![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 21. Психология воображения
1. Воображение, его виды и функции Рубинштейн С.Л. [Природа и виды воображения]............................................................ 574 Рибо Т. Анализ воображения.................................................................................................. 581 Петухов В.В. Определение творческого воображения и основные характеристики его продукта.................................................................................... 607 Андерсон Д.Р. Умственное вращение..................................................................................... 628 2. Развитие воображения. Воображение и речь Рибо Т. Закон развития воображения................................................................................... 631 Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка................................................ 636 3. Творческое воображение. Методы стимуляции творчества. Анализ научных открытий Рубинштейн С.Л. [Творческое воображение]..................................................................... 643 Джонс Дж. Синектика............................................................................................................... 650 Альтшуллер Г.С. Курс «ЭРТЭВЭ» (из записок преподавателя)..................................... 658 Вертхаймер М. Открытие Галилея........................................................................................ 673 Пуанкаре А. Математическое творчество........................................................................... 679 Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи.............................................................................. 688 Петухов В.В. Основные подходы к изучению творческого воображения.................. 690 Общее содержание трехтомного издания текстов к курсу по общей психологии..................................................................................... 705 ПРЕДИСЛОВИЕ Третья книга третьего тома завершает серию книг с текстами к семинарским занятиям по курсу общей психологии. Она посвящена исследованиям памяти (тема 19), внимания (тема 20) и воображения (тема 21), В большинстве современных учебников и учебных пособий по психологии эти процессы относятся к познавательной сфере. В целостном курсе В.В.Петухова, ответственного редактора настоящего издания, они выделены в особый класс и названы универсальными психическими процессами, поскольку участвуют в любой деятельности и могут в своем развитии стать деятельностью. Они являются необходимыми условиями собственно познавательных процессов — восприятия и мышления, и в тесном взаимодействии друг с другом формируют ось субъективного времени: память относится к прошлому, внимание — к настоящему, воображение — к будущему. Поэтому процессы памяти, внимания и воображения можно также назвать и осевыми, а не только сквозными, как это делает Л.М.Веккер1, и не только универсальными, как это делает В.В.Петухов2. В истории психологии изучение этих процессов занимало различное место и приобретало различный удельный вес. Исследования памяти были ведущими в ассоцианизме Эббингауза и Рибо, внимание и воображение стали фундаментальными проблемами психологии сознания Вундта, Титченера и Джеймса. Позже в бихевиоризме на первый план вышло научение, а изучение памяти, внимания и воображения практически прекратилось. Возрождение исследований этих процессов в когнитивной психологии привело к появлению множества новых данных и частных моделей, которые до сих пор, несмотря на отдельные попытки, 1 См.: Веккер Л.М. Психические процессы. Субъект, переживание, действие, сознание. 2 См.: Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универ- Предисловие не удается объединить в одну общепсихологическую теорию. В настоящее время эти исследования идут в двух основных направлениях. Во-первых, в сторону изучения физиологических механизмов — в нейропсихологии когнитивных процессов. Во-вторых, под давлением запросов практики они смещаются на феномены, наблюдаемые в повседневной жизни. Медленно, вместе с возрастающим интересом к сознанию, происходит неуклонный рост исследований умственных образов и, в том числе, образов воображения. В данной книге, как и в предыдущих, сохраняется принцип, заложенный в программу со времен основания факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, — знакомить студентов с важнейшими достижениями отечественной и зарубежной психологии. Поэтому во все тома хрестоматии мы старались включать исследования, которые по праву считаются классикой мировой психологии. В этой книге к ним, безусловно, относятся работы А.Баддели, Ф.Крейка и Р.Локхарта, Д.Флейвелла и других авторов, впервые опубликованные на русском языке. Особенно приятно, что перевод многих из них сделан нашими студентами и аспирантами. Второй принцип, который можно назвать принципом целостности, реализуется в живом общении преподавателей и студентов на семинарских занятиях. Обсуждение текстов, относящихся к какой-то одной теме, проводится с опорой на знание других тем, что обеспечивает их связь друг с другом и единство курса общей психологии в целом. Примечательно, что в последней теме — «Психология воображения» — студенты выходят на проблему творчества, которое, как мы надеемся, станет доминантой их дальнейшей учебной и будущей профессиональной жизни в мире психологии. В этой теме особое значение имеют два текста В.В.Петухова. Мы приводим их не только потому, что он является автором данного курса, но и потому, что идеи В.В.Петухова открывают, на наш взгляд, новую страницу в исследованиях продуктивного воображения. В конце книги приведено содержание всех томов настоящего издания текстов и, соответственно, программа предлагаемого курса общей психологии. С нашей точки зрения, эта программа включает в себя основное ядро общепсихологических знаний, необходимых всем студентам. Это ядро сформировалось благодаря оригинальным психологическим исследованиям, определившим и определяющим на много лет вперед развитие нашей науки. Поскольку оно не является однородным, хотелось бы, чтобы в учебном курсе была представлена концепция, которая могла бы объединить эти знания. В курсе В.В.Петухова такой концепцией является общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева. Подчеркнем, что мы не считаем программу данного курса единственно возможной. В зависимости от количества учебных часов, отводимых на этот курс, и возможной специализации учащихся (а ими могут быть не только будущие психологи, но и педагоги, филологи, врачи и другие) преподаватели могут, выборочно опираясь на содержание тем, Предисловие вопросы к семинарским занятиям и соответствующие тексты, читать лекции и проводить семинары по собственным программам. Например, текст Б.В.Зейгарник «Запоминание законченных и незаконченных действий»1, который в настоящем издании вошел в тему 12 — «Психология мотивации», можно вынести на рассмотрение студентов в теме 19 — «Психология памяти», а тексты Л.С.Выготского «Память и ее развитие в детском возрасте» и А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания», включенные в тему 19 этой книги, можно поместить в тему 5 — «Социокультурная регуляция деятельности»2. Одна из традиций учебного процесса на факультете психологии МГУ состоит в том, что студенты не изучают психологию по какому-нибудь одному учебнику. Во-первых, они слушают лекции, а во-вторых, читают и обсуждают на семинарах тексты, написанные наиболее авторитетными учеными и преподавателями и собранные в хрестоматиях. К счастью, в 1998—1999 гг. полный курс лекций по общей психологии В.В.Петухова был записан на видеопленку и в настоящее время может быть приобретен в УМК «Психология»3. Материалы этой книги составлены с учетом программы семинарских занятий, подготовленной ведущим научным сотрудником В.Я. Романовым. Мы также глубоко благодарны О.Н.Субботиной за помощь в технической подготовке данной книги. Особую признательность хотелось бы выразить рецензентам всех семи книг хрестоматии проф. А.Н.Гусеву и проф. В.А.Иванникову, а также сотрудникам редакции М.И.Черкасской и О.В.Кокоревой, подготовивших их к изданию. Ю.Б.Дормашев, кандидат психологических наук; С.А.Капустин, кандидат психологических наук (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии) 1 См.: Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. М.: 2 См.: Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 1: Введение. М.: УМК «Психология», 3 См. сайт УМК «Психология» по адресу: https://psychosoft.ru
|