![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эпизодическая и семантическая память
Мы уже ввели несколько видов памяти. Существует имплицитная и эксплицитная память, а также декларативная и процедурная память. Можно дать определение еще одному параметру, с учетом которого декларативные впечатления различаются по отношению к ориентирам, необходимым для воспроизведения их в памяти. Канадский психолог Эн-дель Тулвинг первым предложил ввести разграничение между эпизодическим и семантическим, видами декларативной памяти. Эпизодические впечатления сохраняют по отдельности память о конкретных событиях, которые вы пережили лично. Например, впечатления о самом счастливом дне рождения или о первом поцелуе хранятся в эпизодической памяти. Для того чтобы воспроизвести такие впечатления в памяти, понадобятся ориентиры, которые точно говорят что-то о времени события и о содержании событий. В зависимости от способа кодирования информации вы или сможете или не сможете восстановить в памяти точное отображение некоего события. Например, если у вас какие-либо точные следы в памяти, которые отличали бы то, как вы чистили зубы десять дней назад, от того, как вы это делали одиннадцать дней назад? Все свои знания вы начали усваивать в некоем особенном контексте. Однако существуют различные виды информации, с которыми вы сталкиваетесь во множестве разных контекстов. Информация восстанавливается в памяти без учета того множества раз и мест, где она вам встречалась. Эти семантические впечатления представляют собой родовые, категориальные впечатления, и их примером могут служить значения слов и понятий. Для большинства людей такие факты, как формула Е = тС2 и название столицы Франции не требуют ориентиров, указывающих на эпизоды, на исходный контекст, в котором информация была запечатлена в памяти. Разумеется, это не означает, что вы совершенно безошибочно восстанавливаете в памяти семантические впечатления. Вы прекрасно знаете, что можете забыть множество фактов, утерявших связь с контекстами, в которых вы их усвоили. Хорошее правило на случай, если вы не в состоянии воспроизвести по памяти семантическое впечатление, — вновь расценивать его как впечатление эпизодическое. Думая про себя: «Я знаю, что учил(а) имена римских императоров, изучая курс " Западная цивилизация"», вы, может быть, создадите дополнительные ориентиры, которые помогут выудить из памяти нужную информацию. 2. Представление о памяти и ее исследования в ассоцианизме Г. Эббингауз СМЕНА ДУШЕВНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ1
|