![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Имплицитная и эксплицитная память
Обратите внимание на рис. 1. Что здесь не так? Вероятно, вы сильно удивились тому, что в кухне находится кролик. Но откуда взялось это чувство? Наверное, вы не перебирали мысленно изображенные на рисунке предметы один за другим, задавая себе вопрос: «Должен ли здесь быть холодильник? А шкафам здесь место?» Скорее всего, вам бросилось в глаза, что здесь неуместен именно кролик. Этот простой пример позволяет понять разницу между эксплицитным и имплицитным использованием памяти. Обнаружение вами кролика имплицитно, потому что процессы памяти извлекли имеющиеся 1 Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. СПб.: Питер, 2004. С. 334-337, 357-358. В текст внесены незначительные исправления. [Примечание редакторов-составителей.)
Рис. 1. Что на этом рисунке неправильно? Сразу ли вы подумали: «Что кролик делает на кухне?». Если кролик с первого взгляда бросился вам в глаза, то это потому, что процессы вашей памяти произвели анализ сцены без привлечения к этому сознания и объявили кролика лишним
знания о кухнях для истолкования рисунка без каких-либо особых усилий с вашей стороны. Предположим, что теперь мы спросили вас: «Чего не хватает на рисунке?» Чтобы ответить на этот второй вопрос, вам, по всей видимости, придется подключить к работе эксплицитную память. Что обычно находится в кухне? Чего не хватает здесь? (Вы подумали о мойке или плите?) Таким образом, когда дело касается использования знаний, хранящихся в памяти, оно иногда бывает имплицитным — информация оказывается в вашем распоряжении без какого-либо сознательного усилия, а иногда эксплицитным — вы делаете сознательное усилие, чтобы воспроизвести информацию. Такое же разграничение можно провести, когда речь заходит о первоначальном запоминании. Откуда вы знаете, как должна выглядеть кухня? Вы когда-нибудь заучивали перечень предметов, которые должны там находиться, и то, как они должны быть расставлены? Вероятно, нет. Скорее всего, подавляющую часть этих знаний вы усвоили без сознательного усилия. Напротив, названия большинства предметов в данном помещении вы, наверное, узнали эксплицитно. <...> Чтобы узнать, какая существует связь между словами и впечатлениями, вашему более юному «Я» нужно было вовлечься в эксплицитные процессы, происходящие в памяти. Вы запомнили слово холодильник, потому что некто обратил ваше эксплицитное внимание на название этого предмета. Раз-
24 Тема 19. Психология памяти личие между имплицитной и эксплицитной памятью в огромной степени расширяет круг вопросов, которыми должны заняться исследователи в связи с происходящими в памяти процессами1. В соответствии с традицией, установленной Эббингаузом, большинство исследований касается эксплицитного усвоения информации. Чаще всего экспериментаторы предоставляли участникам экспериментов новую информацию для запоминания, а теории памяти были направлены на объяснение того, что участники эксперимента могли и не могли запомнить в заданных условиях. Тем не менее, <...> к настоящему времени исследователи придумали методы и для изучения имплицитной памяти. Поэтому можно дать более полное описание набора разнообразных дел, для которых вы используете память. Большинство обстоятельств, при которых вы запоминаете или воспроизводите информацию, представляют собой смесь имплицитного и эксплицитного использования памяти2. Теперь обратимся ко второму признаку, по которому классифицируются виды памяти. Декларативная и процедурная память Вы умеете свистеть? Проверьте. Или если не умеете свистеть, попробуйте щелкнуть пальцами. Какой вид памяти позволяет вам делать подобные вещи? Вы, наверное, помните, что пришлось этому научиться, но теперь все получается словно бы само собой. Все вышеприведенные примеры имплицитной и эксплицитной памяти подразумевали воспроизведение в памяти фактов и событий. Это называется декларативной памятью. Однако вы еще помните и то, как совершать некие действия, и этот вид памяти называется процедурной памятью. Поскольку основное внимание <...> будет уделено тому, как вы усваиваете и используете факты, давайте задумаемся о том, как вы приобретаете способность выполнять некие действия. Процедурная память относится к способу запоминания того, как что-то делается. Она используется для приобретения, сохранения и применения перцептивных, когнитивных и двигательных навыков. Теории процедурной памяти наиболее часто уделяют внимание тому, как научение разворачивается во времени8. Как вы переходите от осознаваемой 1 См.: Buchner A„ Wlppich W. On the reliability of implicit and explicit memory measures 2 См.: Toth J.P., Reingold E.M., Jacoby L.L. Toward a redefinition of implicit memory: 3 См.: Anderson J.R., RederLM. The fan effect: New results and new theories // Journal Герриг Р., Зимбарлдо Ф. [Виды памяти] последовательности декларативных фактов о некоем действии к неосознаваемому, автоматическому выполнению того же самого действия? И почему так происходит, что, освоив какой-нибудь навык, вам порой трудно вспомнить и описать составляющие его декларативные факты? Мы видим проявление этих закономерностей даже в таком простом деле, как набирание телефонного номера, ставшего со временем очень привычным. Сначала вам, наверное, приходилось сосредоточиваться на каждой цифре по очереди. Вы были вынуждены поочередно переходить от одного декларативного факта к другому: Сначала мне нужно набрать 2. Потом — набрать 0. Затем — 7. И так далее. Однако набирая этот номер достаточно часто, вы стали воспринимать его как совокупность — быструю последовательность нажатий на кнопки цифровой телефонной панели. Данный процесс называется компиляцией знаний1. Вследствие практики вы в состоянии выполнять действия без вмешательства сознания на протяжении более длительных отрезков времени. Но при этом у вас нет осознанного доступа к содержимому этих скомпилированных совокупностей. Возвращаясь к примеру с телефоном, следует заметить, что не так уж редки случаи, когда человек не может вспомнить телефонный номер, не представив, что набирает его. Вообще из-за компиляции знаний трудно поделиться своим процедурным знанием с другими людьми. Наверное вы это заметили, если родители учили вас водить машину. Хотя сами они могут быть хорошими водителями, у них, возможно, не все ладилось с изложением содержимого компилированной последовательности действий. Вы могли также заметить, что компиляция знаний способна привести к ошибкам. Если вы умеете быстро печатать, то, наверное, намучились из-за опечаток, связанных с определенным артиклем the: как только вы ударяете по клавишам t и h, палец тут же перескакивает на е, даже если на самом деле вы пытаетесь напечатать throne или thistle. Стоит вам в достаточной степени заложить последовательность печатания the в процедурную память, и почти не останется ничего другого, как ее закончить. Без процедурной памяти жизнь была бы крайне трудоемкой: вы были бы обречены, шаг за шагом, переходить от одной составляющей каждого действия к другой. Однако всякий раз ошибочно напечатав the, подумайте о компромиссе между скоростью печатания и возможной ошибкой. <...> ! См.: Anderson J Л. Skill acquisition compilation of weak-method problem solutions // Psychological Review. 1987. Vol. 94. P. 192-210. Тема 19. Психология памяти
|