Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позитивистский тип правопонимания.
Теория сложилась в середине XIX в. и вплоть до начала ХХ в. занимала господствующее положение в юр.науке. В результате буржуазных революций в развитых странах Европы. Представители теории: Джон Остин (книга «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права»); К. Бергбом - «Юриспруденция и философия права»; Адемар Эсмен, французский государствовед, представитель школы государствоведения. Основные положения теории: 1. Право и закон тождественны; право не делится на позитивное и естественное; оно существует только в виде позитивного права. 2. Действительным правом признается любая по содержанию норма права, закрепленная в нпа. 3. Исследовать закон с позиций его соответствия естеств. природе человека бессмысленно, так как всегда будет просматриваться субъективизм человека. 4. Источник прав человека находится в зак-ве, которое создается гос-вом. Суб.права производны от созданного законодателем права в объективном смысле. Т.о., права человек получает от государства-законодателя. Судья – это не более чем «уста, произносящие слова закона». 5. Право рассматривается как закрытая система, содержащая все необходимые данные в себе самой. Сущность права провозглашалась непознаваемой. 6. Задача юр. науки состоит исключительно в исследовании текстов нпа. Достоинства теории: 1. были разработаны важнейшие понятия и конструкции, технические приемы юр.науки, на которых и сегодня основывается правотвор. и правоприм. дея-ть. 2. утверждение принципа верховенства закона, требование строгой законности, недопустимости отказа в правосудии из-за пробелов или неясностей в действующем зак-ве.4. Юр.позитивизм основывался на юр.мировоззрении, и, следовательно, право понималось им не как некая рядовая, а как ведущая, основополагающая система для жизнедея-ти общества.5. создается концепция правового государства. Недостатки теории: 1. основывается на анализе и оценке правовых норм с точки зрения их внешней формы. 2. Данная теория, воспринимая право через его текстуальную форму, по сути дела, отождествляет право с его текстуальной формой. Методологические установки юр. позитивизма предопределили его кризис. Он потерял главенствующее значение, которое имел на первых этапах развития буржуазного общества.
52. Естественно – правовой тип правопонимания. Истоки естественно-правовых взглядов содержатся в трудах античных мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Основной смысл идеи естественного права с самого начала зарождения – естеств.права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (полож.права). Сложилась теория в XVII–XVIII вв., в эпоху буржуазных революций в Европе. Основателем теории считается Гуго Гроций. Позже Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера, англичан Гоббса, Локка и др. В России - Радищев. Теория исходит из дуализма (двойственности) права и нетождественности права и закона. Основные положения теории: 1. Наряду с позитивным правом, создаваемым государством, существует высшее, настоящее, естественное право, свойственное человеку от природы. 2. естеств. правом -это совокупность естественных и неотчуждаемых прав человека, которыми каждый человек обладает от природы в силу факта своего рождения: право на жизнь; право на свободу. 3. Источник прав человека находится не в зак-ве, а в самой природе человека. 4. Право и закон не тождественны. Естественное право возникает до и независимо от государства. Позитивное право создается государством или иными субъектами по уполномочию гос-ва 5. Право и мораль отождествляются. Под лозунгами этой теории совершались буржуазные революции. Декларации независимости США (1776 г.) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 г.) ТЕП возродилась в двух направлениях: 1) Неотомистская теория Ж. Маритен. Согласно этой теории источником естественного закона -Бог. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естеств.права над правом челов., позит., т.е. установленным гос-вом. 2) «Светская» доктрина. признание в качестве основы «правильного», «законного» права некой естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом. Слабые стороны теории: Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть различным у разных людей. Естественное право не есть некая правовая система.
|