Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи курса.
Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать свой образ жизни с точки зрения влияния на здоровье; ознакомить учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм, с приемами оказания доврачебной помощи; ознакомление учащихся с организацией работы работников медицинских специальностей; совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием. Воспитательные: формирование социальной активности, навыков здорового образа жизни. Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, самостоятельности, ответственности, аккуратности, воображения. Курс «Химия и медицина» рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность курса – год; объем – 34 ч.; периодичность проведения занятий– 1 раз в неделю. Требования к уровню знаний и умений учащихся. Учащиеся должны знать: · понятия «лекарственные вещества», «ядовитые вещества», «белки», «жиры», «углеводы», «ферменты», «гомеостаз», «буферные системы», «витамины», роль неметаллов и металлов в природе, «макроэлементы», «микроэлементы», «осмотическое давление», «лекарственное растение»; · фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия; · семейства растений, морфологические признаки изученных на занятии лекарственных растений; · влияние на состояние здоровья человека вредных веществ; · правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения; · правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента. Учащиеся должны уметь: · проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы, катионы и анионы; · работать с лабораторным оборудованием; · идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций; · решать расчетные задачи с медицинским содержанием; · работать в группе; · анализировать состав лекарственных препаратов; · определять лекарственное растение при помощи определителя растений. Содержание элективного курса Тема 1. Химия и медицина (1 ч) 1. Роль химии в медицине. Знакомство с основными задачами медицины, роль аналитической, фармацевтической химии. Методы химического анализа, качественный и количественный анализ. Первые шаги химии в медицине. Т. Парацельс – основоположник медицинской химии. К. Гален – фармаколог. Лекарства и яды в древности. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант. Тема 2. Вещества живых клеток (9 ч) 1. Химия белков. Структура, химический состав, обмен, свойства, классификация, биологическое значение, норма белка в питании. Промежуточный обмен. Белки сыворотки крови. Патология обмена. 2. Обнаружение белков. Практическая работа №1 Цветные реакции. Реакции осаждения: обратимые и необратимые. 3. Химия углеводов. Переваривание и всасывание, промежуточный обмен, анаэробный и аэробный распад, регуляция обмена, свойства, биологические функции, патология обмена. Исследование обмена углеводов. 4. Обнаружение углеводов. Практическая работа №2 «Обнаружение молочной кислоты в скисшем молоке». 5. Химия липидов. Классификация. Простые и сложные липиды. Переваривание и всасывание, промежуточный обмен, биологические функции, превращение фосфолипидов, холестерина, триглициринов. Регуляция обмена и патология. 6. Обнаружение липидов: лицетина, холистерина, глицеринсодержащих липидов. Практическая работа №3 «Качественные реакции на жиры». 7. Витамины. Биологическое значении витаминов, классификация, гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз, симптомы недостаточности, суточная потребность, источники витаминов. 8. Ферменты. Химическая природа, свойства, механизм действия, значение для медицины. 9. Обнаружение действия ферментов, свойства: влияние температуры, кислотности, активаторов и ингибиторов на свойства ферментов. Практическая работа №4 «Определение активности ферментов». Тема 3. Водно-минеральный обмен в организме человека (7 ч) 1. Водно-минеральный обмен. Гомеостаз, обмен воды и минеральных веществ, патология, осмотическое давление. 2. Биологическое значение макроэлементов: серы, фосфора, кислорода, азота, углерода. 3. Металлы. Понятие о металлах – биогенах, истории открытия и использования препаратов, содержащих металлы, токсическое действие металлов на организм. 4. Определение макроэлементов. Практическая работа №5 «Обнаружение ионов К, Ca, Na, Cl. 5. Значение микроэлементов. Биологические свойства, распространение в природе, токсическое действие на организм. 6. Определение микроэлементов. Практическая работа №6 «Качественные реакции на ионы Fe, Mn, Cu, Mg, Zn, I. 7. Буферные системы в организме. Значение для жизнедеятельности организма сохранения постоянства кислотности жидких сред. Механизмы, поддерживающие постоянный уровень кислотности. Тема 4. Гигиена питания (3 ч) 1. Диета и питание при различных заболеваниях. Гигиена питания. 2. Значение воды в жизни человека. Очистка питьевой воды, изучение строения бытового фильтра для очистки воды, методы обеззараживания воды. 3. Определение пригодности воды для питья. Практическая работа №7 «Определение пригодности воды для питья». Тема 5. Лекарственные средства (4 ч) 1. Основные лекарственные средства и их применение: анальгетики, сульфаниламидные препараты, антибиотики и т.д. Химическая природа и безопасность применения лекарственных препаратов. 2. Знакомство с препаратами первой медицинской помощи. Практическая работа №8 «Содержание медицинской аптечки». 3. Определение некоторых лекарственных препаратов. Практическая работа №9 « Качественные реакции на аскорбиновую, борную кислоту, иод, глюкозу, стрептоцид, тетрациклин». 4. Экскурсия в аптеку. Знакомство с работой фармацевтов, аналитиков, провизоров. Тема 6. Лекарственные растения (4 ч.) 1. Лекарственные растения. Морфологические признаки, правила сбора, сушки, химический состав, применение в медицине. 2. Лекарственные растения нашей местности. Практическая работа №10 «Практическое изучение внешних признаков лекарственных растений по гербариям». 3. Определение лекарственных растений на экскурсии, сбор гербариев. 4. Нетрадиционная медицина. Знакомство с методами и приёмами народной медицины. Тема 7. «Химия вредных привычек» (2 ч) 1. Здоровый образ жизни. Биохимическое обоснование действия на организм человека никотина и алкоголя. Химия наркотических веществ. Обоснование вреда употребления наркотиков. «Здоровому все здорово». 2. Практическая работа №11 «Изучение влияния никотина и алкоголя на белки растения». Тема 8. Химия вокруг нас (2 ч) 1.Химия вокруг нас.Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Химия на дачном участке. Консерванты и красители. Химия средств гигиены и косметики. 2. Основные правила обращения с химикатами. Оказание первой помощи при пищевых отравлениях, ожогах кислотами и щелочами. Тема 9. Медицинские специальности (2 ч) 1. Профессии работников медицинского и фармацевтического направления. Приглашение на занятия медработника. Ознакомление со среднеспециальными и высшими учебными заведениями. Основные предприятия фармацевтической промышленности. 2. Экскурсия в районную поликлинику. Темы сообщений и проектных работ учащихся: 1. Физиологическая роль химического элемента. 2. Химический анализ биологических объектов. 3. Наиболее известные яды. 4. Биологическая активность отдельных химических элементов. 5. Наркотики: характер влияния на организм. Опасность применения. 6. Декоративная косметика. 7. Химические средства гигиены и косметики. 8. Здоровье воды – здоровье человека. 9. История курения. Химический состав табачного сырья и продуктов его горения. 10. Токсическое воздействие этанола на организм человека.
|