Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VIII






Проведение крестьянской реформы. Крестьяне и власть.
Для успеха земельной реформы необходимо бы ло широкое оповещение населения о ее содержании. Первые шаги в этом направлении оказались доволь но неуспешными; текст земельного закона был из дан платной брошюрой и распространялся медленно, и еще в июне население некоторых районов ничего не знало о нем!. Но уже с лета, не без личного вме шательства ген. Врангеля, дело пропагандирования земельного закона быстро пошло вперед: текст за кона раздавался бесплатно, были выпущены и широ ко распространялись листовки, излагающие на простом языке основные положения земельной ре формы2. Была также издана брошюра, озаглавлен ная „Вся земля народу в собственность. (Обще доступное изложение земельного закона 25 мая 1920 года)".
„Большевикикоммунисты, — писалось в этой брошюре, и другие социалисты говорят, что они отдают землю народу, но, не признавая вовсе права собственности на землю, они считают, что вся земля должна принадлежать либо казне, либо коммунам, а отдельные хозяева могут землею пользоваться только временно с дозволения комиссаров, комбе дов и коммун; по их законам и понятиям во вся кое время каждого хозяина можно удалить с зем ли и отдать его землю коммуне или другому ли цу.
Новый Земельный Закон тоже отдает землю на роду, но не всему народу вообще, а передает и за крепляет ее за каждым отдельным хозяином и при том в вечную, наследственную, нерушимую собст венность.
Потому в собственность, что только хозяинсоб ственник, твердо знающий, что земля будет всегда принадлежать ему, не пожалеет на нее труда, хорошо ее обработает, удобрит и улучшит, чего не сделают ни арендатор, ни съемщик. /.../
Представляется, по мнению некоторых револю ционеров, простым как будто делом, разделить всю землю поровну между всем решительно народом. Да что из этого выйдет?
Много в каждом Государстве, да и в России не мало, таких людей, которые либо давно от земли отстали, либо никогда до нее дела не имели, кото рые вовсе земли и не хотят, а если бы им дать, то ее побросают, либо будут сдавать в аренду крестьянам же.
Землю надо дать, и Закон ее дает настоящему трудящемуся на ней хозяину, у которого еще от сохи да косы пот не обсох" 3.
После общих обоснований реформы, брошюра излагает отдельные ее положения. Следующим об разом обосновывается выдача земли не даром, а за выкуп:
,, Ни в одной стране на свете нет и не может быть такого Закона, чтобы земля давалась в собствен ность даром. Большевики не требуют с крестьян вы купа за землю, зато и не считают землю собственно стью крестьян, а Государства, и с такой „даровой" земли любой честный трудящийся хозяин, по той или иной причине, может быть во всякое время со гнан" *.
В последнем разделе брошюры указывается, ку да можно обращаться за дополнительными справ ками о законе: к уездным земельным посредникам, которые обязаны „во всякое время растолковы вать и разъяснять Закон и объяснять, как его лучше исполнить". В случае отъезда посредника можно обратиться к любому члену уездного земельного совета или к представителям Управления земле делия и землеустройства, находящимся при армии. Справки можно также получить каждый день, от 11 до 1 часа, в Управлении земледелия и землеуст ройства в Севастополе (дается адрес)5.
Помимо брошюр и листовок, печатались также плакаты, разъясняющие Закон. В начале июля Се вастопольский Высший Юридический Институт уч редил пятинедельные „курсы крестьянского права и хозяйства" для подготовки деятелей земельной реформы. Программа курсов включала ознакомле ние с юридическими, историческими и экономиче скими вопросами, относящимися к землеустройст ву и крестьянскому хозяйству, а также подробное изучение земельного закона. На проведение курсов правительство отпустило Юридическому институту 200000рублей6.
В прессе публиковались призывы к интеллиген ции включиться в работу по разъяснению и прове дению в жизнь земельного закона; „в деревню должны быть посланы люди дела, знающие и толко вые, умеющие говорить и действовать в крестьян ской среде ', писала газета „Великая Россия" 7.
Были приняты меры, чтобы доставлять информа цию о земельной реформе и на ту сторону фронта. Листовки и брошюры распространялись земным или воздушным путем. Ниже приводится, для иллюстра ции, секретный доклад начальника разведыватель ного отделения штаба главнокомандующего от 13 октября:
„В местности, которая занималась нашей Армией, а также в ближайшем тылу красных прифронтовой полосы — нами разбрасывался „Земельный закон". Советские власти принимают все меры, чтобы эти листовки не попадали в руки населения и, наконец, за последнее время, по имеющимся сведениям, со ветские власти фальсифицируют наш закон о зем ле; ему придается явно провокационное содержа ние: совершенно искажены пункты обязательств крестьян, определенно указывается на всю выгоду помещиков.
Полагаю, что в этом отношении необходимо уси лить нашу пропаганду; надо населению указать и предупредить его, что советские власти провоци руют; надо после изложения самого приказа отпеча тать предупреждение вышеуказанного смысла.
Конечно, по истечении некоторого времени Со ветские власти вновь применятся, а поэтому необхо димо следить за ходом этого вопроса и вариировать разъяснения'^.
Есть данные о том, что за каждый доставленный экземпляр закона о земле красные выдавали 1 000 рублей, а укрывателей расстреливали, но что, не смотря на все меры, у пленных красноармейцев нередко находили экземпляры земельного закона и „прочих воззвании.
Итог мер по ознакомлению населения с законом о земле подводится в документе, присланном Г. В. Глинкой в „Отделение для сношений с ино странными представителями" 16 сентября и состав ленного по просьбе американского представителя в Крыму:
„I) Земельный закон со всеми к нему дополни тельными приказами главнокомандующего издан в достаточном количестве экземпляров (было два официальных издания, не считая частных и опубли кования в газетах) и широко распространен как среди населения, так и в войсковых частях. Кроме того, значительное количество экземпляров пе реправлено разными способами и разбросано летчи ками за линией фронта для ознакомления красно армейцев и прифронтового населения.
2) Выпущено два официальных издания попу лярного изложения закона и несколько воззваний агитационного характера.
3) Назначенные во все уезды уездные по земель ным делам посредники и их помощники землемеры. снабженные всем необходимым литературным ма териалом, по нескольку раз объехали волости и сельские общества и разъясняли закон о земле на волостных и сельских сходах и в частных беседах с крестьянами.
4) В некоторых уездах уездными посредниками были созваны съезды волостных старшин и сель ских старост для ознакомления с законом о земле и порядком выборов.
5) В газете „Крестьянский Путь" помещается обширный, систематически сообщаемый управле нием земледелия редакционный материал по разъяс нению земельного закона, причем ведомство, со своей стороны, оказывает всяческое содействие распространению этой полезной газеты в крестьян ских массах.
6) На фронте при начальнике гражданской ча сти штаба главнокомандующего организована пар тия агитаторов, которая, разъезжая по фронту, оз накомляет с законом путем собеседования /и/ раз дачи литературы войсковые части и жителей при фронтовой полосы, проникая иногда за фронт /'.../.
7) С целью подготовки кадра работников по проведению в жизнь аграрной реформы, группа про фессоров высшего юридического института откры ла краткосрочные курсы крестьянского права и хозяйства. При всемерной поддержке управления земледелия курсантам подробно разъяснен земель ный закон в связи с историей крестьянского законо дательства в России и современным положением, и выпущено до 40 человек вполне подготовленных слушателей. В настоящее время открылась вторая сессия курсов, на которую уже записалось до 80 человек.
В результате все население достаточно ознакомле но с содержанием земельного закона, за исключе нием разве самых захолустных поселков, но и эти поселки с открытием действий волостных земель ных советов не могут уже не знать о земельном за коне" 10.
Для успешного проведения земельной реформы недостаточно было хорошо осведомить о ней кре льянство — надо было также заручиться его со чувствием. Это было дело не простое, по разным причинам. Вопервых, многие места были сильно разорены, в деревнях не хватало инвентаря, людей (находились в той или иной армии), рабочего ско та. Количество же земли оставалось прежним: ча сто крестьянину было важнее найти возможность вспахать землю, уже находящуюся в его распоряже нии, чем тратить время на закрепление ее за собой официально или на увеличение ее количества. У крестьян жажда к приобретению земли в определен ной степени ослабла. Кроме того, нередко у них бы ли значительные запасы зерна, позволявшие им не спеша приглядываться к распоряжениям новой вла сти.
Частая смена власти уже сама по себе не могла побуждать крестьян с доверием относиться к ново му земельному порядку, тем более, что политиче ское устройство времен ген. Деникина не оставило о себе в Таврической губернии особенно хорошей памяти. Сам ген. Врангель указывает также, что „вопрос о выкупе" возбуждал „сомнения" у насе ления1!.
Но главная причина возможного недоверия кре стьян к земельным мероприятиям власти была иная: как писал в отчете начальству таврический губернский посредник, крестьяне поверят власти лишь при условии „непрерывного, достаточно бы строго и, главное, прочного продвижения фронта вперед". Он указывал, что по мере удаления фронта увеличивается и количество требований закрепле ния земли! 2. Как пишет в своих воспоминаниях Н. Н. Чебышев, „все /было/ в зависимости от воен ных успехов. Пока шли бои в Мелитопольском дение тех же учреждении. Волостным Земельным Советам предоставляется выяснение потребностей местного населения в топливе и строительных мате риалах и в расширении сельскохозяйственного пользования за счет лесных площадей, а также инте ресов этого населения в способах разработки леса.
Ст. 7. Советские хозяйства, устроенные в преде лах волости, а также имения, в которых ведется культурное или промышленное хозяйство, имеющее государственное или краевое значение, переходят всецело в распоряжение Правительства и могут быть им передаваемы для заведывания либо особым ка зенным управлениям, либо Волостным Земельным Советам, с обязательством сохранения в них инвен таря, правильного хозяйства и всех хозяйственных обзаведении. /.../
Ст. 8. Впредь до укрепления за новыми владель цами земельных участков, о покупке которых у прежних собственников не последовало взаимного соглашения, а по укреплении — до уплаты Государ ству за укрепляемые участки полной их стоимости деньгами или натурою (зерном), — хозяева, в пользовании которых находятся эти земли, обла гаются сборами в деньгах или зерном в средства Государства. Сборы эти предназначаются на покры тие лежащих в земле долгов кредитным учрежде ниям и частным лицам и в Государственный фонд для вознаграждения бывших собственников этих земель.
Ст. 9. Размер упомянутых в предшедшей статье сборов хлебом или деньгами с новых собственни ков отчуждаемых земель определяется на следую щих основаниях:
1. полною оплатою Государству стоимости каж дой десятины удобной земли, без различия — пахот ной, сенокосной и выпасной, — признается сдача в государственный запас хлеба в зерне преобладающе го в данной местности посева (ржи или пшеницы) в количестве пятикратного, среднего за последние 10 лет, урожая этого хлеба с казенной десятины; /.../
3. причитающееся в оплату отчуждаемых участ ков количество хлеба вносится новыми собственни ками в течение 25 лет ежегодно, равными частями, составляющими на каждую десятину одну пятую часть среднего урожая; /.../
5. плательщику предоставляется во всякое вре мя досрочно произвести полную оплату стоимости всего или части укрепляемого за ним участка земли взносом хлеба или денежной стоимости его по ры ночным местным ценам времени уплаты; /.../
Ст. 10. Разверстка между плательщиками (от дельными хозяевами, товариществами и общества ми) установленных сборов, взыскание, хранение и сдача их по назначению возлагаются на Волостные Управления, под наблюдением податной инспек ции./.../
Ст. 11. Волостные Земельные Советы, немедлен но по их открытии, производят по каждому казен ному и частновладельческому имению обследования для выяснения: 1) какие угодья, в каком размере, на каком основании и в чьем именно пользовании состоят, причем составляются опись имения и пере чень обрабатывающих в нем землю хозяев и преж них владельцев; 2) сколько у кого из обрабатываю стьянством, большинство надежных свидетелей считало, вместе с В. А. Оболенским, что „в общем земельная реформа была встречена крестьянами сочувственно" 23. Если можно нередко встретить сведения об осторожности и выжидании крестьян, нам не приходилось встречать надежные данные об их определенно отрицательном отношении к рефор ме. Недоверие крестьян, повидимому, относилось не к положениям закона, а к способности власти провести его в жизнь и удержаться на юге России, Придавая, как мы видели, решающее значение земельной реформе, ген. Врангель очень пристально следил за действительным ее проведением в жизнь. Ему нередко приходилось напоминать своим со трудникам о срочности того или иного мероприя тия: так, например, 13 июня А. В. Кривошеий по лучил из Джанкоя следующую телеграмму:
„Главком считает совершенно необходимым те перь же подготовить для отправки на фронт земле меров для нарезки земель, дабы тотчас же по созда нии земельных советов можно было бы приступить к наделению землей. Это необходимо ввиду начи нающейся провокации — распространения слухов о решении командования земельный закон не прово дить в жизнь. Шатилов" 24.
В июне „уездные посредники, с необходимым для них штатом помощников, землеустроителей и землемеров уже были на местах и приступили к работе". К концу июля — началу августа, большая часть выборов в земельные советы была оконче на25.
Проведение выборов и распределительных работ наталкивалось на ряд трудностей. Пространство, на котором должна была проводиться реформа, было немалое (8 уездов и 6 000 000 десятин) и требовало большого количества хороших администраторов. Не все из тех, что удалось подобрать, отличались над лежащими деловыми качествами. На успех проведе ния мер по землеустройству сильно влияли местные условия: отдаленность от фронта, степень разорения хозяйств, проблемы, связанные с особыми катего риями земель (например, с землями, принадлежа щими городам), состояние дорожной сети и труд ность устройства новых путей, водоснабжение, и пр. Не всегда также выбранные волостные советы мог ли справиться с чрезмерно сложной для многих их членов задачей, и им необходима была во многих случаях усиленная посторонняя помощь. Возника ли проблемы, связанные с отказом крестьян некото рых областей от единоличного приобретения земли и предпочтения ее приобретения миром, целыми массивами2б.
Как и отношение к ней крестьян, быстрота и успех проведения реформы были различными. К концу лета, например, в „забытой и заброшенной" западной части Днепровского уезда, дело продвига лось „туго", зато в Перекопском уезде, „несмотря на страдную пору, крестьяне принимали в выборах деятельное участие. Большинство сходов прошло в присутствии не менее двух третей домохозяев, имеющих право участия на сходах" 27.
„В число лиц, избранных в волостные земельные советы, — повествует газета „Великая Россия", — во многих случаях вошли местные интеллигенты, нередко с высшим образованием. Председателем совета НовоВасильевской воло сти Бердянского уезда избран местный учитель зем ской школы. Состав совета Колмытайской волости слагается следующим образом: из 7 членов 4 та тар, в том числе Волостной Старшина, и 3 русских, из которых один крестьянин, один садовладелец и один крупный собственник с высшим образовани ем. Секретарем земельного совета избран и утверж ден бывший мировой судья, при чем ему положено жалованье в размере 120 тысяч в месяц. В одной из волостей выбранной оказалась интеллигентная жен щина, владеющая небольшим участком земли, лич но ею обрабатываемым" 28.
Вот как, по свидетельству,, Великой России" от 27 сентября, проводилась земельная реформа в Евпаторийском уезде:
„Евпаторийский уезд занимает одно из первых мест в Таврической губернии по количеству взятых в армию лошадей. /.../ Выехать в уезд почти невоз можно. В случае экстренной надобности уездному посреднику приходилось платить 40—50 тысяч за пе регон в 15—20 верст.
Продолжающийся упадок крестьянского хозяй ства, уменьшение живого и мертвого инвентаря и рабочей силы, уходящей из деревни по мобилиза ции, или в бега, уклоняясь от призыва, все это гу бительно отражается на проведении земельного за кона в уезде.
Дезертиры, которым нечего терять, составляя не значительное меньшинство, все же терроризируют благомыслящее, но совершенно беззащитное боль шинство крестьянства. Члены волостных земель ных советов опасаются лишать дезертиров земли, не желая рисковать своей жизнью и имуществом в слу чае мести.
К тому же почва Евпаторского уезда мало при годна для ведения сельского хозяйства. Тем не менее, несмотря на все трудности и пре пятствия, многое уже сделано. Выборы волостных земельных советов состоя лись между 1—11 августа и прошли организованно и стройно.
Интересно, что во многих волостях была принята своего рода куриальная система, в земельные сове ты вошли представители от всех категорий земле дельцев и землевладельцев уезда, от арендаторов до крупных помещиков включительно. /.../
Крестьяне всячески идут навстречу земельным советам, стремясь обеспечить их в материальном от ношении и всячески облегчить их работу. /.../ Работа волостных земельных советов в Евпато рийском уезде уже дала ощутительные результаты. По всем волостям намечены частновладельческие имения, в которых земля сдавалась в обычную арен ду, обследования этих имений почти закончены, арендный фонд будет в первую очередь передан в собственность крестьянам.
Параллельно с этим земельные советы подготов ляют материал для определения нормы закрепления и окончательного установления состава будущих собственников. В некоторых случаях выработка норм землевладения уже закончена, при чем макси мум крестьянского участка очень высок в связи с плохим качеством почвы и определяется в 40, 60, 100 десятин в зависимости от привходящих усло вий. Минимум помещичьего землевладения дает по всем волостям, представившим нормы, 100 деся тин./.../" 29
Легче всего было приступить к разделу крупных имений, уже обрабатываемых арендаторами. Таким образом уже приступили к разверстке имения Рога чевское великого князя Николая Михайловича и имения в 9 000 десятин, принадлежавшего графине Апраксиной. В некоторых случаях крупные имения переходили в государственное управление; огром ное имение ФальцФейна „Аскания Нова" было пе редано Таврическому университегуЗО, Особый интерес представляет описание земельной реформы в Атманае (Мелитопольский уезд), так как это единственный случай землеустройства, фак тически полностью доведенного до конца до осен ней катастрофы. Землеустроительные работы в Ат манае подробно описаны в докладе таврического губернского посредника Шлейфера начальнику Управления земледелия и землеустройства. Ниже приводится обширная выдержка из этого докумен та:
„Фактическая сторона Атманайского дела, в до полнение к телеграмме вашему превосходительству, посланной инженером Рудиным из Мелитополя за № 454, представляется в следующем виде. После неудачного начала работ, когда под влиянием воен ных событий настроение крестьян резко измени лось, а находившиеся там чины вынуждены были уехать, дело и по возвращении землемеров не ла дилось. Неясно было положение на фронте, и воло стной земельный совет если и работал, то под не ослабным давлением посредника и его помощника, а на укрепление записывались лишь смельчаки, „отчаянные головы", как называли их крестьяне. Потребность в земле таких смельчаков не покрыва ла и обычной аренды (2 500 десятин), и начинать работы по отводу в натуре не было смысла, тем бо лее, что выяснение собственного земельного обеспе чения заявивших об укреплении требовало времени. Однако уже 2 сентября, по настоянию посредника, Ефремов ский земельный совет утвердил списки ходатайствующих об укреплении, причем, едва ли не на другой день начались требования об изменении списков, их дополнении и различных исправлениях. К этому времени отодвинулся и фронт, и сразу уве личились требования на землю, что вело к дальней шим изменениям списков. Была начертана площадь обычной аренды. Заполнен весь фонд, установлен ный при первой поездке в Атманай инженера Руди на, а требования росли, менялась цель работ, — уст роить только арендаторов, и крестьяне, ободрен ные податливостью посредника, понявши, что не только им, а и ведомству нужна эта работа, потре бовали раздела всего имения, и при этом „по ду шам". Огромных усилий стоило старшему землеме ру Александрову уговорить их отказаться от этого требования и остановиться на площади в 6 000 деся тин, каковая площадь была разрешена посредником к отчуждению, включая сюда и Новый Хутор, что сделано также под влиянием требований крестьян. В результате длительных переговоров, частых опа сений, что дело вовсе прекратится, только к поло вине сентября списки будущих собственников вы лились в определенную форму, потребовавшую, впрочем, новых изменений при исключении дезер тиров, и землемеры смогли приступить к состав лению проекта отвода участков, так как закрепле ние фактической аренды было невозможно и вслед ствие отказа крестьян, заявивших о желании посе литься в имении, и вследствие значительного превы шения окончательно отчуждаемой площади над пло щадью обычной аренды. Получилось весьма слож ное, с 5 поселками и общими выпасами, землеуст ройство для 394 хозяев на площади свыше 5 000 де сятин. Необходимость учета разбросанной в разных местах неудобной земли очень усложняла проекти рование, и без того затрудняемое неправильными фигурами общей площади каждого поселка, и дроб ным (в десятинах и квадр. саженях) количеством отводимой земли. И, тем не менее, за чрезвычайно короткий срок, в 1520 дней, партия землемеров /приводятся фамилии 8 человек. Н. Р./ состави ла превосходный землеустроительный проект с удачной сетью дорог, правильным в смысле обеспе чения водой и удобства возведения построек распла нированием поселков и соответствующим направле нию обычных ветров и топографическому характеру местности расположением пахотных участков. Про ект этот, в большей части составленный и частью проложенный в натуру, будет вполне закончен к 12 октября, после чего и может состояться заседа ние уездного земельного совета для утверждения его. А по утверждении будут пропаханы борозды там, где это окажется нужным, и подготовлены к выдаче документы, написание которых придется вести в Симферополе, так как ни в Мелитополе, ни тем более в деревне, для этого нет подходящих условий. Во всяком случае теперь можно вполне уверенно сказать, что дело будет закончено вполне благополучно. /.../" 31
Итог проведения земельной реформы был подве ден в документе, озаглавленном,, Сведения об осу ществлении земельного закона генерала Врангеля 25 Мая 1 У20 года к 15 Октября ". Ниже приводится та его часть, которая описывает проведение выбо ров в земельные советы и подводит итоги их дея тельности:
„К подготовке выборов и содействию скорейшей организации Волостных Земельных Советов Уезд ные Посредники приступили немедленно по прибы тии на места, т.е. с начала июля месяца. Все предвыборные действия были произведены при ближайшем участии Уездных Посредников и их помощников, благодаря чему, несмотря на страд ное время и крайне обременительные воинские по винности (подводная, окопная и др.), уже в конце июля было образовано несколько волостных сове тов, а во второй половине августа волостные зе мельные советы функционировали во всех воло стях, за исключением лишь тех, где выборы не мог ли состояться, вследствие военных действий. Некоторая задержка выборов в Днепровском, Мелитопольском и Бердянском уездах произошла в связи с натиском большевиков в Августе. К 15 Октября выбрано и функционировало 90 Во лостных Земельных Советов, как видно из прила гаемой таблицы:
Уезды Колич. Кол. избр.
волостей Вол. Зем. Советов
Симферопольский 7 7

Евпаторийский 7 7

Феодосийский 8 8

Перекопский 9 9

Мелитопольский 35 26

Днепровский 20 19

Бердянский 48 13

Ялтинский 6 1

140 90
В Мелитопольском, Бердянском и Днепровском уездах волости, в которых Волостные Земельные Советы еще не избраны, находились в районе воен ных действий, а в 5ти волостях Ялтинского уезда не предполагается образовывать волостных Земель ных Советов.
.Одновременно с избранием членов Волостных Земельных Советов были также избраны и члены уездных земельных советов, которые образованы во всех уездах, кроме Ялтинского, где вследствие преобладания мелкого землевладения земельный за кон почти не находит себе применения. Только в од ной Байдарской волости образован земельный со вет, присоединенный к Симферопольскому уезду.
Волостные Земельные Советы немедленно по из брании приступили к работе: 1) обследованию зе мельного фонда волости, подлежащего передаче земеледельцам, 2) выяснению земельной нужды на селения, 3) установлению норм крестьянского и по мещичьего землевладения, 4) собиранию сведений о средней урожайности для определения выкупной стоимости земли, 5) выяснению прав каждого дан ного лица на получение того или иного участка зем ли, 6) обеспечению интересов воинов, сражающих ся за восстановление Русской государственности и др. Работы эти производились при ближайшем со действии чинов ведомства Земледелия. В настоящее время обследование земельного фонда почти везде закончено, большинством волостных земельных со ветов уже составлены предположения о нормах кре стьянского и помещичьего землевладения, которые и представлены в Уездные Советы.
До сего времени получены сведения о нормах крестьянского и помещичьего землевладения, выра ботанных Волостными Советами Симферопольско го, Евпаторийского, Перекопского и Днепровского уездов.
Отдельными волостными Земельными Советами намечены следующие нормы крестьянского и поме щичьего землевладения:
Максимум Минимум
Уезды крестьянского помещичьего землевладения землевладения
(в десятинах) (в десятинах)
Перекопский 35, 65, 75, 100 ^ 150, 200, 300, 400, и 150 ^ 500 с правом
Симферопольский 10, 35, 45, 65, 75^ увеличения до 600
Евпаторийский 40, 60, 100 100
Днепровский 70 100
Берлинский 20, 30, 65

Разнообразие норм объясняется тем, что при вы работке их Волостные Земельные Советы принима ли во внимание качество почвы и многосемейность для крестьянского землевладения, и культурность имения для землевладельцев.
Вместе с тем намечены планы выполнения на ме стах земельных работ по распределению участков между трудящимися и порядок производства этих работ по отдельным имениям.
Фактически в некоторых имениях к этим рабо там приступлено, а в имении „Атманай" Фелибера Шатилова, Мелитопольского уезда, Ефремовской волости, эти работы уже заканчиваются. В этом имении числится около 9 000 десятин, из которых 1 500 десятин, находящихся под соляными промыс лами, переданы для эксплуатации владельцу, 1 700 десятин оставлено для ведения хозяйства, 500 деся тин оставлены в запас для наделения воинов, а остальные 5 300 десятин укрепляются за 385 земле дельцами.
Мелитопольский Уездный Совет утвердил предпо ложения Ефремовского Волостного Земельного Со вета, после чего новым собственникам предполага лось выдать владенные акты. /.../
В Днепровском уезде приступлено к отчуждению и распределению между трудящимися арендного фонда 8ми крупных имений, площадью до 72 000 десятин. 10 Сентября Земельный Совет Чаплынской волости вынес постановление о закреплении 1 775 десятин за 56 арендаторами имения Агаркова, при чем 40 десятин оставлены при усадьбе владельцу, а из 3 470 десятин образован запасный земельный фонд.
Громовский Волостной Совет постановил 27 Сен тября закрепить за 67 арендаторами 1 820 десятин имения ФальцФейна, владельцу оставить 100 деся тин, а из 7 207 десятин образовать земельный фонд. Четыре Волостных Земельных Совета Перекоп ского уезда представили проект распределения зе мель между 87 домохозяевами на площади в 4311 десятин.
В наиболее богатых волостях хлеборобы прояв ляют стремление к немедленному получению земли в полную собственность путем добровольных сде лок с владельцами. Ряд таких сделок был одобрен Волостными Земельными Советами Симферополь ского и Перекопского уездов.
Покупная стоимость отчуждаемой из имения зем ли может быть определена только по установлении средней урожайности. Эта сложная работа не могла быть выполнена ко времени сбора урожая. Поэтому приказом Главнокомандующего от 26го Июля № 3 367 на текущий год установлен сбор хлеба и арендных платежей с арендаторов и скопщиков в размере 1/5 действительного урожая. Сбор этот в пределах Таврического полуострова в большинстве случаев уже внесен непосредственно владельцам, в северных уездах поступление этого сбора в казну ожидалось после обмолота хлеба.
Все эти сборы, как поступившие непосредственно владельцам, так и в казну, будут зачтены в счет выкупных платежей за укрепленную в собствен ность земледельцев землю" 32.
Прислушаемся в заключение этих двух глав о земельных делах к некоторым общим суждениям о земельной реформе ген. Врангеля. Обычную точку зрения советской исторической науки хорошо вы ражает, в недавно опубликованной книге о граждан ской войне, Г. 3. Иоффе. Он считает, что Врангель сделал „попытку возрождения несколько модер низированной столыпинской, третьеиюньской поли тики", „но если столыпинская политика оказалась бессильной предотвратить новую буржуазнодемо кратическую революцию, могла ли она конкуриро вать с уже победившей социалистической револю цией? Только чувство отчаяния толкнуло бело гвардейщину на повторение уже провалившегося эксперимента". „В большинстве своем, — продолжа ет Иоффе, — крестьяне не верили закону, не желали брать предлагаемую им землю и фактически изпод палки шли во врангелевские.земельные советы' ", а „уже к осени со всей очевидностью выяснилось, что аграрная политика провалилась: крестьяне не пошли за черным бароном"? 3.
Близкой точки зрения придерживается амери канский историк Питер Кинез. Он считает, что в 1920 году русские крестьяне уже выбрали совет скую сторону и что „нерешительной земельной ре формы было недостаточно, чтобы изменить мнение большинства из них". Успешная борьба с беззако нием в деревне действительно несколько увеличи ла популярность белых у крестьян, но вряд ли „не удавшаяся земельная реформа" („abortive land reform")34.
Некоторые другие западные историки положи тельно оценивают земельную реформу ген. Вран геля, но считают, что ее проведение запоздало и уже не могло изменить курса исторических собы тий35.
В своей книге, посвященной отцу, К. А. Криво шеий пишет, что земельная реформа Врангеля бы ла „самой интересной попыткой если не решить, так решать земельный вопрос после революции, учитывая интересы как помещиков, так и крестьян ства, но прежде всего крестьянства./.../ В главном она соединяет принципы столыпинской реформы с принципом передачи крестьянству большей части помещичьей земли". Не обещая „превратить в соб ственников весь деревенский пролетариат", земель ная реформа Врангеля, как и реформа Столыпина, была „ставкой на сильных" 36.
В письме представителю ген. Врангеля В. А. Ма клакову от 16 сентября Г. В. Глинка так характери зует земельную реформу:
„Земельный закон генерала Врангеля имеет две основы:
1; идею частной земельной собственности, но собственности мелкой, связанной с близостью лич ности хозяина к его земле и 2) свободы и права земледельческого населения (по преимуществу мелких хозяев) устраивать зе мельный порядок, согласный с местными правовы ми воззрениями на собственность и местными эко номическими условиями" 37.
„В противовес большевистской голытьбе, — чи таем в анонимной статье „Великой России" от 21 июня, — власть стремится опереться на лучший де ревенский элемент — среднего хозяина, собственни ка и арендатора. Но эта часть крестьянства слишком часто обессилена гражданской войной, терроризиро вана шайками разбойников и большевиками. Под нять зажиточное и трудоспособное крестьянство, сплотить его, организовать социально и экономиче ски, дать ему возможность охранять порядок на земле вот наша первая задача в деревне" 38. Если в крайне правых крымских кругах счита ли, подобно Г. В. НемировичуДанченко, что ген. Врангель подошел к решению земельного вопроса в духе „кадетских" и „правоэсеровских" про грамм39, леволиберально настроенные деятели Крыма, подобно В. А. Оболенскому, в общем поло жительно оценивали реформу. Оболенский считает лишь, что земельный закон был слишком сложным для военного времени. Достаточно прозорливо он также подчеркивает, что подготовка и проведение земельной реформы нужны были ген. Врангелю и из чисто военных соображений: чтобы продолжать почти безнадежную борьбу, армии необходимо ста ло ощущение, что она делает народное дело, что Врангеля поддерживают широкие массы населения. Не лишено интереса и замечание Оболенского о том, что „приблизительно в одно и то же время и Врангель и Ленин поставили ставку на середня.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал