Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема: гиперболическое дисконтирование






Помните пример, который мы приводили в начале этой главы, — насчет стоимости похода в тренажерный зал, потраченных шести плюсиков и приобретенных восьми? И то, как мы говорили, что убеждаем себя не идти на занятие, приуменьшая ценность будущих выгод вполовину?

Примерно такие же расчеты — только неосознанно — проводила у себя в голове Элис, когда в очередной раз откладывала на потом помощь Марку (таблица 11). Ей пришлось бы пожертвовать выходными с подругами, чтобы сгонять с мальчиками на хоккейный матч, но хорошее настроение и благодарность мужа стоили бы того. Выгода явно перевешивала затраты.

Однако эта выгода лишь маячила где-то в будущем. Она казалась слишком абстрактной — кто знает, может, измотанный муж вообще не оценит ее подвиг? И в сравнении с сегодняшними преимуществами — «Пина Коладой» и педикюром на пляже — будущие хорошее настроение и благодарность Марка не казались такой уж желанной наградой. Это классический фокус гиперболического дисконтирования.

 

 

Прежде чем мы расскажем вам о реакции Марка на отъезд Элис (хочется слегка оттянуть кульминационный момент), мы приведем еще один пример гиперболического диконтирования, который, скорее всего, будет вам очень близок. Речь пойдет о кино. Основываясь на собственном опыте походов в пункты видеопроката, группа исследователей решила проверить, насколько люди способны придерживаться такого элементарного плана, как пойти и взять уже выбранный фильм.

Набрав волонтеров из Университета Иллинойса, исследователи выдали им списки фильмов и попросили выбрать три, которые те хотели бы посмотреть. При этом одной группе надо было сразу на месте выбрать три фильма, которые они посмотрят в будущем, а другой — выбирать по одному фильму непосредственно перед просмотром. Ни та ни другая группы не знали, что список состоит из двух видов фильмов: тех, которые требуют от зрителя каких-то интеллектуальных усилий, — оскаровских лауреатов (таких как «Список Шиндлера») или переводных лент с субтитрами — и простеньких картин вроде «Неспящих в Сиэтле».

И что же? Группа, которая отбирала фильмы на будущее, руководствовалась высокими побуждениями: 71 % захотели взять что-нибудь заумное. А вот группа, выбиравшая фильмы на ближайший вечер, склонялась к легким комедиям — из них что-то посолиднее предпочли лишь 44 %{73}. Вывод? Мы понимаем, что для нашего духовного обогащения полезнее обласканный критикой фильм «Пианино», но обогатиться мы успеем и завтра — а сегодня давайте-ка пересмотрим «Миссис Даутфайр»[69]{74}.

Что же касается Марка, то он и без исследователей прекрасно видел, какой путь выбирает для себя Элис — «лишь бы не напрягаться». И под конец этого злополучного месяца он уже кипел от обиды. Почему его жена так себя ведет? Где ее носит, когда она нужна ему?

После того как Элис вернулась из Флориды, Марк наконец дал волю чувствам. «Ты умотала во Флориду, а тут у меня мама в больнице, дети, за которыми только поспевай, да еще и гора работы. У тебя совесть есть?» — сказал он. Ах да, еще кое-что: он уже не знает, куда глаза прятать от родственников, которые поочередно навещают мать в больнице, приносят ей еду, развлекают разговорами, — а Элис только разок забежала так, ради приличия. «Сил нет за тебя оправдываться», — заявил он.

Первой реакцией Элис было ответное нападение: «Да твоя мать меня терпеть не может!» Но стоило этим словам слететь с губ, как она сама услышала их фальшь. Марк покачал головой и вышел из комнаты. Это был очень дурной знак.

На самом деле Элис действительно нечего было ответить. Естественно, она не могла поведать ему о том, как планировала приходить домой раньше (честное слово!), отменить поездку (ты хоть представляешь, какая это жертва!) и стать лучше (серьезно!). Она не могла признать, что видела, как тяжко приходится Марку, и ничем ему не помогла. Она было подумала сказать ему, что на работе сейчас распределяются премии, поэтому она совсем закрутилась, но представила, как это прозвучит, и приняла мудрое решение промолчать. В минуту жгучей жалости к себе она начала мысленно составлять список всего того, чего она теперь лишена, от чего ей пришлось отказаться в пользу семьи: больше никакого пилатеса, никаких вечеринок, ночевок у подруг…


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал