Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Существуют две формы гос.правления
1.Монархи я – форма гос.правления, при которой верховная гос.власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, получающему ее по наследству и осуществляющему ее бессрочно (пожизненно). Виды монархий: 1. Абсолютная монархия в некоторых государствах Азии -Оман, Катар, Бруней, Саудовская Аравия, ОАЭ– верховная гос. власть всецело - монарху; она никем и ничем не ограничена 2. Ограниченная (констит.) монархия (власть монарха ограничена демократически принятой конституцией и парламентом, осуществляющим зак. Дея-ть). В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют два вида конституционной монархии: А) Дуалистическая монархия (Марокко). Еепризнаки: – власть носит дуалистический характер: законодательную власть осуществляет парламент, исполнительную власть – монарх; – нижняя палата парламента формируется путем выборов, члены верхней палаты назначаются монархом; – монарх формирует правительство независимо от парламентского большинства; – правительство несет пол.О за свою дея-ть перед монархом, а не перед парламентом; – нижняя палата парламента не вправе вынести вотум недоверия правительству; – монарх имеет право абсолютного вето в отношении актов, принятых парламентом. Б) Парламентарная монархияВеликобритания, Швеция – власть монарха ограничена во всех сферах гос. деятельности (зак., испол, суд); – монарх является главой гос-ва и выступает как символ единства нации; он не имеет реальных полномочий и осуществляет в основном представительские функции; – зак. власть осуществляет парламент, а исполн. – правительство, возглавляемое его председателем 2.Республика – форма гос правления, при которой верховная гос власть осуществляется несколькими гос. органами, а народ признается источником власти. Признаки республики: – верховная гос. власть осуществляется несколькими гос. органами; – высшие органы гос. власти формируются путем выборов (президент, нижняя палата парламента) либо невыборным путем, но при участии выборных органов; – срочность полномочий выборных органов гос. власти; – народ признается источником верховной гос. власти и принимает участие в формировании высших органов гос.власти непосредственно (путем выборов), либо опосредованно Виды республик: 1. Парламентская (ФРГ, Италия, Австрия).– президент избирается парламентом или специальным органом, формируемым при участии парламента; – президент -главой государства и не является главой испол. власти, он не имеет реальных полномочий в сфере испол.власти и осуществляет в основном представительские функции; – испол. власть осуществляет правительство, возглавляемое его председателем; – правительство формируется по принципу парлам.большинства; – правительство несет пол. О за свою дея-сть перед парламентом, а не перед президентом. 2. Президентская (США, Сирия). – президент избирается не парламентом, а всенародным голосованием или коллегией выборщиков; – президент является главой гос-ва и главой испол.власти; – испол. власть осуществляет президент непосредственно, а также через формируемое им правительство; – правительство формируется президентом независимо от парлам. большинства; – правительство несет пол. О за свою дея-ть перед президентом, а не перед парламентом. 3. Смешанная (Франция, РФ,). Признаки полупрезидентской республики (на примере РФ): – Президент избирается всенародным голосованием; – Президент -главой гос-ва и не является главой испол.власти, однако он имеет широкие полномочия в сфере испол.власти; – Правительство формируется Президентом независимо от парламентского большинства; – Правительство несет пол.О за свою дея-ть перед Президентом, однако имеются и некоторые элементы парламентской ответственности
58. Формы государственного устройства: понятие и виды. Форма гос устройства характеризует: – террит.ю организацию гос-ва и его органов; – характер взаимоотношений между гос-вом в целом и его составными частями; – характер взаимоотношений между центральными и местными органами гос-ва. Существуют две формы гос устройства: 1. Унитарное государство – это простое по строению гос-во, подразделяющееся на адм-территор единицы и имеющее одноуровневую систему органов гос. власти и одноуровневую систему зак-ва. Признаки унитарного государства: – оно подразделяется на адм-террите единицы; – у него одноуровневая система органов гос.власти; – одноуровневая система зак-ва. По критерию территор. организации и характера взаимоотношений центральных и местных органов гос. власти на два вида: 1 ) централиз. (в них отсутствуют автономные образования, все адм-террит единицы имеют одинаковый правовой статус); – децентрализованные (в них имеются автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других адм-террит единиц). 2. Федеративное гос-во – это сложное по строению гос-во, состоящее из субъектов федерации и имеющее двухуровневую систему органов гос.власти и двухуровневую систему зак-ва. Признаки федерации: – состоит из субъектов федерации; – субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом свободного выхода из состава федерации); – субъекты федерации не являются гос-ми в собственном смысле этого слова; – существует двухуровневая система органов гос. власти: федеральные органы гос. власти и органы гос.власти субъектов федерации; – существует двухуровневая система зак-ва; – предметы ведения между федерацией и ее субъектами разграничиваются фед. конституцией. Виды федераций: 1. По правовым основаниям образования: – договорные – конституционные - констит-договорные 2. По принципу образования субъектов федерации: – территор; – национальные – национально-территор. 3. По правовому положению субъектов федерации: – симметричные (одинаковый правовой статус: США, Мексика, ФРГ); – асимметричные. Конфедерация – это союз суверенных гос-в, созданный на основе договора для достижения общих целей и обеспечения общих интересов; достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юр.науке. Признаки конфедерации: – государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют суверенитет в полном объеме; – правом сецессии; –на договорной основе; –не имеет единой территории; – не имеет государственного аппарата; – не имеет конституции и законодательства; – не имеет государственной Конфедерация может прекратить свое существование, если ее задачи выполнены или если возникли серьезные внутренние противоречия между.
59. Государственно-правовой режим: понятие и виды. Гос режим - это совокупность приемов, способов, методов осуществления гос власти. Виды политич (гос) режимов: 1) демократич и 2) недемократич. Демократич режим присущ прежде всего странам с социально ориентирован рыночной экономикой, в кот существует «сильный и устойчивый средний класс», заинтерес в стабильности демократич методов осуществления гос власти. Признаки демократич режимов: - признании народа в качестве источника власти; - участие населения в формировании гос органов - выборность высших представит (законодат) органов гос власти; легитимность - разделение гос власти на три независимые ветви; - конституц признание, закрепление и реальное гарантир-е основных прав и свобод человека и гражданина; - идеологич и политич. многообразие, отсутствие обязательной или гос идеологии; - гласность, открытость деятельности гос органов, свобода от цензуры СМИ; - доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, - наличие сформированного гражд общества, - многообразие и равная защита форм собственности, свобода экономич деят-ти. Демократич гос режимы сущ в развитых странах Запад Европы, Север Америки и др. Признаки либеральных (полудемократич) режимов: - основное значение имеют демократич методы в формировании гос органов и осущ-и гос власти; - роль представит органов принижается, доминирующ положение занимают органы исполнит власти; - система сдержек и противовесов недостаточна, принцип нзаимодействия властей нарушен; - конституц права и свободы человека и гражданина соответствуют мировым стандартам, их защита со стороны гос-ва осуществляется недостаточно; - против политич оппозиции меры прямого подавления не используются, но она оценивает ее деят-ть ограничивается; - политич активность граждан не развита; Виды недемократич режимов: 1) тоталитарные и 2) авторитарные. Признаки тоталитарных режимов: - государство осущ полный контроль над всеми сферами жизни общества; - монопольный гос контроль над экономикой, над СМИ, культурой, религией, личной жизнью; - доминиреющ метод осущ-я гос власти -принуждение, - отсутствие разделения властей; - декларативный, формальный характер основных прав и свобод человека и гражданина; - жесткая централизация организации и осуществления гос власти; - господство гос идеологии,; - культ вождя, сакрализация его личности; Авторитарный режим является промежуточной формой между демократич и тоталитар режимом. Признаки авторитарных режимов: - сосредоточение властн полномочий в руках одного или нескольких тесно взаимосвяз органов государства при одноврем отчуждении народа от гос власти; - нарушение принципа разделения властей и их взаимодействия; - фактич превращения суда во вспомогат орган, - сужение действия принципов выборности гос органов и д/л; - отсутствие единой обязат или гос идеологии; - существование частич политич плюрализма, имитация многопар-ти - отсутствие полного контроля над всеми сферами жизни общества; - неподконтрольность обществу правоохранит органов и использование их в политич целях; низкая политич активность граждан; - высокая роль лидера, который, не обладает харизматич чертами. Авторитар режимы существуют в Индонезии, Малайзии, Таиланде
60.Функции государства: понятие и виды. Функции гос-ва – это обусловленные соц.назначением гос-ва и выражающие его сущность основные направления дея-ти гос-ва по управлению обществом. Признаки: 1. По своему содержанию - представляют основные направления дея-ти гос-ва. 2. Гос-во, осуществляя свои функции, воздействует на ОО в целях их упорядочения. 3. обусловлены его соц. назначением, ролью в жизни общества. 4. в них проявляется его сущность. 5. имеют объективный характер, так как появляются объективно из потребностей общества и отражают закономерности его развития. 6. имеют конкретно-исторический характер. 7. имеют комплексный характер (охватывают деятельность го-ва в целом). 8. осущ гос. органами и гос.организациями, которые в совокупности образуют механизм государства. 9. осущ в строго определенных формах и определенными методами. 10. зависят от целей и задач государства в конкретный истор.период его развития. 11. имеют устойчивый характер. Виды: I. По сферам гос деятельности: 1. Внутренние а) экон б) политическая в) социальная г) финансовая д) охрана правопорядка е) экологическая 2. Внешние (в международных отношениях): а) обеспечение безопасности гос-ва и обороны страны; б) защита граждан гос-ва, находящихся за пределами его территории; в) взаимовыгодное сотрудничество с другими гос-вами в различных сферах; г) поддержание мира и мирового правопорядка. II. По продолжительности существования: 1. Постоянные 2. Временные III. По социальной значимости: 1. Основные. 2. Неосновные (не приоритетных).
|