Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существуют две формы гос.правления






1.Монархи я – форма гос.правления, при которой верховная гос.власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, получающему ее по наследству и осуществляющему ее бессрочно (пожизненно).

Виды монархий:

1. Абсолютная монархия в некоторых государствах Азии -Оман, Катар, Бруней, Саудовская Аравия, ОАЭ– верховная гос. власть всецело - монарху; она никем и ничем не ограничена

2. Ограниченная (констит.) монархия (власть монарха ограничена демократически принятой конституцией и парламентом, осуществляющим зак. Дея-ть). В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют два вида конституционной монархии:

А) Дуалистическая монархия (Марокко). Еепризнаки: – власть носит дуалистический характер: законодательную власть осуществляет парламент, исполнительную власть – монарх; – нижняя палата парламента формируется путем выборов, члены верхней палаты назначаются монархом; – монарх формирует правительство независимо от парламентского большинства; – правительство несет пол.О за свою дея-ть перед монархом, а не перед парламентом; – нижняя палата парламента не вправе вынести вотум недоверия правительству; – монарх имеет право абсолютного вето в отношении актов, принятых парламентом.

Б) Парламентарная монархияВеликобритания, Швеция – власть монарха ограничена во всех сферах гос. деятельности (зак., испол, суд); – монарх является главой гос-ва и выступает как символ единства нации; он не имеет реальных полномочий и осуществляет в основном представительские функции; – зак. власть осуществляет парламент, а исполн. – правительство, возглавляемое его председателем

2.Республика – форма гос правления, при которой верховная гос власть осуществляется несколькими гос. органами, а народ признается источником власти.

Признаки республики: – верховная гос. власть осуществляется несколькими гос. органами; – высшие органы гос. власти формируются путем выборов (президент, нижняя палата парламента) либо невыборным путем, но при участии выборных органов; – срочность полномочий выборных органов гос. власти; – народ признается источником верховной гос. власти и принимает участие в формировании высших органов гос.власти непосредственно (путем выборов), либо опосредованно

Виды республик:

1. Парламентская (ФРГ, Италия, Австрия).– президент избирается парламентом или специальным органом, формируемым при участии парламента; – президент -главой государства и не является главой испол. власти, он не имеет реальных полномочий в сфере испол.власти и осуществляет в основном представительские функции; – испол. власть осуществляет правительство, возглавляемое его председателем; – правительство формируется по принципу парлам.большинства; – правительство несет пол. О за свою дея-сть перед парламентом, а не перед президентом.

2. Президентская (США, Сирия). – президент избирается не парламентом, а всенародным голосованием или коллегией выборщиков; – президент является главой гос-ва и главой испол.власти; – испол. власть осуществляет президент непосредственно, а также через формируемое им правительство; – правительство формируется президентом независимо от парлам. большинства; – правительство несет пол. О за свою дея-ть перед президентом, а не перед парламентом.

3. Смешанная (Франция, РФ,). Признаки полупрезидентской республики (на примере РФ): – Президент избирается всенародным голосованием; – Президент -главой гос-ва и не является главой испол.власти, однако он имеет широкие полномочия в сфере испол.власти; – Правительство формируется Президентом независимо от парламентского большинства; – Правительство несет пол.О за свою дея-ть перед Президентом, однако имеются и некоторые элементы парламентской ответственности

 

58. Формы государственного устройства: понятие и виды.

Форма гос устройства характеризует: – террит.ю организацию гос-ва и его органов; – характер взаимоотношений между гос-вом в целом и его составными частями; – характер взаимоотношений между центральными и местными органами гос-ва.

Существуют две формы гос устройства:

1. Унитарное государство – это простое по строению гос-во, подразделяющееся на адм-территор единицы и имеющее одноуровневую систему органов гос. власти и одноуровневую систему зак-ва.

Признаки унитарного государства: – оно подразделяется на адм-террите единицы; – у него одноуровневая система органов гос.власти; – одноуровневая система зак-ва.

По критерию территор. организации и характера взаимоотношений центральных и местных органов гос. власти на два вида: 1 ) централиз. (в них отсутствуют автономные образования, все адм-террит единицы имеют одинаковый правовой статус); – децентрализованные (в них имеются автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других адм-террит единиц).

2. Федеративное гос-во – это сложное по строению гос-во, состоящее из субъектов федерации и имеющее двухуровневую систему органов гос.власти и двухуровневую систему зак-ва.

Признаки федерации: – состоит из субъектов федерации; – субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом свободного выхода из состава федерации); – субъекты федерации не являются гос-ми в собственном смысле этого слова; – существует двухуровневая система органов гос. власти: федеральные органы гос. власти и органы гос.власти субъектов федерации; – существует двухуровневая система зак-ва; – предметы ведения между федерацией и ее субъектами разграничиваются фед. конституцией.

Виды федераций:

1. По правовым основаниям образования:

– договорные

– конституционные

- констит-договорные

2. По принципу образования субъектов федерации:

– территор;

– национальные

– национально-территор.

3. По правовому положению субъектов федерации:

– симметричные (одинаковый правовой статус: США, Мексика, ФРГ);

– асимметричные.

Конфедерация – это союз суверенных гос-в, созданный на основе договора для достижения общих целей и обеспечения общих интересов; достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юр.науке.

Признаки конфедерации: – государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют суверенитет в полном объеме; – правом сецессии; –на договорной основе; –не имеет единой территории; – не имеет государственного аппарата; – не имеет конституции и законодательства; – не имеет государственной

Конфедерация может прекратить свое существование, если ее задачи выполнены или если возникли серьезные внутренние противоречия между.

 

59. Государственно-правовой режим: понятие и виды.

Гос режим - это совокупность приемов, способов, методов осуществления гос власти.

Виды политич (гос) режимов: 1) демократич и 2) недемократич.

Демократич режим присущ прежде всего странам с социально ориентирован рыночной экономикой, в кот существует «сильный и устойчивый средний класс», заинтерес в стабильности демократич методов осуществления гос власти.

Признаки демократич режимов:

- признании народа в качестве источника власти;

- участие населения в формировании гос органов

- выборность высших представит (законодат) органов гос власти; легитимность

- разделение гос власти на три независимые ветви;

- конституц признание, закрепление и реальное гарантир-е основных прав и свобод человека и гражданина;

- идеологич и политич. многообразие, отсутствие обязательной или гос идеологии;

- гласность, открытость деятельности гос органов, свобода от цензуры СМИ;

- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса,

- наличие сформированного гражд общества,

- многообразие и равная защита форм собственности, свобода экономич деят-ти.

Демократич гос режимы сущ в развитых странах Запад Европы, Север Америки и др.

Признаки либеральных (полудемократич) режимов:

- основное значение имеют демократич методы в формировании гос органов и осущ-и гос власти;

- роль представит органов принижается, доминирующ положение занимают органы исполнит власти;

- система сдержек и противовесов недостаточна, принцип нзаимодействия властей нарушен;

- конституц права и свободы человека и гражданина соответствуют мировым стандартам, их защита со стороны гос-ва осуществляется недостаточно;

- против политич оппозиции меры прямого подавления не используются, но она оценивает ее деят-ть ограничивается;

- политич активность граждан не развита;

Виды недемократич режимов: 1) тоталитарные и 2) авторитарные.

Признаки тоталитарных режимов:

- государство осущ полный контроль над всеми сферами жизни общества;

- монопольный гос контроль над экономикой, над СМИ, культурой, религией, личной жизнью;

- доминиреющ метод осущ-я гос власти -принуждение,

- отсутствие разделения властей;

- декларативный, формальный характер основных прав и свобод человека и гражданина;

- жесткая централизация организации и осуществления гос власти;

- господство гос идеологии,;

- культ вождя, сакрализация его личности;

Авторитарный режим является промежуточной формой между демократич и тоталитар режимом.

Признаки авторитарных режимов:

- сосредоточение властн полномочий в руках одного или нескольких тесно взаимосвяз органов государства при одноврем отчуждении народа от гос власти;

- нарушение принципа разделения властей и их взаимодействия;

- фактич превращения суда во вспомогат орган,

- сужение действия принципов выборности гос органов и д/л;

- отсутствие единой обязат или гос идеологии;

- существование частич политич плюрализма, имитация многопар-ти

- отсутствие полного контроля над всеми сферами жизни общества;

- неподконтрольность обществу правоохранит органов и использование их в политич целях; низкая политич активность граждан;

- высокая роль лидера, который, не обладает харизматич чертами. Авторитар режимы существуют в Индонезии, Малайзии, Таиланде

 

60.Функции государства: понятие и виды.

Функции гос-ва – это обусловленные соц.назначением гос-ва и выражающие его сущность основные направления дея-ти гос-ва по управлению обществом.

Признаки: 1. По своему содержанию - представляют основные направления дея-ти гос-ва.

2. Гос-во, осуществляя свои функции, воздействует на ОО в целях их упорядочения.

3. обусловлены его соц. назначением, ролью в жизни общества.

4. в них проявляется его сущность.

5. имеют объективный характер, так как появляются объективно из потребностей общества и отражают закономерности его развития.

6. имеют конкретно-исторический характер.

7. имеют комплексный характер (охватывают деятельность го-ва в целом).

8. осущ гос. органами и гос.организациями, которые в совокупности образуют механизм государства.

9. осущ в строго определенных формах и определенными методами.

10. зависят от целей и задач государства в конкретный истор.период его развития.

11. имеют устойчивый характер.

Виды: I. По сферам гос деятельности:

1. Внутренние

а) экон

б) политическая

в) социальная

г) финансовая

д) охрана правопорядка

е) экологическая

2. Внешние (в международных отношениях):

а) обеспечение безопасности гос-ва и обороны страны;

б) защита граждан гос-ва, находящихся за пределами его территории;

в) взаимовыгодное сотрудничество с другими гос-вами в различных сферах;

г) поддержание мира и мирового правопорядка.

II. По продолжительности существования:

1. Постоянные

2. Временные

III. По социальной значимости:

1. Основные.

2. Неосновные (не приоритетных).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал