Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория памяти






Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запо­минании. Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.), была целиком постро­ена на учении об ассоциациях.



Тема 19 Психология памяти


Существенным в этой теории является то положение, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связей между представлениями и для их воспроиз­ведения.

Исходя из этого, Эббингауз и построил все свое исследование. Он пользовался рядами бессмысленных слогов, состоящих из трех букв (од­ной гласной, расположенной между двумя согласным, например туг-фал-дор-сэт), с выключением всех тех комбинаций, которые давали ка­кое-либо осмысленное слово. В подборе такого материала Эббингауз ру­ководился стремлением получить однородный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие осмыс­ленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс вос­произведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала.

Об этой классической теории, которая попыталась свести память к одним лишь ассоциативным связям, приходится сказать следующее: ас­социативные связи играют, несомненно, значительную роль, особенно в элементарных формах памяти; однако работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциаци­ям и не могут быть безостаточно объяснены ассоциативной теорией.

Помимо ассоциативных связей по смежности в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения, су­щественную роль играют смысловые связи. Память человека носит ос­мысленный характер.

Данные экспериментального исследования отчетливо вскрывают значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение ре­зультатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов, затем отдельных осмысленных слов и слов, объединенных в осмысленные пред­ложения связного текста, показало, что работа памяти находится в пря­мой зависимости от наличия смысловых связей, объединяющих запоми­наемый материал в более или менее обширные смысловые целые. По данным ряда исследователей, количество объединенных в фразу слов, которое запоминают испытуемые, в несколько раз превосходит количе­ство запоминаемых ими — при прочих равных условиях — бессвязных слов. <...>

Итак, ни в коем случае не отрицая и не умаляя роли ассоциаций в работе памяти (главным образом, элементарных форм ее) можно все же считать доказанным, что ассоциации не являются ни единственной, ни даже главной основой высших форм памяти человека. Анализ, система­тизация и осмысливание — вся предварительная работа мышления над содержанием — включаются в воспроизведение и влекут за собой пере­стройку процесса запоминания; смысловые связи имеют определяющее значение в запоминании осмысленного материала. Даже при запомина-


Рубинштейн С.А. Память



нии бессмысленного материала человек прибегает к опосредованному включению его в осмысленные связи. Исследования М. Фуко, из более новых, и целый ряд других отмечали этот факт, <...> Основной принцип опосредованного запоминания заключается в том, что подлежащий зау­чиванию материал включается в более обширный контекст, е которым опосредованно могут быть установлены осмысленные связи. <...>

Как ни существенна роль смысловых связей в процессе запомина­ния и воспроизведения, не подлежит, однако, сомнению, что превраще­ние смысловых связей в единственную и универсальную основу памяти было бы тоже неосновательно. Запоминание не всегда основывается на смысловых связях; не всякий материал и допускает такое запоминание. Ряды цифр, статистические данные, различные константы, номера теле­фонов запоминаются обычно не благодаря смысловым связям.

Но, с другой стороны, отсутствие смысловых связей не означает еще, что запоминание основывается только на ассоциациях. В тех слу­чаях, когда нет объединения материала в смысловое целое, в основе за­поминания часто лежит объединение материала в структурное целое. Под структурой мы разумеем в данном случае членение и объединение материала посредством его ритмизации, симметрического расположения и т.п.

Значение структурной оформленности, т.е. четкой расчлененности и связности, материала для запоминания выявилось еще в эксперимен­тальных исследованиях, которые в теоретическом отношении исходили из ассоциативной психологии. Общеизвестно, во-первых, что стихи запо­минаются легче, чем не стихотворный материал. Это объясняется тем, что, благодаря ритму и рифме, словесному материалу придается струк­турная оформленность. Тщательное экспериментальное исследование по­казало, что при запоминании пространственного ряда бессмысленных слогов или букв известную роль играет установление между ними опре­деленных пространственных отношений, их объединение в группы, фи­гуры и прочее. При слуховом восприятии материала существенную роль играет объединение материала посредством его ритмизации. Ряд ис­следователей (Г. Мюллер, Ф. Шуман, Т. Смит) выяснили, что насиль­ственное подавление ритмизации делало для некоторых субъектов совер­шенно невозможным запоминание. <...>

Совокупность фактов, свидетельствующих о роли структурного объ­единения материала в процессе запоминания, была использована гештальтп-сихологией. Ее представители попытались превратить структуру в такой же всеобщий принцип, каким ассоциация была для сторонников ассоциативной теории. Структурирование признается единственной и универсальной основой памяти.

К. Коффка отвергает универсальный принцип ассоциации, поскольку счи­тает, что если явления А, В, С... один или несколько раз встречались как чле­ны структуры и одно из них появляется снова с тем же характером принад-



Тема 19. Психология памяти


лежности к структуре, то возникает тенденция к более или менее полному и четкому воспроизведению всей структуры.

Вся многообразная деятельность памяти опять сведена к одной форме. Вместо универсального закона ассоциации гештальтисты пытаются установить универсальный принцип структуры. <...>

Структура, т.е. четкая расчлененность и связность материала, играет изве­стную роль в запоминании (особенно того материала, для которого простран­ственно-временное членение существенно, как, например, для фигур, рядов однородных предметов и т.п.), но она не является ни универсальной, ни са­модовлеющей основой памяти.<...>


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал