Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое внедрение элективного курса ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Разработанная программа межпредметного элективного курса «Химия и медицина» была апробирована в МБОУ «СОШ № 64» в профильном 10 Б классе (2014-2015 учебный год). В ходе лекционно-практических занятий обучающиеся успешно усвоили содержание лекций данного элективного курса, на что указывают высокие результаты проведённого итогового тестирования. Была достигнута задача по повышению интереса у учащихся к предметам естественнонаучного цикла. Обучающиеся профильного 10 Б класса в течение учебного года регулярно посещали лекционно-практические и экскурсионные занятия. В ходе написания дипломной работы автором осваивались методы исследования: изучение литературы, аналитический, описательный, педагогический эксперимент. Воспользовавшись методом педагогического эксперимента в рамках апробированного в МБОУ «СОШ № 64» межпредметного элективного курса «Химия и медицина» в профильном 10 Б классе, был создан учебный опытно-практический проект под названием «Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды», который планируется реализовать в течение последующих лет. Практическая значимость проекта. Проект «Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды» направлен на: · формирование у педагогов, обучающихся и их родителей, общественности мотивации на здоровый образ жизни; · формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека; · формирование умения проявлять познавательную и продуктивную инициативу; · воспитание любви и уважения к природе; · установление новых форм взаимодействия между обучающимися, родителями, педагогами, общественностью. Участники проекта. Педагоги школы, обучающиеся и их родители, общественность. Постановка проблемы. Здоровье – это самое ценное, что может быть у человека. Однако оно не существует само по себе, так как оно непостоянно и изменяемо. Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать его – огромная каждодневная работа с самого рождения человека. Особое место в улучшении состояния здоровья человека следует отдать комнатным растениям. Это не только деталь украшения интерьеров, но и фактор улучшения микроклимата, оздоровление воздушной среды. Исследования учёных показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека. Было отмечено, что одни растения благоприятно действуют на состояние здоровья, а другие вызывают отрицательные действия ввиду индивидуальных особенностей. Третья группа растений используется как лекарственная. Доказано, что растения подавляют и уничтожают многие вредные организмы, благодаря выделению особых летучих микроэлементов – фитонцидов. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха. Они же обуславливают и такую его характеристику, как свежесть. Свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Очень важно, чтобы в каждом доме росли растения, обладающие только полезными фитоорганическими веществами. Цель проекта. Создание условий для здоровьесбережения людей. Задачи проекта: · организация научно-просветительской и профилактически-оздоровительной работы с педагогами школы, обучающимися и их родителями, общественностью; · повышение интереса к здоровому образу жизни и к биологическим методам (комнатные растения), обеспечивающим здоровьесбережение. Стратегия достижения поставленной цели. К реализации данного проекта будут привлечены педагоги школы, обучающиеся, общественность. Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый. На первом (подготовительном этапе) будет подобрана и изучена методическая и справочная литература. Будет проведено тестирование педагогов, обучающихся и их родителей по данному вопросу. Будут созданы уголки природы в кабинетах школы и приобретено оборудование, инвентарь по уходу за комнатными растениями. Будет произведён подбор растений и их размещение. Будут созданы паспорта растений каждого кабинета школы. Во втором (основном этапе) будут проведены для родителей консультации, беседы, нетрадиционное родительское собрание. Для детей будут проведены подвижные, дидактические, сенсорные игры, беседы о растениях, способствующие обучению и расширению знаний о комнатных растениях. Будут проведены тематические выставки комнатных растений. Также будут проведены оздоровительные мероприятия, такие как дыхательная гимнастика с использованием комнатных растений, релаксация в уголке природы, чаепитие с лекарственными травами, ароматерапия с использованием запахов цветов. Будет проведено занятие с детьми «Путешествие в страну цветов». На третьем этапе (итоговом) будет проведён анализ полученных результатов. В приложении к дипломной работе представлена презентация настоящего проекта (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Заключение
В ходе настоящего исследования рассмотрены элективные курсы как важная составляющая профильного образования, обосновано их дальнейшее использование и внедрение в практику общеобразовательной школы ввиду того, что в современных ФГОС наряду с базовой частью предусмотрено и вариативная часть, которая позволяет углубленно изучать тот или иной предмет. Нами разработана программа межпредметного элективного курса «Химия и медицина» для учащихся 10-х профильных классов. Разработанный курс обеспечивает осмысление и усвоение учащимися теоретического и практического материала по курсам «химия» и «биология» в профильных 10-х классах, способствует развитию интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла и будущей профессиональной ориентации школьников. Программа элективного курса согласована на заседаниях школьного и районного методических объединений учителей биологии и химии, апробирована в МБОУ «СОШ № 64» в профильных 10-х классах. Изложенные выше результаты и примеры практического внедрения программы свидетельствуют об успешности этой апробации. Поставленные задачи в работе достигнуты, как и цель исследования, подтвердилась выдвинутая гипотеза – удалось значительно повысить интерес к предметам естественнонаучного цикла у учащихся профильных классов и профессионально их сориентировать. Сформулируем основные выводы по работе: 1. рассмотрены теоретические аспекты по вопросу профильного образования в общеобразовательной школе; 2. разработана программа элективного курса «Химия и медицина» для учащихся профильных 10-х классов; 3. разработанная программа элективного курса успешно апробирована в МБОУ «СОШ № 64» в профильных 10-х классах. Список использованной литературы
1. Андреева И.Д. Профильное обучение: вчера, сегодня, завтра / И.Д. Андреева // «Биология в школе» – 2004. – №5. – С. 21–24. 2. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // «Педагогика» – 2004. – №2. – С. 28–34. 3. Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение // «Воспитание школьников» – 2004. – №1. – С. 2–8. 4. Гефен А.Н. Профильное обучение в старшей школе: комментарий психолога // «Эффективная педагогика» – 2004. – №6. – С. 13–16. 5. Глазунов А.Т. Британская профшкола / Под ред. А.Т. Глазунова. – М.: «Дрофа», 1999. 6. Довжко Ф.Е. Исторический опыт реформирования профильного технического образования России / Под ред. Ф.Е. Довжко. – М.: «Дрофа», 1999. 7. Ермаков Д.С. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения // «Профильная школа» – 2005. – №1. – С. 34–40. 8. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения // «Школьные технологии» – 2003. – №6. 9. Жафяров А.Ж. Предпрофильная подготовка на средней ступени общего образования // «Профильная школа» – 2004. – №3. – С. 28–29. 10. Захаров Н.Н., Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация школьников / Под ред. Н.Н. Захарова. – М.: «Просвещение», 1993. 11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования – М., 2002. 12. Концепция модернизации образования РФ на период до 2020 г. – М., 2015. 13. Ленер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении // «Профильная школа» – 2004. – №3. – С. 12–15. 14. Лисичкин Г.В. Концепция школьного химического образования. – М., 1993. 15. Никитин А.А. Профильное обучение в специализированных и заочных школах России // «Профильная школа» – 2004. – №3. – С. 25–29. 16. Никифорова О.А., Заруба Н.А., Навалихина В.И., Морозова Н.И. Психолого-педагогическое и медико-биологическое обеспечение профильного обучения // «Валеология» – 2004. – №4. – С. 45–48. 17. О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе города. Приказ Главного управления от 10.06.2004 // «Эффективная педагогика» – 2004. – №5. – С. 76–103. 18. Петутин О. Профильное обучение: дидактическое обеспечение // «Учитель» – 2004. – №4. – С. 12–20. 19. Попова Е.И. Первые шаги в будущее // «Эффективная педагогика – 2004. – №6. – С. 24–27. 20. Соболев А.Д. Химический лицей: принципы управления профильной школой // «Эффективная педагогика» – 2004. – №6. – С. 6–7. 21. Субботина Е.И. Факультативные занятия по химии // «Химия в школе» – 2005, – №5. – С. 67–74. 22. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // «Педагогика» – 2005. – №1. – С. 19–27. 23. Шаин Е.Г. Профильное обучение как педагогическое явление // «Эффективная педагогика» – 2004. – №6. – С. 11–12.
|