Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обоснование программы развития художественно-эстетических качеств у дошкольника ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к одному из видов изобразительной техники – аппликации. Учитывая особенности развития качеств личности, изучение возрастных особенностей детей, современные подходы к использованию традиционных и нетрадиционных техник аппликации, новизну организации непосредственно-образовательной деятельности – творческие мастерские мы осуществили следующую последовательность педагогических действий: 1) Эстетическая развивающая среда нашей группы, характеризуется эмоционально-психологической комфортностью. Она рационально организованная, насыщенна разнообразными предметами и материалами, инструментами, играми. В группе имеется специальный шкаф для изобразительной деятельности, в котором размещено все необходимое для этой деятельности. В шкафу на открытых полочках помещены предметы прикладного искусства. Значительное место занимают репродукции полотен известных художников, специально подобранные иллюстрации к книгам, большие художественные альбомы, книги о художниках, детские журналы о творчестве: «Веселый художник», «Коллекция идей» и другие. Каждый ребенок, в окружающей его среде, может найти то, что больше всего его привлекает, радует, создает хорошее настроение. В организации среды используются технические средства обучения. 2) Эффективно используется раздевалка группы. В ней организуются выставки детских работ, на которых еженедельно меняется экспозиция. Выставка детских работ является результатом проделанной работы детей и педагога. Это место, где дети могут оценивать свои достижения, успехи, делится положительными эмоциями, что повышает самооценку ребенка. Каждый экспонат выставки – это часть единого целого, которая воспитывает чувство сплоченности и коллективизма, развивает эстетические чувства и вкус детей. В раздевалке также размещен стенд с грамотами за участие в различных конкурсах. Грамоты для детей являются поощрением за их старания, и предметом гордости. 3) Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствовала познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, деятельности, творчеству. 4) Непосредственно-образовательная деятельность проходила в форме творческих мастерских. Содержание программы представлена в приложении 5. Дошкольники сензитивны для развития воображения, и поэтому, взаимодействуя с ребенком, мы создали все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Для того, чтобы не спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы, мы в работе использовались задания, игры, рассказы, сказки, развивающие творчество. 5) Изобразительная деятельность устраивали таким образом, чтобы дети могли свободно перемещаться, выбирать себе место и необходимое оборудование, художественные материалы и различные предметы (скульптурки, муляжи, игрушки, посуду и другие). 6) Программа нацелена не столько на обучение азам аппликации, сколько на развитие личностных и психических процессов у детей. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Здравствуй, зимушка-зима», взятый из содержания программы, представлен в приложении 4. Итак, человек, которому с детства распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многостороннее, он полнее и радостнее живет. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела.
Выводы по 2-ой главе: По данным диаграммы видно, что результаты работы по художественно - эстетическому развитию воспитанников в течение года показывают устойчивую положительную динамику, которая проявляется в результатах усвоения программы. Уровень развития художественно-эстетических качеств личности ребенка повысился на 9%. Этому способствует: организация работы в форме творческой мастерской, использование нетрадиционных техник и разнообразного материала, творческое сотрудничество детей и педагога, участие в выставках и конкурсах, сотрудничество с другими учреждениями.
Заключение В ходе исследования по теме работы мы пришли к следующим выводам: 1) Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. При рассмотрении понятия «художественно-эстетическое воспитание» мы определили наиболее значимые для нас положения: - это процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного; - формирование у ребенка способности воспринимать и ощущать красоту не только в искусстве, но и в повседневной жизни; - формирование художественного вкуса; - развитие способности к самостоятельному творчеству; - активная педагогическая деятельность. 2) Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребёнка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к культурным проявлениям, личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности. 4) Использование в работе творческих мастерских способствует развитию творческого потенциала. Строя непосредственно-организационную деятельность по определённой схеме, педагог не ограничивает фантазии ребёнка и его творческие порывы, а лишь направляет их в нужное русло, формируя правильный эстетический вкус и воспитывая личность, имеющую чувство прекрасного и способность выражать свой взгляд на мир, с помощью собственных художественных творений. 5) В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель - уровень развития художественно-эстетических качеств увеличился на 9%. Анализ полученных результатов показывает важность и эффективность проведенного исследования и позволяет сделать вывод, что для развития художественно-эстетических качеств личности целесообразно использовать творческие мастерские. Реализуя художественно-эстетическое воспитание ребёнка в дошкольном возрасте, мы обеспечиваем в будущем становление творческой личности.
Библиография 1. Беляев, А.А., Новиков, Л.И., Толстых, В.И. Эстетика. Словарь. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с. 2. Башарина, Н.М. Работаем по программе «Путешествие в прекрасное» / Н.М. Башарина //Начальная школа: плюс до и после. – 2004. - №4 – с.50-59. 3. Белова Н.И. Технология педагогических мастерских. / Н.И. Белова //Естествознание в школе. – 2004. - №6. - с.54-59. 4. Бочкарева О.И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Средняя группа. /Автор-сост. О.И.Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96с. 5. Бочкарева О.И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Старшая группа. /Автор-сост. О.И.Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96с. 6. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – с.57-67. 7. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В.И. Волынкин. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 441с. 8. Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». – М.: Просвещение, 1991. – 96 с. 9. Груздова, И.В. Настольная книга для воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольника / И.В. Груздова [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 376, [1] с.: ил. [6] л. ил. – (Сердце отдаю детям). 10. Дзикевич, С. А. Эстетика: Начала классической теории: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2011. — С. 40. 11. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: метод. пособие / Н.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 125 с.: ил. 12. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985. - 186с. 13. Комиссарова, М.В. Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через художественно-эстетическое воспитание [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. – М., 2003-2014. – URL: https://festival.1september.ru/articles/561117/(5.11.2014).
15. Лазарева, М. Формирование замысла в изобразительном творчестве дошкольников на интегрированных занятиях / М.Лазарева // Искусство в школе. – 2009. - №3. – с. 22-24 16. Лихачев, Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998. 17. Лихачев, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев // Педагогика. – 2007. - №9. – с. 50. 18. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985 – с. 51. 19.Лубышева, Е. Эта волшебная бумага / Е. Лубышева, В, Брусова, Н.Лазебная // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – с. 49-54. 20. Лыкова, И. Праздничные дни календаря (Художественно-эстетическое развитие) / И. Лыкова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – с, 42-50. 21. Лыкова, И. «Муха-Цокотуха», гармония природы и симметричная аппликация (Художественно-эстетическое развитие) / И. Лыкова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – с, 42-50. 22. Мелик-Пашаев, А. Первый пласт эстетического развития / А.Мелик-Пашаев // Искусство в школе – 2003. – №6. – с.30-32. 23. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 592 с. + цв.вкладка. 24. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 59 с, 25. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с. 26. Ожегов, С.И. Словарь русского языка Изд. 7-е, стереотип. М., «Советская энциклопедия», 1968. – с.895 27. Петрушина, С.В. Образовательные и развивающие возможности аппликации. / С.В. Петрушина // Начальная школа. – 2004. - №5. – с.36-39. 28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]: Российская газета – 20 декабря 2014. - Режим доступа: https://www.rg.ru/ 29. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с. 30. Ратушная, С.В. Развитие креативности детей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения // Омск. науч. вестн. – 2009. - № 4 (79). – С. 156-160: [Электронный ресурс]. - URL: https://lib.omgtu.ru/? p=156& id=ShowFT& o=sp& b=950ea9d8303a88d48de72607ec2fb681 (5.11.2014). 31. Рослякова, Е.Е. Эстетическое воспитание и знакомство ребенка дошкольного возраста с искусством / Е.Е.Рослякова // Начальная школа: плюс до и после. – 2004. - №4 – с.62-64. 32. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (из опыта работы) / Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 192 с.: ил. 35. Шишлина М.Н. Коллективное творчество как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. – М., 2003-2014. – URL: https://festival.1september.ru/articles/577257/ (5.11.2014) 36. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128с. 37. Ярыгина, А. Фитодизайн (Художественно-эстетическое развитие) / А. Ярыгина // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5 – с.41-47.
1) www.nsportal.ru 18.11.2014 2) www.wikipedia.org 12.12.2014
|