Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От средневековых общин к единой татарской нацииСтр 1 из 31Следующая ⇒
Предисловие Введение Глава I. От общин к миллету: татарское мусульманское общество в конце XVIII–XIX веках 1.1. Рождение миллета мусульман Оренбургского магометанского духовного собрания От средневековых общин к единой татарской нации Буржуазия как экономическая опора мусульманского общества Абызы и улемы Возрождение классического мусульманского образования Оренбургское магометанское духовное собрание – колыбель нации Превращение мурз в российских дворян Начало реформаторской традиции: Курсави и Утяз-Имяни Европейское и русское образование 1.2. Между средневековьем и Новым временем: татары во второй половине XIX века Мусульмане-татары в эпоху «Великих реформ» Буржуазия в годы кризиса Деятельность мурз в органах земского самоуправления Мусульманское консервативное общественное движение Марджани и рождение общенациональной идеологии Государственное образование для мусульман Глава 2 Российские тюрки-мусульмане на рубеже XIX–XX веков 2.1 «Джадидизм»: рождение нации российских мусульман Мусульманские лидеры о достижении европейских стандартов Татарская элита и джадидизм Общенациональная джадидская элита Кадимисты Рождение политического движения 2.2. От просвещения к политике: татарское общество в период российской революции 1905–1907 гг. Либеральный век и российские мусульманские либералы Русско-японская война 1904–1905 гг. и начало общероссийского политического движения Всероссийские мусульманские съезды 1905–1906 гг. Глава 3. Формирование татарской общности и создание автономных национальных институтов (1908–1918 гг.) 3.1. От тюркизма к татаризму (1908–1916 гг.) От революции к реакции Мусульманская фракция на защите прав российских единоверцев Выработка татарской идентичности 3.2 Общественное движение и деятельность органов национальной автономии в 1917–1918 гг. Новая национальная элита в 1917–1918 гг. Общественное движение между Февралем и Октябрем 1917 г. Выбор татарской элитой путей развития нации в первые месяцы Советского режима Новое поколение социалистов в борьбе за власть Оформление интересов групп национальной элиты в органах автономии Национальная элита на съездах и в регионах Миллет Меджлисе – парламент нации Татарская элита и большевики Заключение Глава I От общин к миллету: татарское мусульманское общество в конце XVIII–XIX веках Рождение миллета мусульман Оренбургского магометанского духовного собрания От средневековых общин к единой татарской нации Для татарского общества первый этап реформ, приведших к созданию нации, начинается во второй половине XVIII века[1]. Особенностью татар был то, что они отличались от соседних народов по религиозному признаку, а от других мусульманских народов – нахождением в составе немусульманского государства на протяжении более чем двух веков. Наиболее важным в начале периода является переход основного вектора деятельности татар-мусульман от сопротивления насильственной христианизации к достаточно автономному развитию в рамках российского государства. В данном разделе вначале мы определим модель отношений российского государства с мусульманами Волго-Уральского региона, ее отличие и сходство с классическим мусульманским вариантом миллета. Далее проанализируем роль всех трех групп национальной элиты: буржуазии, мурз и духовенства в складывании миллета мусульман Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). Основное внимание будет здесь уделено мусульманским религиозным деятелям в лице их общественного движения абызов, суфийской общественной структуры ордена «Накшбандийа», системе религиозного образования, реформаторским идеям улемов Курсави и Утыз-Имяни, органу официального религиозно устройства в лице ОМДС. Тем самым, мы пойме насколько эта группа элиты была способна обеспечить создание матрицы для сплочения изолированных махалль, городских общин и сословных групп в единый миллет. В конце остановимся на первых примерах европейского и русского образовательного и культурного влияния на мусульман-татар, которые в дальнейшем привели к созданию такой группы элиты как светская интеллигенция. После уничтожения Петром I татарских мурз в Поволжье, как феодального служилого сословия, единственной относительно привилегированной группой остаются дипломаты (политические агенты) и торговцы, используемые для сношений с мусульманским Востоком. Поэтому татары Сеитова посада (Каргалы) в 1745 г. первыми получают права корпорации, включая свободу вероисповедания и освобождение от рекрутской повинности, при условии участия всех членов корпорации в торговле с мусульманским Востоком. Было дано разрешение на размещение там только двухсот семей. Каргала получает права посада, и там создается Ратуша. Р. Фахретдин отмечал, что впервые после падения Казанского ханства «возрождалась официально признанная национально-религиозная жизнь татар»[2]. На примере Каргалы впервые создается модель сотрудничества между татарским обществом и российским государством. При этом татары обеспечивают экономические и политические интересы российского государства в казахских степях и Средней Азии вплоть до Индии Великих Моголов, а российское государство предоставляет им свободу вероисповедания и возможность для извлечения монопольных экономических прибылей на фиксированных рынках. Основным посредником государства выступает не класс феодалов, а буржуазия. Таким образом, само российское государство определило ведущую роль буржуазии в татарском обществе. В результате, закладываются основы для будущего российско-татарского симбиоза эпохи Екатерины II. После пика репрессий эпохи Луки Конашевича и разрушения более 80% мечетей в 1740-е гг. правительство отреагировало на восстание Батырши в 1756 г. первыми уступками мусульманам: разрешалось иметь мечети и школы в населенных пунктах, где христиане составляли менее 10%, и мусульманам на год обязались не ставить рекрут. По мнению М. Пинегина, именно в это время правительство окончательно убедилось в стойкости мусульман и бесполезности репрессий против религии Ислама. Причиной этой стойкости была приспособленность сущности мусульманского учения для потребностей простого народа и выборность мулл, в отличие от православного духовенства. Мулле принадлежало бесспорное духовное лидерство в общине, как самому образованному человеку, учителю, судье и лекарю. Нормы Шариата продолжали регулировать повседневную жизнь татарского общества, обеспечивали внутреннюю стабильность общин[3]. Контроль над ранее свободным духовенством и должен был обеспечить контроль над духовной жизнью татарского народа. Екатерина II, взошедшая на престол в 1762 г., стремилась упрочить стабильность российского общества, сократить размах народных выступлений, поставить под контроль все группы, обладающие реальным влиянием. Уравнения в правах православных и мусульман не произошло. В юридическом отношении они продолжали представлять особую группу населения. Положение огромного большинства татарского общества, являвшегося государственными крестьянами и исполнявшего лашманскую повинность, принципиально не изменилось. Реформы Екатерины II не затрагивали кочевое и полукочевое население. Мусульманское население ранее относительно автономной Башкирии при Павле I в 1798 г. фактически также прикрепляется к своим землям в рамках кантонной системы башкирско-мещеряцкого войска. При этом, разумеется, не были пересмотрены или отменены никакие конфискации земель или другого имущества. По утверждению А. Каппелера, для государственной политики «приоритет составляли стабилизация господствующего режима и лояльность нерусских подданных по отношению к государям и их династии». В результате этой политики кооптации мусульманской элиты к концу XVIII века этносы бывшего Казанского ханства «были глубоко интегрированы в социальном плане в сословную структуру России»[4]. Привилегии охватили три основные группы элиты, численно составлявшие лишь незначительную часть татарского общества. Под контролем этих групп фактически оказалось все мусульманское население округа Оренбургского духовного собрания. Функции духовенства в вопросах религии, образования и семейного права охватывали все население. Территория башкирского конного войска управлялась мусульманскими старшинами – главами кантонов. Буржуазия фактически финансировала систему схоластического образования и всю инфраструктуру городской жизни. Должности старшин в аулах и глав татарских слобод в городах замещались мусульманами. Мусульмане получили возможность поездок за рубеж, правда, периодически ограничивавшихся, и приписки к городским сословиям. Таким образом, полученные свободы и привилегии вели к жесткой фиксации обязанностей в рамках определенного статуса, гарантированного государством, что характерно для средневековья. По определению французского медиевиста Жака ле Гоффа: «Свобода – это гарантированный статус… Она могла реализовываться только в состоянии зависимости, когда высший гарантировал низшему уважение его прав»[5]. Реформы 1770–1790-х гг. закрепили подчиненность мусульманского населения непосредственно государству. Привилегии городского населения обуславливались его обязанностью вести торговлю на определенных государством рынках. Землевладельцы, чья территория была ограничена землями башкирско-мещеряцкого войска, были обязаны нести воинскую службу в составе иррегулярных кавалерийских войск. Кадровый состав и численность духовенства, число мечетей определялись губернскими правлениями, и духовенство было ограничено в передвижении. Государственные крестьяне были обязаны исполнять лашманскую повинность (по заготовке корабельного леса) и передвигаться внутри Империи только с согласия Адмиралтейской коллегии. Башкиры и мещеряки несли воинскую службу в иррегулярных частях и были прикреплены к своим юртам. Таким образом, все мусульмане Волго-Уральского региона находились в непосредственном подчинении государственной администрации. Татары не получили никакой формы территориальной автономии. Они почти не занимали должностей в аппарате губерний и уездов. За исключением кавалерийских офицеров и немногочисленных чиновников, татары не могли приобретать дворянство. Даже после создания сословия потомственных почетных граждан, мусульманское духовенство не было выделено в особое сословие. Право на получение государственного высшего образования имели только пенсионеры башкирских кавалерийских частей, причем оно ограничивалось лишь медицинским факультетом Казанского университета. Существовали четкие ограничения для продвижения мусульман по службе в гражданском аппарате и в армии. Таким образом, мусульмане округа ОМДС образовывали структуру nondominant nation, или не доминирующей, то есть подчиненной нации, в противовес dominant nation – доминирующей, управляющей нации. В мусульманском татарском варианте существовали аналогичные названия «миллет махкума» в противовес «миллет хакима». Ф. Жоржон указывает, что татары находились в двойственном положении в отношении системы «миллетов», так как, в отличие от России, в Турции они превращались в часть правящего «миллета»[6].
|