Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика диагностирования художественно-эстетических качеств личности дошкольника
Согласно ФГОС дошкольного образования:
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Цель диагностики: отслеживание формирования художественно-эстетических качеств личности дошкольника.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг предполагает:
- постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
В педагогическом процессе используем технологии образовательного мониторинга программы «Детства».
Наиболее оптимальным режимом организации мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года) и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.
Для мониторинга художественно-эстетических качеств развития ребенка выделила три интегративных качества:
1. Любознательный, активный;
2. Эмоционально-отзывчивый;
3. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Характеристики этих качеств представлены в таблице 1. Для выявления уровня развития художественно-эстетических качеств личности ребенка составлены сводные таблицы по возрастам (приложение 1 и 2).
Таблица 1
Мониторинг художественно-эстетических качеств развития ребенка
Качества
| Характеристика
качества
| Метод
диагностики
| Цель
| Процедура организации и проведения
| Любознательный, активный
| Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
Принимает живое, заинтересо-ванное участие в образовательном процессе
Способен самостоя-тельно действовать в художест-венной деятельности
| Наблюдение за проявлением любознатель-ности
Наблюдение за проявлениями активности в деятельности
Наблюдение за проявлениями самостоятель-ности
| Изучение особеннос-тей прояв-ления детьми любознатель-ности, инте-реса к новым объектам
Изучение особеннос-тей прояв-ления активности детей в деятельности
Выявление способности действовать самостоятельно в худо-жественно-творческой деятельности
| Проявляет интерес к новым предметам, объектам;
задает вопросы об известных ему предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации; самостоятельно исследует предметы.
Частота обращений ребенка к деятельности: часто, редко, не обращается;
Характер обращений к данной деятельности: самостоятельно, по инициативе воспитателя или сверстников; Преобладающие виды деятельности; использование необходимых атрибутов, ма-териалов, предметов, содер-жащихся в предметной среде:
- использует разнообразные материалы, предметы: само-стоятельно, по инициативе взрослого или сверстника, репродуктивно, творчески;
- использует однообразные материалы, предметы,
- редко пользуется материала-ми, предметами для решения задач деятельности;
Особенности содержания задач деятельности ребенка:
- соответствует программному содержанию;
- компилирует опыт приобре-тенных представлений;
-активно применяет культур-ные практики, самостоятельно экспериментирует, обобщает полученный опыт (видит за-дачи и варианты их решения в деятельности самостоятельно).
Наблюдение художественно-творческой деятельности детей
Критерии наблюдения: интерес, активность, инициа-тивность, ответственность, автономность, творчество, целеполагание, познаватель-ный компонент.
| Эмоционально-отзывчивый
| Эмоциональ-но реагирует на произве-дения изоб-разительного искусства
| Наблюдения для выявления характера эмоциональ-ного реагиро-вания на произведения изобразительного искусства
| Выявление характера эмоциона-льного реагирования на произве-дения изоб-разительного искусства
| Воспринимаемое произведе-ние должно соответствовать возрастным особенностям детей.
Отношение ребенка к процес-су рассматривания картины: равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь;
Экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время рассматривания картины: хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен;
Сопровождение рассматрива-ния картины: притопывает, хлопает в ладоши; неподви-жен, сосредоточен; отвлекает-ся на другую деятельность;
Эстетическая оценка картины: самостоятельно, с помощью воспитателя, не происходит.
Разнообразие вербальной оценки: использует множество прилагательных, сравнения, ассоциации; 1-2 типичных прилагательных; другие средства оценки; не стремится к оценке произведения; не участвует;
Реакция на картину: сразу, в процессе восприятия; после восприятия; отсрочено в других видах деятельности.
| Способный решать интеллектуальные и личностные задачи
| Интерес к творчеству
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в работе
| Беседа для выявления представле-ний о творчес-тве и отноше-ний к творчес-тву
Праксиметрия- анализ продуктов детской деятельности для выявления особенностей способов действий и продуктов детского творчества
| Выявление представле-ний о творчестве и отношений к творчеству
Выявление особенностей способов действий и продуктов детского творчества
| В ходе индивидуальной беседы выявляется отношение к творчеству и представления ребенка о творчестве
Детям дают инструкцию: «С помощью бумаги изобрази фантазию. Что-нибудь необычное и яркое». После этого ребенку предлагают рассказать о том, что и почему именно это он сделал. Анализ способов действия и анализ продуктов детского творчества проводится по следующим критериям: отношение, самостоятельность, оригинальность.
|
|