Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степень изученности вопроса.






Анализ теоретико-методологического наследия философской, психолого-педагогической, этнографической литературы по проблемам этнокультурного обучения и воспитания позволяет сделать вывод о том, что интерес к данной теме в России и за ее пределами существует давно.

Как отмечает А.Н. Джуринский, именно на рубеже ХХ–ХХI вв. в отечественной и мировой науке вопрос о соотношении культуры и воспитания приобрел новое значение [1, с. 12]. Выдающиеся русские мыслители, педагоги, деятели культуры (Б.В. Асафьев, Н.А. Бердяев, Г.Н. Волков, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкая и др.) неоднократно указывали на большую роль народных традиций в развитии личности.

В своих работах они доказали, что воспитание на народных традициях, этнокультурных ценностях обеспечивает целостное развитие человека. Выстраивание практической деятельности на основе этнокультурной среды предполагает, что этнокультурное воспитание (на местных регионоведческих традициях) должно сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, этнокультурного саморазвития, определении жизненного пути (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Т.И. Бакланова, Л.И. Васеха, А.С. Каргин, М.Ю. Новицкая, С.Б. Серякова и др.).

На современном этапе построение этнокультурной воспитательной системы происходит с учетом исторических, социальных, культурных, национальных и этнических особенностей региона. Использование основ народной художественной культуры, а также включения средств народной педагогики в разнообразные формы жизнедеятельности дошкольников дает возможность создания целостной воспитательной системы в учреждении дополнительного образования, а также позволяет осуществлять важнейшие функции по социализации и индивидуализации подрастающего поколения.

По мнению А.Н. Джуринского, этнокультурное воспитание зависит от того, насколько будут учитываться особенности характера, воспитания, поведения, быта представителей различных этносов, а эффективность обучения – от того, насколько будет основываться на ценностях и проявлениях национального менталитета и культуры [2, с. 58].

Для исследования важно, чтобы эффективность процесса этнокультурного воспитания определялось не только в постановке и решении общих задач, связанных с воспитанием культуры межнационального общения, но и определением индивидуальных траекторий развития детей, учета интересов, возможностей и потребностей каждого ребенка в познавательной сфере, творческом проявлении, социальном развитии [3, с. 32].

 

 

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А.Н.Радищева, А.К.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинским. Народная игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, С.А.Шмаков и др.).

Народные игры вошли в поле этнографическогоизучения в XIX веке, когда привлекли внимание представителей русской мифологической школы — Ф.И.Буслаева, А.Н. Афанасьева, а также A.A. Потебни. Эти ученые заложили фундамент будущего научного изучения и интерпретации народных игр. В частности, A.A. Потебня показал, что игры — ценнейший источник для реконструкции народной мифологии..

Одним из основных источников в изучении исследования стала книга Е.Д Покровского «Детские игры, преимущественно русские»(1878), где описаны более 500 игр. Стоит упомянуть книгу «вспомним забытые игры» 1988г. Автор С, К Якуб.

В Традициях культурно - исторического подхода к играм, которым наиболее успешно разрабатывался Д, Б Эльконина, игра рассматривается как специфический способ освоении социальной действительности, в котором выражается связь ребенка и обществом

К.Д. Ушинский в середине ХIХ в. в контексте разговора о детской игре отмечал, что в игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни

Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И.Даль, П.Ф.Лесгафт, П.Н.Бокин, Е.М.Дементьев и др.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М.М.Бахтин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б. Эльконин.

 

Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра — серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра — посильный труд»

К. Д. Ушинский, народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что " нет насилия боле невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков".

Разработкой игровых средств воспитания занимались многие педагоги на всем протяжении истории педагогики. О большом воспитательном значении игры говорили такие выдающиеся мыслители, как Платон, Аристотель, Эразм Роттердамский, Рабле, Лейбниц, Руссо, Кант - и уже с марксистских позиций - Г.В.Плеханов, А.В Луначарский и др.

Однако вопрос о применении игры для воспитания всесторонне развитого человека разработан в педагогической теории и практике еще недостаточно. " Игра, - пишет М.Н. Скаткин, - как эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, не заняла еще подобающего ей места в школе."

Одна из причин этого - противоречивость игровой деятельности детей и школьников. Для воспитания играми, встречаются еще игры вредные, антипедагогические, неуместные: игры с огнем и взрывами, игры на шоссе, грубые проказы над животными и т.п. противоречивый характер игр порождает у части педагогов сомнения в возможности превратить всю игровую деятельность в средство всестороннего и гармонического развития человека.

Однако именно противоречивость игровой деятельности увеличивает необходимость целенаправленного руководства игрой. " Путём игры можно воспитать зверя, - писала Н. К. Крупская, - путём игры можно воспитать и коммуниста.

Советские педагоги разработали основы классового, партийного подхода к проблемам игры как средства коммунистического воспитания. В основе такого подхода лежит признание ведущей роли научно обоснованного педагогического руководства, которое может и должно обеспечить направленность всей игровой деятельности на всестороннее развитие воспитанников. Под педагогическим руководством игровой деятельностью воспитанников понимается здесь вся совокупность мер, обеспечивающих полное соответствие этой деятельности цели и задачам коммунистического воспитания, возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, а также внутренней специфике игры как особого вида деятельности и весьма своеобразного средства воспитания.

Многое сделали для разработки педагогической теории игры и её практического применения в воспитании крупнейшие советские педагоги и психологи: Н.К. Крупская, П.Л. Блонский, Л.С. Выготский, A.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С.Т. Шацкий, А.В.Сухомлинский, а также В.В. Гориневский, Р.И.Жуковская, А.В.Запорожец, Т.Е. Конников, B.Г. Марц, П.А. Рудик, А.П.Усова, Д.Б. Эльконин, В.Г. Яковлев и др.

Выработаны общие принципы и конкретная методика по многим разделам педагогического руководства игрой, прежде всего, в дошкольном воспитании. Значительно менее разработаны проблемы школьной и в особенности подростковой игры.

В совместном постановлении Коллегии Министерства просвещения СССР, Бюро ЦК ВЛКСМ и Спорткомитета СССР от 14 сентября 1967 года

Об усилении внимания к использованию игры в коммунистическом воспитании детей и школьников " отмечено, что, при наличии определенных достижений, в целом педагогическое руководство играми школьников осуществляется ещё в недостаточной мере. Подчеркнуто, что " не оказывается должного педагогического влияния на характер самодеятельных игр, которые дети затевают дома, во дворе, на улице без участия взрослых."

Теоретические вопросы педагогического руководства игровой деятельностью школьников разработаны недостаточно. Литература об играх школьников - это преимущественно описания игр с краткими методическими указаниями по их проведению, В.В. Акентьев, Е.М.Минский, др. Иногда такие публикации содержат положения, важные для развития педагогической теории игры, Е.М.Геллер, О.С.Кель, В.Ф.Матвеев, В.Н.Терский и др.

Диссертационных исследований игр школьников пока немного. В них анализируются либо отдельные типы игр, например: «ролевые» А.И.Ткаченко, Е.А.Фомин, «подвижные» И.М.Коротков, В.И.Лях, В.М. Жерновников, «военно-спортивные» П.Д. Лукашов, «дидактические» В.М.Захаров, Е.Э. Селецкая, либо исследуются общие проблемы подростковой игры, но на основе анализа тех же немногих типов игр или их сочетаний в виде " комплексных игр" Л.М.Иванова, Г.А.Ляпина, Э.М. Паничева, С.А. Шмаков. В ряде исследований рассматриваются игры школьников разного возраста, в том числе подростков А.А.Бриедис, Е.С.Махлах, В.Н.Неробеев, Х.Г.Фаталиев, В.Г.Яковлев и др., но их авторы тем более не могли ставить задачи всестороннего анализа игровой деятельности подростков.

Ни одно из педагогических исследований не избрало своим объектом игровую деятельность школьников, взятую в целом, включая все типы как педагогически организованных, так и самостоятельных игр. Отдельные педагогические проблемы самостоятельных игр школьников затрагиваются попутно в работах многих учёных, начиная с Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого, - и до современных педагогов и психологов /Г.Н.Волков, В.И.Селиванов, М.Н. Скаткин и др.

Путем обобщения и дополнения имеющихся сведений можно достичь охвата педагогическим изучением всей игровой деятельности школьников, подростков. Важным аспектом такого изучения является определение условий, при которых педагогическое руководство игрой становится достаточно эффективным - обеспечивает направленность всей игровой деятельности школьников на их всестороннее и гармоническое развитие.

Объектом нашего исследования являетсяэтнокультурное воспитание детей средствами народных игр

Предметом исследования – являются условия, формы и методы этнокультурного воспитания через народные игры.

Цель дипломной работы – исследовать формы, методы этнокультурного воспитания средствами народных игр. Определить роль этнокультурного воспитания детей.

 

задачи:

-провести теоретический анализ исследуемой проблемы

-выявить формы приобщения

-подвести итоги,

 

Методологической основой исследования являются труды таких ученых как К.Д Ушинский, Н.А Бондарева. В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачев, Г.Н. Волков, В.Н. Щацкая, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.\

В вопросах регионального компонента в образовательном процессе методологическую основу исследования составили труды В.А. Сухомлинского, Л.А. Воловича и др.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал