![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Замаскированная фигура, обнаруженная с помощью перцептивной установки
Посмотрите на рис. 5, лишенный определенного смысла. Вы не видите ни одного конкретного объекта. Теперь посмотрите на рис. 8. Вернувшись после этого к рис. 5, вы увидите знакомый объект. Ничего удивительного в этом нет: стоит только понять, что это такое, как становится трудно смотреть на рис. б и не видеть этого. Перцептивная установка, чтение и эффект Струпа Поскольку чтение — хорошо изученный и распространенный вид деятельности, оно может быть использовано для демонстрации перцептивной установки. Прочтите две строчки на рис. 6. Большинство испытуемых воспринимают верхнюю строчку как ряд чисел от 11 до 14, а нижнюю — как первые четыре буквы (латинского) 1 См.: Dallenbach KM. A puzzle-picture with a new principle of concealment // American Journal of Psychology. 64.1951. P. 432. Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Рис. 6. Кажется, что верхняя строчка образована исключительно числами, а нижняя — буквами. Однако один символ, имеющий двойной смысл, у них общий алфавита. Однако обратите внимание на то, что числительное «13» и буква «В» в обеих строчках представлены одинаково. Мы склонны воспринимать неоднозначный символ в соответствии с ожиданиями, созданными контекстом. Точно так же всякий раз, сталкиваясь с такими текстуальными символами, как слова, мы испытываем непреодолимую потребность прочесть их. Чтение кажется таким привычным, хорошо отработанным и знакомым занятием, что тяга к нему проявляется автоматически и может даже мешать другим видам деятельности. Справедливость этих слов подтверждается эффектом Струпа. Этот эффект, названный именем психолога Дж. Ридли Струпа, проявляется в том, что испытуемые, которых просят сказать, какого цвета данные слова, медленно справляются с заданием и допускают ошибки, если слово напечатано одним цветом, а обозначает другой, никак не связанный с первым. Как правило, тестирование проводится следующим образом: испытуемый получает список слов, обозначающих цвета, причем каждое слово напечатано краской, цвет которой отличается от цвета, обозначаемого данным словом, Например, слово «красный» напечатано синей краской <...>. Тестируемый должен выполнить задание как можно быстрее, называя только цвет краски, которой напечатано каждое из слов. Иными словами, тест Струпа требует от испытуемых игнорирования семантики цветных слов и внимания только к цвету красок, которыми они напечатаны. Однако в ходе выполнения этого задания проявляется сильная автоматическая перцептивная установка, или тенденция к чтению, мешающая перечислению названий цветов. Иногда испытуемые сами чувствуют результат попыток подавить эту тенденцию, и бывает даже заметно, каких усилий им стоит выполнение этого задания: они начинают говорить тише, в голосе появляется неуверенность, а порой вместо того, чтобы назвать цвет, читают слово. Одно из объяснений эффекта Струпа заключается в том, что назвать цвета — непростое задание, ибо трудно игнорировать или подавлять процесс чтения и семантическую релевантность стимулов: присутствие слов запускает автоматическую, но ошибочную перцептивную установку на чтение. Однако значение слов конкурирует с правильным Шиффман X. Перцептивная установка выполнением задания, заключающегося в том, чтобы назвать цвета красок, которыми напечатаны слова, мешая ему и создавая «конфликт ответов». (Причиной эффекта Струпа может быть не только непроизвольный, автоматический процесс чтения1.) Восходящие или нисходящие процессы? <...> [Ранее] мы впервые ввели и подчеркнули такое понятие, как bottom-up-протхесс, обозначающее такой механизм распознавания, в соответствии с которым оно начинается с извлечения базовой сенсорной информации, фиксируемой рецепторами (т.е. информации о различиях в светлоте, информации об углах, контурах, ориентации). Затем эта информация интегрируется и обрабатывается зрительной системой до тех пор, пока стимул не будет распознан. Однако в этой главе при обсуждении многих проблем мы подчеркивали роль нисходящих процессов, т.е. такой организации восприятия, в которой главную роль играют контекст, предшествующий опыт и общие знания человека, перцептивная установка, ожидания и т.п. Восприятие базируется на процессах обоих типов. Как правило, на наше восприятие влияют не только извлечение, интеграция и анализ информации о базовых признаках стимулов, но также формирующий перцептивную установку контекст и ожидания. Например, беглый осмотр кухни может подсказать, что именно изображено на рис. 7.
Рис. 7. Контекст и нисходящий процесс. Увиденный в кухне, этот предмет, скорее всего, будет принят за буханку хлеба, увиденный вблизи дома, на сельской дороге, — за почтовый ящик Исходя из определенного контекста — предмет находится в кухне, вы, возможно, решите, что это буханка хлеба. Однако тот же самый предмет, мельком увиденный па сельской дороге, скорее всего, будет принят вами за почтовый ящик. Контекст на основании нисходящего процесса 1 См., например: Besner D., StolzJA., Boutllier С. The Stroop effect and the myth of automaticity // Psychonomic Bulletin and Review. 1997. 94. P. 221-225; Hunt E. R., Ellis H.C, Fundamentals of cognitive psychology. N. Y.: McGraw-Hill, 1999; Luo C.R.. Semantic competition as the basis of Stroop interference: Evidence from color-word matching tasks // Psychological Science. 1999. 10. P. 35-40. Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
Рис. 5 Решение проблемы, представленной на рис. 5 Контур головы коровы в левой части этого рисунка основан на детали рис. 5. Если вы увидели голову коровы на этом рисунке, вы без труда увидите ее и на рис. 51 создает условия для правильного восприятия2. Что происходит, когда мы заглядываем в стоящую на плите кастрюлю, не зная, что в ней может вариться? Чтобы понять, что варится, нужно выявить какие-то отличительные признаки ее содержимого. Можно начать с определения формы (длинное, тонкое, нитевидное), цвета (белесый), а также с других характеристик, и так до тех пор, пока мы не поймем, что в кастрюле варятся макароны. В данном случае наше восприятие основано на восходящем процессе. Следовательно, восприятие, как правило, является результатом как top-down, так и bottom-up-процесса. 1 См.: Hochberg J. Visual perception // Stevens Handbook of Experimental Psychology. 2 См.: Palmer S.E. The effects of contextual scenes on the identification of objects /, /
|