Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема: выявленные предпочтения не совпадают с заявленными






Дэйв говорил, что все в порядке, но вел себя совершенно иным образом. Он сказал, что хочет посмотреть фильм, но во время показа сначала убрал со стола, а потом принялся составлять у себя на смартфоне список пожеланий на Amazon. По его словам, он нисколько не был огорчен тем, что Кейт пришла поздно и даже дома никак не могла распрощаться с клиентами, но при этом вид у него был такой, что, казалось, он бы одним взглядом испепелил котлеты и раскрошил спаржу.

Экономисты бы сказали на это, что его «заявленные предпочтения» катастрофически не совпадают с «выявленными», а также добавили бы, что заявленные предпочтения — это крайне ненадежный индикатор истинных чувств и намерений человека. Один из самых яркий примеров такого противоречия — «эффект Брэдли», названный так по имени мэра Лос-Анджелеса Тома Брэдли, афроамериканца, который в 1982 г. проиграл на выборах губернатора Калифорнии, несмотря на свое явное лидерство по результатам предвыборного опроса избирателей и экзит-пола. Перед выборами люди утверждали, что для них не проблема отдать губернаторское кресло афроамериканцу, но, оказавшись в избирательной кабинке, где их никто не видит, большинство поставили галочку напротив имени белого кандидата.

Или, например, возьмем мороженое. Если бы все верили, что американцы хотят сбросить лишний вес, — о чем, по данным последнего опроса Института общественного мнения Гэллапа, заявили 55 % респондентов, — никто бы не стал производить мороженое. Однако каждое утро морозилка в любом местном супермаркете битком набивается сливочно-шоколадно-карамельными излишествами, от которых никто не в силах отказаться, — а к вечеру в ней уже ничего не остается. На самом деле по-настоящему пытаются худеть лишь 27 %, выяснил тот же Институт Гэллапа{64}. Судят не по словам, а по делам. Спасибо тебе, экономика, что вновь подтвердила эту истину.

Но если производители мороженого могут довольно быстро разобраться с тем, чего люди хотят на словах, а чего — в действительности, то в супружеских отношениях все не так просто. Мы привыкли полагаться на слова своих партнеров, и когда они делают не то, что говорят, мы теряемся, обижаемся и сердимся.

Опрошенные нами люди также рассказали нам (таблица 9) о некоторых заявленных предпочтениях своих супругов, которые были потом опровергнуты их действиями.

 

 

В случае с Дэйвом тоже достаточно было соотнести его слова («Все в порядке») с его действиями (ходит мрачнее тучи, мечет искры, гробит семейный ужин), чтобы понять, где правда, а где ложь. Мы даже не задаемся вопросом, почему он ничего не говорил, — ответ и так очевиден: боялся реакции жены. Мы лишь хотим показать, что такая манера поведения не приводит к решению проблем.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал