Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 2.
М, Н–холиномиметики, М–холиномиметики, антихолинэстеразные средства. Н–холиномиметики. Актуальность темы. М–холиномиметики и антихолинэстеразные средства широко применяются во многих областях медицинской практики для повышения тонуса холинергической иннервации (в офтальмологии, неврологии, терапии, хирургии). Н–холиномиметики играют важную роль в комплексной терапии неотложных состояний в качестве стимуляторов дыхания. Применяют их и при отвыкании от курения. Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков. Задачи: · анализировать эффекты М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков с учетом их фармакодинамических и фармакокинетических свойств; · проводить сравнительную характеристику препаратов, что определяет их показания к назначению; · оценивать токсическое действие М–холиномиметиков и меры помощи при отравлениях; · локализацию Н–холинорецепторов; · Н–холиномиметики (механизм действия, эффекты, показания к применению); · медико-токсикологические и социально-экономические последствия табакокурения; · уметь выписывать рецепты на препараты по конкретным показаниям. Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций: ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков, а также использовать их свойства при применении на практике: - уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков, оценивать возможность развития эффекта при их применении; - знать побочные эффекты основных М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков; - владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств изучаемых препаратов, условий их применения, особенностей их форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм; ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать М, Н–холиномиметики, М-холиномиметики, атихолинэстеразные средства и Н–холиномиметики, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов: - знать классификацию и основные характеристики изучаемых препаратов, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты; - уметь анализировать действие М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать их в рецептах; - владеть правилами назначения изучаемых лекарственных препаратов при лечении, профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний. ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью применять основные М, Н–холиномиметики, М-холиномиметики, атихолинэстеразные средства и Н–холиномиметики при наиболее часто встречающихся хронических заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях: - знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся для терапии неотложных состояний; - уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов при лечении патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; - владеть навыками выбора М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков. ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков: - знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных препаратов; информационно-справочные и поисковые системы; - уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов; - владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии М, Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков. Препараты для изучения: ацетилхолин, карбахолин, цизаприд, пилокарпин; физостигмина салицилат, галантамина гидробромид, стефаглабрина сульфат, дезоксипеганина гидрохлорид, амиридин, такрин, донепизил, ривастигмин, аминостигмин, прозерин, пиридостигмина бромид, оксазил, хинотилин, дистигмина бромид, армин, дипироксим, изонитрозин, аллоксим, диэтиксим; никотин, лобелина гидрохлорид, цитизин, анабазина гидрохлорид. План изучения темы (уяснить и запомнить). 1. Локализация М–холинорецепторов, их подтипы. 2. Эффекты возбуждения М–холинорецепторов разных органов. 3. Классификация М–холиномиметиков. 4. Фармакологическая характеристика М–холиномиметиков, показания к применению отдельных препаратов. 5. Противопоказания к применению М–холиномиметиков. 6. Фармакологическая характеристика антихолинэстеразных средств (классификация, показания к назначению). 7. Симптомы отравления мускарином, ФОС и меры помощи. 8. Локализация Н–холинорецепторов. 9. Фармакологическая характеристика Н–холиномиметиков (препараты, механизм действия, эффекты, показания к применению). 10. Токсикология острого и хронического отравления никотином и другими соединениями табачного дыма. Зависимость между табакокурением и возникновением различных заболеваний.
Уметь выписать в рецептах по конкретным показаниям (выписать рецепты в тетради для самостоятельной работы): лобелина гидрохлорид, цититон, пилокарпина гидрохлорид (глазные капли), прозерин (ампулы, таблетки), галантамина гидробромид (ампулы), пирензепин (таблетки), экстракт красавки в суппозиториях. Источники информации: а) Основная литература: 3. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО 4. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО б) Дополнительная литература 7. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИФ " Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО 8. Майский, В.В. Фармакология: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с.: ил. Гриф УМО 9. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2008. 10. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М.: МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО 11. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М.: Бином; СПб.: Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ
|