![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы интеграционных объединений и их черты
В таможенном союзе страны обязаны воздерживаться от применения видимых торговых ограничений по отношению друг к другу. Кроме того, участники таможенного союза должны поддерживать общие внешнеторговые тарифы для тех стран, которые не входят в таможенный союз. В качестве примера таможенного союза можно рассматривать таможенный союз «четверки» — России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана. По степени интеграции общий рынок продвинут дальше таможенного союза, поскольку помимо свободы торговли в нем появляется свободное передвижение таких факторов производства, как труд и капитал. Например, для граждан ЕС упразднен паспортный контроль в границах Сообщества, отменяются ограничения при приеме на работу и учебу, обеспечивается равноправное участие компаний из всех стран-участниц в торгах на получение правительственных заказов в любом государстве — члене ЕС. Монетарный союз является еще более высокой ступенью интеграции: кроме того, что у него есть все черты, присущие общему рынку, денежная система стран монетарного союза основана на общей валюте. Поскольку все экономические сделки внутри союза оплачиваются в одной валюте, страны—члены монетарного союза не испытывают неопределенности, связанной с обменными курсами. Экономический союз можно определить как монетарный союз, в котором широко координируется экономическая политика — в первую очередь фискальная политика и политика в отношении отдельных секторов экономики. В частности, экономический союз предполагает унификацию всех правил, связанных с налоговой системой, и норм, регулирующих переводные платежи. А координация политики в конкретных секторах экономики ведет к тому, что, например, условия промышленности и сельского хозяйства становятся одинаковыми во всех странах экономического союза. Существует связь между степенью достигнутой интеграции и взаимозависимостью государств. С одной стороны, взаимозависимость государств растет вместе с интеграцией. Так, связь между спросом в одной стране и предложением в другой устанавливается в зоне свободной торговли только через торговлю, а при общем рынке — через межстрановые перетоки товаров, услуг и факторов производства, что делает саму зависимость более тесной. С другой стороны, динамика интеграции обеспечивается как раз растущей открытостью, политической и экономической взаимозависимостью стран-участниц. Движущая сила технологий проявляется в глобализации логистической системы путем взаимного быстрого проникновения в экономику большинства развитых стран современных технологических решений, ноу-хау, проектов, научных исследований. Практически ни одна страна не может получить долговременную выгоду за счет использования новых технологий, так как они быстро становятся достоянием других стран (компаний), минуя национальные границы в сильно интегрированном мировом экономическом и информационном пространстве. Наконец, существенное значение для продвижения глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами, в частности ЕС, США и Канадой, в части снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают обмен и движение капитала, товаров, людей, информации через национальные границы. В то же время нельзя говорить о том, что все барьеры на пути развития международной логистики сейчас сняты. Существует достаточно много ограничений, торговых, финансовых, таможенных и других барьеров, обусловленных разными причинами, в том числе различиями политических систем, экономического и социального уровня развития стран, жизненного уровня и т.д. Подобные барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, ЕС и Казахстаном, США и ЕС, США и Мексикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией и т.д. Кроме того, в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на дистрибутивные сети транснациональных корпораций и т.п. Менеджмент в глобальных макро- и микрологистических системах должен учитывать эти факторы для успешного продвижения международной логистики (рис. 12.11). На схеме указаны три группы барьеров в развитии глобальной логистики. Рыночные барьеры отражают конкурентную борьбу за источники дешевых сырьевых ресурсов, энергии, рабочей силы, а также за рынки сбыта товаров. Эти барьеры устанавливаются и поддерживаются как крупными компаниями за счет ценовой политики, информационных барьеров и т.п., так и за счет протекционистской государственной политики и законодательства. Финансовые барьеры связаны с налоговой, таможенной, торговой политикой государства, с ограничениями ввоза капитала, с нормой банковского процента и т.п. Близкими к ним являются барьеры в распределении товаров фирм-конкурентов из других стран, из которых наиболее важными являются транспортные, таможенные и торговые.
|