтому он делает ошибки чрезмерной регуляции. Ошибки прекратятся, только когда ребенок сделает следующий шаг и осознает, что наряду с правилами существуют также исключения из правил2. Дальнейшие стадии научения языку; значение слов Дети почти не испытывают трудностей в установлении того, какое слово что означает: в словаре пятилетних детей — от 10 до 15 тысяч слов, тогда как в пятнадцать месяцев в их словаре было примерно 25 слов. Это означает, что они должны осваивать около десяти слов в день — каждый 1 См.: Ervin S. Imitation and structural change in children's language // Lenneberg E.H. 2 Альтернативную точку зрения можно найти в: Rumelhart D., McClelland J. On learning Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Язык день, каждую неделю, каждый месяц1. Как дети учатся использовать этот растущий словарный запас?
|