Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические и методологические основы создания художественно-эстетической развивающей среды
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в образовательном учреждении – это среда в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Прежде чем рассматривать, что собой представляет эстетически организованная воспитывающая среда, в которой находится ребенок, следует обратить внимание на то, как понимается среда, в которой живет человек, учеными, так как среда всегда должна соотносится с тем, на кого она обращена. Важную роль в развитии ребенка, воспитании его культуры, успешном освоении им художественно-творческой деятельности отводила среде Е.А.Флерина. При этом она имела в виду материальную среду, включая в нее все вещественное, окружающее ребенка и воздействующее на все органы чувств. Говоря о необходимости организации среды, отвечающей возрастным особенностям детей и задачам воспитания ребенка, она считала важным организовывать взаимодействие ребенка с окружающей средой, что, по ее мнению, формирует творческую активность ребенка. Велико значение предметно-пространственной эстетически организованной среды во всестороннем воспитании детей. Отечественные педагоги и деятели культуры видели в создании эстетической благоприятной для детей среды большие возможности в развитии художественных способностей и творческой одаренности у детей. Впервые об этом сказал А.Ф. Лазурский. Об этом писали также А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Е.А.Флерина, позднее В.А. Сухомлинский. Итак, среда как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок, издавна рассматривалась педагогами, философами, психологами в качестве одного из важнейших факторов формирования личности ребенка. В наши дни эти мысли развивают А.И.Савенков, О.В.Цаплина, Е.А.Пелих, С.Л.Новоселова, В.И.Ляскало, Е.А.Екжанова и др. Все они подчеркивают не только важность организации эстетической среды, но и необходимость ее вариативности, периодической изменчивости. Созданию предметной развивающей среды уделяла внимание С.Л. Новоселова. В разработанных ею методических рекомендациях «Развивающая предметная среда» рассматриваются компоненты развивающейся среды, ее педагогическое значение, требования к созданию среды и другие. Рассматривая педагогическое значение развивающейся предметной среды, С.Л.Новоселова предлагает заменить традиционный принцип наглядности на принцип деятельности. Вряд ли можно согласиться с исключением принципа наглядности, особенно применительно к воспитанию детей дошкольного возраста, которые мыслят образами и образное мышление которых основывается на образах восприятия. И сама созданная развивающая среда представляет собой яркое проявление наглядности, и воздействует она на детей непосредственно. Что касается деятельности, то деятельностный подход и предполагает при создании среды основываться на учете потребностей разнообразных деятельностей. И оба названных принципа не исключают, а дополняют друг друга. Однако книга, безусловно, полезна и заслуживает внимания. Исследования психолога В.Н. Дружинина показали, что, чтобы творческость (креативность) как глубинное (личностное), а не только как поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды. Среда, активизирующая творческий потенциал ребенка, по мнению ученого, должна быть многовариантной, не застывшей. Такая среда вызывает у детей стремление к поиску творческих ориентиров. Несмотря на то, что важную роль среды в воспитании детей, в развитии их творческой и интеллектуальной активности признавали многие педагоги, специальных исследований в этом направлении практически не осуществлялось. Одной из немногих таких работ можно назвать исследования О.В. Цаплиной, завершенное в конце 90-х годов 20 века. Разрабатывая проблему формирования художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе интеграции разнообразных творческих деятельностей, Е.А.Пелих создает эстетический центр, включающий изостудию, изостудию, зимний сад, театральную студию, скульптурную мастерскую. Эстетически было оформлено каждое помещение, где жили и занимались дети. Е.А. Пелих подчеркивает, что созданная эстетическая среда способствовала формированию у детей творческой активности, художественного вкуса, эстетической оценки, чувства прекрасного. [36] Предметно-пространственная среда в детском учреждении имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует у него представление о красоте, вкус, ценностные ориентиры. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. Оказывает влияние на ребенка любая среда и это влияние может быть, как положительным, так и отрицательным. Исследователи предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении (Е.А. Екжанов, Т.С.Комарова, О.В. Цаплина, О.Ю. Филлипс, Е.А.Пелих и другие) отмечают, что в современных условиях среда часто бывает перегружена, недостаточно продумано выделение зон для разнообразных видов деятельности детей. Перегруженность среды не позволяет детям сосредоточиться на чем-то, чем бы хотелось бы заняться, развивается рассеянность, притупляется взгляд, наблюдательность и вызывает нервные перегрузки и утомление. Такая среда оказывает на детей отрицательное влияние. Для того, чтобы оно было положительным, предметно-пространственная среда должна быть эстетически организована и заключать в себе возможности осуществления изобразительной деятельности. Под предметно- пространственной средой мы понимаем созданную в дошкольном учреждении обстановку, в которой живет ребенок. Эстетически организованная среда в детском учреждении, безусловно, функционально значима. Она должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, разработанным для дошкольного учреждения. Здесь все имеет значение: свежий воздух, чистота всех помещений, их освещенность, высота столов и стульев. Это создает среду психологически и экологически комфортную, благополучную для жизнедеятельности детей. Предметно-развивающая эстетически организованная среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающих детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной творческой деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений, интеллектуальному развитию детей. Опираясь на психолого-педагогические исследования (В.В.Давыдова, Л.Б.Переверзева, Л.П. Печко, В.А.Петровского, А.И.Савенкова, Е.А. Екжанова, Е.А.Пелих и др.), и исходя из задач формирования художественно-творческих способностей можно определить требования к организации эстетически воспитывающей среды: - среда должна быть сменяемой, разнообразной и сложной, вариативной, динамичной. Она должна осуществлять всестороннее развитие личности дошкольника; - среда должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом; - среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимым для развертывания деятельности компонентами; - в создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимодействия всех ее компонентов, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные способности, предпочтения и склонности; - необходимо постоянное обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики ее восприятия ребенком; - предметно-пространственная среда должна быть организован так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивают уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку; - соответствие среды возрастным особенностям. Эстетическая среда должна быть создана каждый день. Она заключается в эстетичности содержания, в обладающих эстетическими качествами материалах, которые используются при непосредственно-образовательной деятельности, а также при совместной и самостоятельной деятельностях (материалы для работы, например, бумага, ножницы, баночка для клея, коробочка для обрезков бумаги, кисти и т.п. для занятия аппликацией). Эстетическая насыщенность непосредственно-образовательной деятельности заключается в хорошо продуманном содержании, подлежащему освоению детьми. Она должна быть интересной, доступной детям, логически выстроенной, вызывать у детей положительные эмоции, творческую активность, и приносить удовлетворение достигнутым результатом. В эстетическом оформлении уголка по изобразительной деятельности используются произведения изобразительного искусства, включая и народное искусство во всех его видах. Произведения искусства используются в качестве эталона прекрасного. Это позволяет детям увидеть и понять, как прекрасен окружающий их мир через осмысление и изображение его художником, скульптором, народным мастером. Это наглядно показывает детям многообразие вариантов прекрасного, раскрывает индивидуальность и мастерство художника. Эстетически развивающую среду образуют и произведения художественного творчества детей, которые следует выставлять в групповом помещении. Среда, оформленная детскими произведениями, имеет огромное общеразвивающее и воспитывающее значение. Дети видят каждый свое произведение среди других, могут сравнивать, понять их достоинства. Это побуждает их творческую активность. Часто у них возникает желание усовершенствовать свое изображение. Неотъемлемая часть духовной и материальной культуры человечества – игрушка. Игрушка – неизменный и весьма значимый спутник ребенка на протяжении всего детства. В ней воплощен предметный мир, окружающий ребенка, отношение взрослого мастера, создавшего игрушку, к ребенку. Игрушка заключает в себе стремление взрослого развлечь, позабавить ребенка, но и не только это. Игрушка возбуждает мыслительную и творческую активность ребенка; она способствует его интеллектуально-эстетическому воспитанию, которое осуществляется при восприятии ребенком народной игрушки, ее познании и использовании в изобразительном творчестве. Через игрушку малыш познает предметный мир, переданный мастером в игрушке, отношение мастера к этому миру, его представление о добре и красоте (обратите внимание на выразительные позы людей, их лица, на позы и движения животных, образы которых переданы в игрушках). В педагогическом процессе игрушка может использоваться в разных направлениях: как предмет, произведение народного декоративно-прикладного искусства, как эталон для развития творчества. Народное искусство, в то числе и народные игрушки, имеют громадное значение в воспитании ребенка: формируют его личность через усвоение народной культуры. Народная игрушка передает детям представления народа о красоте, развивает у них эстетическое восприятие, формирует эстетическую оценку и эстетическое отношение к искусству и окружающей жизни; развивает у детей художественный вкус, способствует развитию эстетических чувств, формированию творческой активности. Создание эстетической развивающей среды немыслимо без широкого включения искусства, всех его видов. Сегодня, актуальность средового подхода определена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ДО) п.3 в виде системы требований: 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
|