![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВведениеСтр 1 из 6Следующая ⇒
Учебная дисциплина «Бизнес-планирование» является общепрофессиональной и базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении общих гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и следующих специальных дисциплин: экономика организации (предприятия), менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, финансы предприятия, анализ финансово-хозяйственной деятельности и др. Данная дисциплина раскрывает практику бизнес-планирования во всех ее проявлениях и рассматривает умение определять цели, стратегию деятельности организации (предприятия), разрабатывать план действий на перспективу, определять сумму инвестиций для достижения поставленных целей и оценивать эффективность инвестиционных затрат в проект. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о роли и месте бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами. Студент должен знать: • структуру и функции бизнес-планов; • требования, выдвигаемые к разработке бизнес-планов; • методику бизнес-планирования; • базовые системные программные продукты — пакеты прикладных программ по бизнес-планированию. Студент должен уметь составлять бизнес-планы. При изучении дисциплины учитывается ее прикладной характер. Углубление и осмысление теоретических знаний закрепляются на практических занятиях, где приобретаются необходимые умения и навыки по технологии составления и методике расчета бизнес-плана, которые выпускники смогут реализовать в своей будущей деятельности. Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм с реальностью и осознавать существующие ограничения. Это позволит избежать таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный выбор местонахождения предприятия и погоня не за тем рынком, который действительно нужен. Отечественная и мировая практика показывают, что большинство предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей выпускников колледжей, поэтому дисциплина заканчивается зачетом в форме защиты своего бизнес-плана. Цель методического пособия состоит в том, чтобы изложить, в доступной для студентов форме, механизм разработки бизне-плана.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В условиях усиления конкуренции, как на внутреннем российском рынке, так и на мировом рынке отечественные предприятия вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений с учетом российских реалий. Оптимальным вариантом достижения таких решений в современных экономических условиях хозяйствования является бизнес-план. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательно разработанного бизнес-плана. Бизнес-план дает детальные пояснения, как будет происходить управление бизнесом для обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратности инвестиций. Постоянные изменения экономической среды, в которой действует компания, предполагают уточнение и пересмотр бизнес-плана, что, в свою очередь, требует выработки механизма привлечения управленческого персонала к данной работе. Бизнес-план это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности. В настоящее время имеется большое разнообразие определений бизнес-плана, его значения, структуры и методов разработки. Дословно «бизнес-план» переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово «бизнес» здесь рассматривается как синоним предпринимательства. В новых экономических справочниках и словарях «бизнес» называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли; осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Планирование — это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу. Таким образом, бизнес-план — объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Следовательно, бизнес-план — одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа. Именно бизнес-планирование помогает предпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможет обойти конкурентов. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ Общей целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмына ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Конкретными целями бизнес-плана могут быть: • получение кредитов или привлечение инвестиций; • определение степени реальности достижения намеченных результатов; • доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; • убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие. Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. Задачи бизнес-плана различаются в зависимости от участников процесса бизнес-планирования. Примерами задач бизнес-планирования со стороны высшего менеджмента предприятий могут быть: • организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; • выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых ее сторон; • формирование инвестиционных целей на планируемый период; выбор стратегии и тактики конкуренции; • оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия, и т. п. Задачи бизнес-планирования относительно инвесторов и партеров могут быть следующими: • определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т. е. способы концентрирования финансовых ресурсов; • мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес- плана; • обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка, и т. д. На плечи сотрудников предприятия ложится выполнение следующих задач бизнес-планирования: • информирование всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения; • координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана;
Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала фирмы. В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. 1. Разработка стратегии бизнеса связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. 2. Планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. 3. Привлечение инвестиций. Позволяет привлекать извне денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно прорабатываемого бизнес-плана. Привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. 4. Учет возможных рисков и минимизация потерь. Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана. Это позволяет улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, мотивировать их на достижение цели. КЛАССИФИКАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНОВ Классификация бизнес-планов осуществляется по следующим критериям: 1. По целям разработки бизнес-планы бывают: а) инвестиционные — направлены на внедрение инноваций в виде новых технологий, продуктов или выход на рынок с традиционным продуктом. Осуществляется это через новое строительство или расширение действующего предприятия либо проведения реконструкции модернизации, технического перевооружения; б) для выработки стратегии развития организации; в) для планирования деятельности организации; г) для финансового оздоровления по действующему предприятию. 2. По объекту планирования. В бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов: а) предприятия в целом (нового или действующего); б) объединений (группы) предприятий; в) инвестиционного проекта или бизнес-единицы (направления бизнеса). 3. По конечным потребителям. Бизнес-планы могут быть предназначены: а) для внутреннего пользования самого предпринимателя или руководства фирмы (как средство самоорганизации); б) банкам, инвесторам, акционерам; в) региональной администрации; г) бизнес-партнерам (покупателям, спонсорам, лизингодателям и др.). 4. По продолжительности решаемых задач (горизонту планирования) выделяют следующие виды бизнес-планов: а) стратегические (долгосрочные), представляющие совокупность основных целей предприятия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени, порой даже десятилетий; б) тактические (среднесрочные), охватывающие более короткий период (3—5 лет), используются для поддержки стратегических планов, содержат более точные определения действий, больше деталей и спецификаций; в) оперативные (краткосрочные), представляющие собой систему бюджетирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год с выделением плановых заданий по обеспечению всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации. 5. По сложности проекта различают проект простой, сложный и очень сложный. 6. По условиям конфиденциальности формируют бизнес-план: а) официальный — предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, спонсоров и дает понятие об общей цели; б) рабочий — представляет собой повседневный рабочий документ для руководителя фирмы, команды разработчиков и консультантов, в нем разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана. Рабочий бизнес-план должен быть особо конфиденциальным, так как обычно содержит информацию, которую не включают в официальный бизнес-план, например капитал, направляемый в бизнес, сведения о конкурентах или маркетинговая стратегия. Информация в рабочем бизнес-плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном, чтобы было легко пользоваться документами и вносить в них изменения. 7. По гибкости планов различают планирование: а) директивное (статистическое) — сверху вниз с четко заданными показателями; б) индикативное — направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью внесения коррективов, в том числе существенных. 8. По стадии развития организации различают бизнес-планы: а) для зрелой фирмы — масштабные; б) на начальной стадии развития фирмы — нечеткие и небольшие.
|