Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монолог. Вот несколько примеров простого монолога <>, где ребенок лишь сопровождает свои действия громко произносимыми фразами.






Вот несколько примеров простого монолога <...>, где ребенок лишь сопровождает свои действия громко произносимыми фразами.

Лев устраивается за столом, без товарищей: «Я хочу сделать этот рису­нок... Мне бы хотелось сделать что-нибудь, чтобы нарисовать. Надо бы боль­шую бумагу, чтобы сделать это».

Лев переворачивает игру: «И все переворачивается!»

Лев — малыш, очень занятый собой. Он должен беспрерывно объяв­лять всем о том, что он делает. Поэтому такой монолог можно считать вызванным тенденцией, превращающей его в монолог коллективный, где каждый говорит о себе, не слушая других. Тем не менее, оставаясь один, он продолжает объявлять, что хочет делать, довольствуясь собственной персоной как собеседником. В таких условиях это чистый монолог.

У Пи монолог встречается реже, но в более откровенной форме; ре­бенку случается говорить и впрямь с единственной целью — ритмизиро­вать свое действие.

63. Пи берет тетрадь с цифрами и переворачивает страницы ее: «1, 2, 3, 4, 5, в, 7... 8, 8, 8, 8, 8, и 8,... 9. Номер 9, номер 9, номер 9». (Поет.) «Я хочу номер 9». (Это число, которое он представляет в виде рисунка.)

54. (Глядя на Беа, которая стоит перед счетами, но не говоря с ней.) «Те­перь я хочу сделать 9, 9, я делаю 9, я делаю 9». (Рисует.)

65. (Воспитательница Л. проходит возле стола, ничего не говоря). «Вот, ма­демуазель, 9, 9, 9... номер 9».

66. (Он идет к счетам, чтобы посмотреть, каким цветом он изобразит свое число, чтобы оно соответствовало колонке 9 в счетах.) «Розовый карандаш, надо 9». (Поет.)

 

57. (Эзу, который проходит мимо): «Я делаю 9». (Эз:). «Что ты будешь де­лать?Маленькие кружочки».

58. (Карандаш сломался.) «Ай, ай».

59. «Теперь у меня 9».

Единственной целью этого монолога является сопровождение дан­ного действия. Но здесь есть два отклонения. Пи желает приобщить к своим намерениям собеседника (фразы 55 и 57); правда, это нисколько не прерывает монолога, который продолжается, как если бы Пи был один



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


в комнате. Слово здесь исполняет лишь функцию возбудителя, но никак не сообщения. Несомненно, Пи испытывает удовольствие от того, что на­ходится в комнате, где есть люди, но если бы он был один, то и тогда бы произносил аналогичные фразы.

Коллективный монолог

Это наиболее социальная форма из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, потому что к удовольствию разговаривать она прибавля­ет еще удовольствие произносить монолог перед другими и этим привле­кать — или полагать, что привлекаешь, — их интерес к его собственному действию или к собственной мысли. Но ребенку, говорящему таким обра­зом, не удается заставить слушать своих собеседников, поскольку факти­чески он к ним не обращается. Он ни к кому не обращается. Он громко говорит для себя перед другими. Подобный образ действий можно найти у некоторых взрослых, <...> которые имеют привычку громко размыш­лять, как если бы они говорили сами для себя, но с расчетом, что их слу­шают. Если отбросить некоторое актерство этого положения, то получим эквивалент коллективного монолога <...> детей.

Для того, чтобы сразу дать себе отчет в малой общественной силе этой формы языка, <...> следует перечесть наши примеры <...>: Пи два раза произносит одну и ту же фразу (25 и 26) двум собеседникам, которые не слушают и не отвечают, и он этому нисколько не удивляется. В свою оче­редь, он два раза спрашивает Беа: «Что ты говоришь?» (31 и 32), не слушая ее; он продолжает размышлять и рисовать и говорит только для себя.

Вот еще несколько примеров, показывающих, как мало ребенок за­ботится о том, чтобы быть услышанным собеседником. <...>

Лев (За столом, где работает группа.) *Я уже одну " луну" сделал, тогда ее надо переменить*. <...>

Лев: «[У меня есть] ружье, чтобы его убить, Я капитан на лошади. [У меня есть] лошадь, [и у меня есть] ружье».

Начало <...> этих фраз заслуживает быть отмеченным: «Я». Пред­полагается, что все слушают. Это отличает указанные фразы от чистого монолога. Но по своему содержанию они являются точным эквивален­том монолога; ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать. <...>


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал